<<
>>

Подход к предмету у наивного физика

После того, как я кратко изложсил общую идею или, вернее, основную цель нашего исследования, позвольте мне описать самую линию атаки. Я намереваюсь сначала развить то, что вы можете назвать «представлениями наивного физика об организмах».

Это те представления, которые могут возникнуть у физика, когда, изучив свою физику и, в частности, ее статистические основы, он начнет размышлять

об              организмах, об их поведении и жизнедеятельности и честно задаст себе вопрос, — сможет ли он исходя из своих знаний, с позиций своей сравнительно простой, ясной и скромной науки, сделать сколь -нибудь полезный вклад в данную проблему.

Выяснится, что он это сделать может. Следующим шагом должсно быть сравнение теоретических ожсиданий физика с биологическими фактами. Тут обнаружится, что хотя в целом его представления кажется вполне разумными, их тем не менее надо значительно уточнить. Этим путем мы постепенно приблизимся к правильной точке зрения 3а годы, прошедшие со времени написания книги, физики внесли большой вклад в изучение материальные носителей жизни. Достаточно вспомнить, что структура молекулы! ДНК была расшифрована физиками на основе рентгеноструктурного анализа. — Прим. перев.

14

или, говоря скромнее, к той точке зрения, которую я считаю правильной.

Даже если я и прав, то не знаю, является ли мой путь действительно лучшим и простейшим. Но это был мой собственный путь. «Наивный физик» — это я сам. И я не вижу лучшего и более ясного способа для достижения цели, чем мой собственный, хотя быть может и извилистый путь. Почему атомы так малы?

Хороший способ развить представления наивного физика — это задать ему сначала странный, почти нелепый вопрос. Почему атомы так малы? А они ведь действительно очень малы. Каяедый маленький кусочек вещества, к которому мы ежедневно прикасаемся, содержит огромное их количество.

Предложено много примеров, чтобы довести этот факт до сознания широкой публики и самым выразительным из них был пример, приведенный лордом Кельвином. Представьте, что вы смогли пометить все молекулы в стакане воды, а после этого вылили содержимое стакана в океан и тщательно перемешали, чтобы меченые молекулы равномерно распределились по всем морям мира. Если вы затем зачерпнете стакан воды наугад, в любом месте океана, то обнаружите в нем около 100 помеченных вами молекул5.

Действительные размеры атомов6 лежат приблизительно между 1/5000 и 1/2000 длины волны света. Это сравнение имеет особое значение, так как длина волны приблизительно соответствует величине самой маленькой частицы, которую еще можно различить под микроскопом. Таким образом, мы видим, что такая частица содержит еще тысячи миллионов атомов.

Итак, почему атомы так малы?

Ясно, что этот вопрос является обходным, так как, задавая его, Конечно, вы не найдете точно 100 молекул (даже если бы это быт идеально точныш результат вынисления). Вы1 обнаружите 88 или 95, или 107, или 112, но практически невероятно, чтобы1 вы1 нашли 50 или 150 молекул. Возможное отклонение, или флуктуация, будет порядка корня квадратного из 100, т. е. 10. Статистически это выфажают, говоря, что вы найдете 100±10 молекул. Этим замечанием в данныш момент можно пренебречь, но мы1 к нему вернемся как к примеру статистического Vn закона. Согласно современной точке зрения атом не имеет отчетливые границ, так что «размер» атома не является достаточно точныш понятием. Мы1 можем заменить его расстояниями между центрами атомов в твердые или жидких телах, но, конечно, не в газообразные, где эти расстояния при нормальные давлении и температуре, грубо говоря, в 10 раз больше.

15

мы невольно сопоставляем размеры атомов с размерами различных организмов, в частности, нашего собственного тела. В самом деле, атом мал, когда он сравнивается с используемой в повседневной жсизни мерой длины, скажем, с ярдом или метром.

В атомной физике за единицу длины принят так называемый ангстрем (А), равный 10-10 метра (м) или в десятичной записи 0,0000000001 м. Диаметр атомов лежсит межсду 1 и 2 А. Единицы же длины, по сравнению с которыми атомы так малы, прямо связаны с размерами нашего тела.

Бытует легенда, которая приписывает происхождение ярда чувству юмора одного английского короля. Когда советники спросили его, что принять за единицу длины, то он вытянул руку в сторону и сказал: «Возьмите расстояние от середины моей груди до кончиков пальцев, это и будет то, что надо». Было так или нет, но этот рассказ имеет прямое отношение к нашему вопросу. Естественно, что король хотел указать длину, сравнимую с длиной его тела, так как он знал, что иначе мера будет очень неудобной. При всем своем пристрастии к ангстремам физик все-таки предпочтет, чтоб ему сказали, что на его новый костюм потребуется 6,5 ярда твида, а не 65 тысяч миллионов ангстремов.

Таким образом, в действительности наш вопрос касается не одного, а двух размеров — нашего тела и атома. Принимая во внимание несомненный приоритет независимого существования атома, вопрос прозвучит так: почему наше тело должсно быть таким большим по сравнению с атомом?

Многие, страстно изучающие физику или химию, не раз жалели о том, что все наши органы чувств, составляющие более или менее существенную часть нашего тела и (принимая во внимание значительные размеры приведенного отношения) сами составленные из бесчисленного количества атомов, оказываются слишком грубыми, чтобы воспринимать удары отдельного атома. Мы не можем ни видеть, ни слышать, ни чувствовать отдельных атомов. Наши гипотезы об атомах далеко отстоят от непосредственного восприятия наших органов чувств, и эти гипотезы нельзя проверить прямым наблюдением.

Обязательно ли должсно быть именно так? Имеются ли основания для этого? Можсно ли объяснить это положение каким -то принципом, чтобы убедиться в том, что ничто другое несовместимо с законами природы? Это уже является такой проблемой, которую физик способен выяснить полностью и на все вопросы получить утвердительный ответ.

16

<< | >>
Источник: Шредингер Э.. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. 2002

Еще по теме Подход к предмету у наивного физика:

  1. Подход классического физика к предмету
  2. Глава 1. Предмет и задачи
  3. Зоология как предмет преподавания в школе
  4. Биофизические исследования в физике
  5. Физико-химическое изучение клетки
  6. Предмет экологии насекомых
  7. Статистическая физика. Основное различие в структуре
  8. Постоянство, не объяснимое классической физикой
  9. Выводы классического физика, будучи далеко не тривиальными, оказываются неверными
  10. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  11. Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОЛОГИИ
  12. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЗООГИГИЕНЫ
  13. 18.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
  14. Предмет, основные цели и задачи ветеринарной токсикологии с основами экологии