Разработка домашнего задания


Наиболее обычными являются задания по обобщению, закреплению и воспроизведению усвоенных знаний. Они являются естественным продолжением предыдущего урока и готовят учеников к последующему.
Основу этих заданий составляет работа с текстом

учебника (с.
96). При этом было бы ошибкой думать, что задача ученика заключается в простом выучивании урока по тексту. Учитывая то, что основной материал должен быть усвоен на уроке, домашняя работа должна преимущественно иметь характер закрепляющих упражнений, но с таким расчетом, чтобы они стимулировали самостоятельную деятельность учащихся. К таким упражнениям можно отнести ответ на вопросы в конце параграфа, выделение главного, составление плана, логических схем, заполнение сравнитель- но-обобщающих таблиц, решение задач и т. п.
Такие задания должны быть менее объемными и более простыми, чем та работа, которая проводилась в классе. Дома ученики лишены возможности обратиться за помощью к учителю и очень сложные или громоздкие задания не выполняют.
Объем домашних заданий в значительный мере зависит от качества урока. Чем выше эффективность его, тем меньше объем, и наоборот. Но даже при самом Совершенном уроке полностью отказываться от домашних заданий не следует. Изучение биологических объектов предполагает включение в домашние задания фенологических наблюдений, самонаблюдений, постановку простейших опытов, описание которых есть в учебнике. Выполнение таких работ не только делает знания более осмысленными и прочными, но и способствует формированию предусмотренных программой умений.
Учеников следует привлекать к выполнению заданий предварительного характера. Например, за 2—3 недели до изучения вопроса в классе ученикам предлагают заложить опыты по выяснению действия различных условий на прорастание семян. Одна группа учеников выясняет действие влаги, другая — света, третья — температуры и т. д. В нужное время учитель будет иметь на уроке богатый демонстрационный материал. То, что он подготовлен силами учеников, придает уроку особую значимость и интерес.
В последнее время получила известность система опережающих домашних заданий с текстом учебника [68]. Суть ее сводится к тому, что ученикам дают для самостоятельного изучения материал, который на уроке не объяснялся. Учитель указывает страницы основной и дополнительной литературы и отмечает главную особенность домашней работы — понять материал, а не запомнить его.
Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю.
С таким багажом ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем по более глубокому изучению данного материала.
Урок начинают с разбора нового, в известной степени уже знакомого ученикам, материала. Это основная часть урока. Желающие отвечают на вопросы учителя. Попутно указывают, что ими не понято, какие возникли вопросы.
Беседа чередуется с разъяснениями и дополнениями учителя, работой с раздаточным материалом, учебником, демонстрацией диа- и кинофильмов. Лучшее время урока используется для изучения и закрепления нового материала. Учеников учат учиться.
В конце урока учитель делает обобщение, формулирует основные вопросы следующего урока и дает задание на их проработку.
Для этих уроков характерен принципиально новый подход к процессу обучения. Во-первых, вопросы задают ученики, а учитель на них отвечает. Во-вторых, знания школьники получают путем самостоятельной работы с книгой. В-третьих, урок становится подлинной лабораторией приобретения знаний.
При регулярном проведении такой работы количество желающих отвечать непрерывно увеличивается, а оценки «2» исчезают вообще.
Часть заданий (чтение дополнительной литературы, сбор информации по теме урока, просмотр соответствующих кинофильмов, телепередач, подготовка сообщений к уроку, написание рефератов, проведение длительных наблюдений и опытов, изготовление пособий и т. п.) носит рекомендательный характер и выполняется по желанию учеников.
Все это способствует расширению, углублению и конкретизации знаний, возбуждению интереса к предмету. Выполнение подобных заданий поощряют, но ни в коем случае не навязывают. Их выполняют
Эа счет свободного временя. Они не должны быть в тягость ученикам.
Успешно выполнить домашнее задание школьники могут только в том случае, если им ясно, что и как нужно делать. Значит, учителю необходимо продумать форму инструктажа н его место на уроке. Желательно, чтобы инструктаж совмещался с выполнением «пробного» задания. Оно часто совпадает с работой по закреплению изученного материала.
Вряд ли есть смысл после инструктажа обращаться к учащимся с вопросами: все понятно? Кто не понял? Лучше спрашивать конкретных учеников, предлагая им сообщить, как они поняли задание или в какой последовательности собираются его выполнять.
Домашнее задание не дают наспех. Методику их продумывают так же тщательно, как и объяснение нового материала, н специальным пунктом отмечают в поурочном плане.
Ч
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Разработка домашнего задания:

  1. 8.10. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  2. Практические задания
  3. Контрольные вопросы и задания
  4. РАЗРАБОТКА ИНФРАСТРУКТУРЫ
  5. Разработка проблем макроэволюции
  6. 2.2.1. Разработка алгоритма диагностики Malassezia-инфекций животных.
  7. Разработка метода, определения остаточных количеств препаратов. 
  8. Разработка твердыхпрепаративных форм биопрепаратов
  9. ПОЧВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УДОБРЕНИЯ ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ КУЛЬТУР
  10. VI. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ЗАЩИТЫ ЛОШАДЕЙ ОТ ГАСТРОФИЛЕЗА
  11. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННОГОПРОИЗВОДСТВАБИОПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ БАКТЕРИЙ-АНТАГОНИСТОВ
  12. Разработка биохимических основ учения о питании. Открытие витаминов