<<
>>

Практические задания

Требования к выполнению

Для отчетности по практическим заданиям необходимо: >

Изучить тему Пособия. >

Найти правильный ответ в тексте Пособия. >

Заполнить пустые части заданий и дать правильные ответы. >

Выслать по электронной сети МЭСИ выполненное задание.

Все задания соответствуют темам Пособия.

Задание №1. 1.

Охарактеризуйте приведенные ниже термины и понятия и объясните взаимосвязь между ними:

таксисы, рефлексы, инстинкты, научение, рассудочная деятельность. 2.

Объясните, что такое «монизм сверху», «монизм снизу», и назовите различия между ними. 3.

«Психика является формой ..., позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды». 4.

Почему психика животного до сих пор остаётся для нас неразгаданным «черным ящиком»? Выразите свое мнение по поводу возможностей полного изучения психики человека и животного. 5.

Приведите примеры зоопсихологических исследований. 6.

Соотнесите уровень поведения и вид животного: 1)

таксисы, 2) рефлексы, 3) инстинкты, 4) научение, 5) рассудочная деятельность.

а) человек, б) простейшие, в) птицы, г) приматы.

Задание №2. 1.

Соотнесите способ движения и уровень развития психики: 1)

Движения крайне разнообразны, появление подлинных конечностей. 2)

Впервые движения по суше с помощью конечностей, в форме сложных рычагов. 3)

Движение с помощью жгутиков и ресничек. 4)

Движения с помощью конечностей, имеющих дополнительные функции.

а) элементарная сенсорная психика,

б) высший уровень сенсорной психики,

в) низший уровень перцептивной психики,

г) высший уровень перцептивной психики. 2.

Приведите описание группового поведения на примере муравьев или пчел. 3.

«Онтогенез есть процесс ... развития особи от момента ...

до смерти». 4.

В чем состоял эксперимент Куо с куриными зародышами? 5.

Составьте таблицу преимуществ и ограничений («плюсов» и «минусов») рождения зрелорожденных и незрелорожденных детенышей.

Задание №3. 1.

Приведите примеры социального и брачного поведения животных. 2.

Удалите не относящееся к брачному поведению слово: 1)

оплодотворение; 2) осеменение; 3) ухаживание; 4) синхронизация. 3.

Опишите причины избегания спаривания с представителями другого вида. 4.

Брачное поведение часто включает в себя ухаживающее поведение ... по отношению к ... . 5.

Приведите примеры двух категорий сигналов, запускающих различные виды межвидового поведения.

Задание №4. 1.

Соотнесите решение задачи на проявление интеллекта и конкретное исследование: 1)

решение на основе выявления общего алгоритма; 2)

решение за счет экстренной реорганизации ранее усвоенных навыков; 3)

решение на основе обобщения и абстрагирования; 4)

решение задач за счет экстренного улавливания закономерностей.

а) опыты Футса по обучению шимпанзе английскому языку;

б) тест З.А. Зориной на оценку количественных параметров среды;

в) животное обучают выбирать один из пары предметов;

г) опыты Крушинского на рассудочную деятельность с движением пищевого раздражителя. 2.

Назовите 3 сходства и 3 отличия между человеком и приматами. 3.

Благодаря переходу к . существованию постепенно освобождались . конечности, раньше занятые в процессе ло- комоции. 4.

Расшифруйте понятия:

Homo habitus, Homo erectus, Homo sapiens.

Придумайте свой вид человека: например, «человек творящий» (Homo creans).

Задание №5.

Заполните столбец таблицы «Стадии развития психики». Впишите в правильной последовательности стадии: •

сенсорная и перцептивная, •

высший уровень перцептивной, •

низший уровень интеллектуальной, перцептивная, •

интеллектуальная, •

сознание, •

высший уровень интеллектуальной. Филогенез заботы о потомстве Филогенез

онтогенеза Стадии развития психики Родители находят условия среды, необходимые для развития потомства. Субъект самостоятелен с рождения. Родительские особи осуществляют специальную деятельность по подготовке и поддержанию условий для потомства. Структура деятельности и мотиваци- онно-потребностная сфера взрослого типа. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детенышами как самостоятельными особями. Содержание мотивационно- потребностной сферы частично отличается от взрослой по объектам деятельности. Родители удовлетворяют некоторые потребности детеныша в непосредственном взаимодействии. Структура деятельности, мотивацион- но-потребностная сфера и мотивационные механизмы отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре.

Окончание таблицы Филогенез заботы о потомстве Филогенез

онтогенеза Стадии развития психики Обучение детенышей взрослым формам поведения при их участии в соответствующей деятельности взрослых. Наличие специально организованных родителями условий для развития. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства. Удовлетворение потребностей, развитие взрослой структуры деятельности, осовение видотипичных средств отражения.

Задание №6.

Заполните пустые ячейки таблицы.

1. Виды человекообразных обезьян Относительные размеры мозга (человека - 1,0) Владение передними конечностями (шимпанзе - 1,0) Возможности к прямохождению (шимпанзе - 1,0) Игрунковые 0,1 0,2 0,1 Приматы Орангутан Горилла Шимпанзе

2. Гипотеза Смена экологической ниши Использование природных орудий Обработка

природных

орудий «Удлинение» рук человека с помощью орудий Фоули Поршнева Харди

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Практические задания:

  1. 8.10. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  2. Контрольные вопросы и задания
  3. Е. В. Сергиевская. Систематика высших растений. Практический курс, 1998
  4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
  5. Гпава 12. Практические рекомендации
  6. Практическое значение этологии
  7. Практическая значимость.
  8. />РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  9. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  10. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  11. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
  12. Сезонная периодичность-практические приложения
  13. ПТИЦЫ-ИХТИОФАГИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  14. Практическое использование лета насекомых на свет