10-10. Царство человека
Co времен Линнея человека принято было выделять в особое царство природы; Бэр, например, писал, что человек биологически относится к животным из отряда приматов, а в умственном и духовном плане являет собою отдельное царство. Эта точка зрения не единственна - так, Оуэн в книге, упомянутой в п. 2-11, классифицируя млекопитающих по их черепам, выделял человека в особый подкласс, состоящий из одного отряда Bimana (двурукие), т.е. располагал людей как бы между двумя позициями Бэра.
С позиции влияния на другие виды человек тоже является именно царством, что видно из такого подсчета: площадь возделанных земель составляет 1,5 млрд гектар, лугов и пастбищ 3,3 млрд, т.е. вместе - более 40% суши. Еще 0,5 млрд га в принципе можно использовать при орошении; на большее на Земле не хватит воды (Жученко AA Адаптивное растениеводство. Кишинев, Штиинца, 1990, с. 22). Теперь можно уточнить: человек строением и физиологией относится к подотряду обезьян, а экологически является особым царством природы. Это, кстати, соответствует общепринятому экологическому пониманию царств.
Человек может выступать как царство и в чисто классификационном смысле, что не раз отмечали те, кто формулировал отличие людей от животных.
Эту линию недавно продолжил методолог С.Г Кордонский. У него особая деятельность человека названа социальной:«у людей как представителей царства природы есть “животная”, “растительная”, “бактериальная”, “минеральная” и другие “части”, в то время как у... высших животных есть все “части”, кроме социологической» (Кордонский С.Г. Циклы деятельности и идеальные объекты. М., Пантори, 2001, с. 127).
Это не вполне верно (социальная структура у высших животных есть, а у обезьян весьма развита - см. п. 9-15; особую деятельность человека в занимающем Кордонского смысле я бы назвал понятийно-орудийной), но автор прав в главном: если определять каждое новое царство как появление нового типа деятельности, то человек - царство. И его деятельность носит, в частности, глобальноэкологический характер.
Экологическая универсальность и генетическое единство (горизонтальный перенос) прокариот вынуждает считать их надцарством, состоящим из одного царства. С этой позиции людей тоже можно считать надцарством, состоящим из одного царства. В самом деле, люди тоже генетически едины. Далее, будучи поначалу всего лишь консументом, человек постепенно овладел всеми трофическими уровнями. Сперва это достигалось только посредством разведения нужных человеку организмов, но в последней четверти XX века стало играть существенную роль прямое их создание, т.е. генная инженерия. Кроме комбинирования природных генов, в последние годы началось изготовление генов. Теперь можно получить ген, который будет кодировать никогда не существовавший в природе фермент.
Более того, человек теснит прежние царства - точно так же, как в протерозое эвкариотные царства (растения, животные и грибы) начали теснить прокариот. В Европе большинство первичных (росших до человека) лесов уничтожено, а в Китае есть обширные территории, относимые не к какой-то биогеографической единице, но прямо определяемые как «антропогенный ландшафт». Положение животных еще менее завидно: все виды крупнее зайца либо уже истреблены, либо оттеснены в малолюдные зоны (где их численность тоже падает), либо одомашнены.
Численность людей и разводимых ими животных в тысячи раз первосходит их максимально возможную численность в диком состоянии. Кроме них процветают, в основном, непромысловые виды животных в почве и океанах.Инопланетяне, приближаясь к Земле и едва убедившись, что здесь есть жизнь, увидят, что царят люди, а уж потом смогут выявить, какие еще у нас есть царства организмов. Ведь люди - не просто геологическая сила (ею являются все царства), он еще строит объекты, многие из которых видны из космоса: водохранилища, города и т.п. Можно сказать, что человек в глобальном плане - конструктор, точно также, как грибы - деструкторы. Даже больше: грибы разлагают лишь органику, а человек конструирует всё.
Это позволяет ввести надцарство (царство) человека формально:
надцарство Humana (человеческие), состоящее из одного царства Homines (люди) - это группа организмов, единая генетически и способная выполнять как экологические функции всех прежних царств, так и новую функцию - конструктора, т.е. создавать материалы и изделия, отличные качественно от тех, что существовали в природе до появления людей.
При таком подходе на схеме можно дать еще одну короткую дугу - выше животных, над хордовыми. Однако пятицарственную систему лучше изображать вообще не так, а иначе, кладя в основу иные, кроме приведенных, рассечения. До ее разработки остается пользоваться схемой рис. 81, подчеркивая, что она дает абрис живой природы, какой она была до промышленной и информационной революции.
Впрочем, царство человека только в XX веке стало доминантой жизни, а появилось оно раньше (как звери появились в мезозое, а доминантой стали в кайнозое): первым явлением царства была неолитическая революция (рождение земледелия), а первым явлением надцарства - утеря естественного ландшафта значительной частью средневекового Китая.
Прежние царства возникли слишком давно, и мы ничего не знаем о процессе их формирования. Зато об остальных высших таксонах мы знаем: вероятно, они возникали в безморозном климате и затем расселялись, эво- люируя, в более холодные страны (биотогенез). Именно так развивались и люди. Возникнув в субтропиках, они несут с собой полутропическую среду обитания (теплое жилье, солнцелюбивые растения); одновидовая культура влечет в последние годы монотипизацию условий жизни, откуда и «поразительное безразличие подростков», создающее массу новых проблем (Яниц- кий О.Н. Экологические перспективы города. М., 1987, с. 40, 93). Замечу: «поразительное безразличие подростков» есть снижение видовой активности, т.е. основного фактора эволюции, элемент отката (п. 9-16**).
Вообще, снижение разнообразия в рамках царства человека весьма характерно, что хорошо видно из упомянутой книги молдавского агробиолога
А.А. Жученко: используемая земля засажена ничтожной долей растений: из 300 тыс. видов цветковых используется 5 тыс., причем широко - всего 30 видов. Из них почти все путем селекции приведены, с целью повышения продуктивности, в экологически неустойчивое состояние (с. 67, 193). Для избежания катастрофы автор предлагает отказаться от монокультур (от полей, засеянных единственным сортом) и от единообразных мер воздействия на земли; он даже призывает вводить менее урожайные, но более экологически самостоятельные растения.
Эти меры можно назвать диатропическими, но главный вопрос диатро- пического характера таков: может ли вообще одновидовое царство быть устойчивым и, тем самым, существовать долго? Ответа у меня нет.
С одной стороны, нынешняя неустойчивость биосферы очевидна и явно связана с царством человека, но с другой - она может оказаться временной. Ведь человечеству вообще свойственно развиваться циклами. (Есть и вторая причина, очередное глобальное потепление - тоже, возможно, краткая.)
В этом плане интересна книга: Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. М., 2003. Тут верно отмечен факт цикличности глобальной истории цивилизаций: за эпохой объединения следует эпоха распада империй; описаны 3 цикла (античный, средневековый и нынешний), а о более ранних сказано лишь, что они имели место и что длительность каждого «также составляет около тысячи лет» (с. 51).
На самом деле, как бы ни группировать события, длительность циклов со временем сокращается. Так, нынешний цикл, начавшийся в XIV веке, еще не закончен, но уже накладывается на следующий (Европа объединяется, империи распадаются); средневековый составил 1100 лет (III / Xlll ве
ка), а античный цикл превысил полторы тысячи лет, и чтобы уместить его в тысячу пет (-VIII I Il века), Пантину пришлось начать его на 500 лет позже действительности. В самом деле, крушение Микенской цивилизации, ставшее началом распыления Эгейского мира (и описанное Гомером в -VIII веке), произошло в -XIII веке. Что касается предыдущего цикла, кульминацией которого был союз Ассирии и Египта (-XV / -XIV века), то описать его не берусь, но он длился тысячу лет лишь в Месопотамии (-XXII / -XIII века), тогда как Египет был великой державой в течение большей части Древности, т.е. около 3 тыс. лет с перерывами.
Чуть более удачной видится идея 1од-периодичности (логарифмического роста характерных времен развития по мере углубления в прошлое). Идея основана на представлении истории мира в форме роста единого фрактала-древа; она грубо проведена через всю историю мироздания, начиная с Большого взрыва и кончая актами истории XX века (АЕ, 12, 214-216, 314, 318, 335). Словом, процесс эволюции мира убыстряется, и это соответствует тому, что было сказано в п. 9-16.
Еще по теме 10-10. Царство человека:
- ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ И ЦАРСТВО ЗООЛОГОВ
- ШЕСТЬ ЦАРСТВ
- 8-2. Эволюция и систематика царств
- В ЦАРСТВЕ АРОМАТОВ
- 17.2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
- ПРИМАТЫ, ИЛИ „ВЫСШАЯ ЗНАТЬ" ЖИВОТНОГО ЦАРСТВА
- Флористические области и флористические царства
- 6.4.3. Методы изучения генетики человека
- Инверсия и человек
- Физиология человека
- РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ
- НА ПОЛПУТИ К ЧЕЛОВЕКУ
- ЧЕЛОВЕК МЕНЯЕТ ЧЕРЕП
- 15. О происхождении человека