<<
>>

10-1** Смысл иерархии. Тезис Короны

Давней беседе с зоологом Н.Н. Воронцовым (около 1965 г.) я обязан пониманием того факта, что постулат о выразимости процесса эволюции посредством родословного древа есть всего лишь проекция дворянских генеалогий на мир растений и животных.

Вскоре стали появляться статьи Любищева, где тот напомнил свои сомнения в универсальности иерархической (древовидной) систематики. Ботаник-структуралист В.В. Корона (Екатеринбург) сказал наиболее четко: древо, как форма системы, связано не с идеей эволюции, а с удобством, с тем, что

“наиболее рациональной формой упорядочения информации является форма дихотомического ключа”, что “Монофилия и дивергенция - это логическое следствие принятых постулатов, а не собственная форма системы” [Корона, 1987, с. 32].

Этот тезис Короны можно выразить так:

Древо как форма классификации отражает свойства не объекта               классификации, а мышления об этом объекте.

Принять этот тезис - значит признать, что способ изображать систему древом искусствен по-существу. Логически этот тезис доказать или опровергнуть невозможно, но с его позиции многое становится понятнее. По словам Короны, в нем «причина устойчивости филогенетической систематики» как явления науки, хотя она и не решает ни одной из стоящих перед нею задач (в частности, не дает конкретных устойчивых систем).

Задач этих он видел три: «построить естественную систему органического мира, выяснить историю его развития и найти наиболее упорядоченную форму представления существующего многообразия».

Как видим, историчность и естественность у него - разные понятия. Могу добавить, что удобство рассуждений - тоже понятие историческое: 300 лет назад в виде древ классифицировали всё на свете, и это было удобно, поскольку в умах царила идея иерархии; а сейчас она доживает свой век. Век этот будет долог (систематику невозможно сменить декретом, да и неясно пока, на что менять), но на эволюционную мысль идея иерархии таксонов влиять заведомо не должна. Если в процессе эволюции и есть какая-то

естественная иерархия, она должна быть выявлена собственно эволюционными средствами, а не извлечена из систематики. 

<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 10-1** Смысл иерархии. Тезис Короны:

  1. ИЕРАРХИЯ И ПОЛОВОЙ ОТБОР
  2. Происхождение иерархии филогенетических групп
  3. СМЫСЛ ЖИЗНИ — В ДВИЖЕНИИ
  4. 3-7** Тезис Витгенштейна
  5. 6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?
  6. 9. И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений
  7. 7-3. Вода и гель. Тезис Воейкова
  8. 10-1* Стабильность названий. Тезис Линнея
  9. Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…
  10. 10* После прочтения генома человека. Тезис Аршавского
  11. Границы между популяциями, иерархия популяций
  12. 5-7. Центральный тезис вместо «центральной догмы»