Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…
Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова. И если лихачи, привыкшие угождать своим богатым седокам, возившие подгулявших купцов и "золотую молодежь", увозившие от полиции преступников и получавшие за свою лихость и беспринципность солидные "чаевые", в основном были настроены явно реакционно (не случайно многие вступали в черносотенный "Союз русского народа"), то ломовики принимали участие и в забастовках и в революционном движении.
Они вставали на защиту друг друга и заставляли считаться с собой не только хозяев, но и полицию.Ломовики существовали долго. Даже когда появилась конка, это не повлияло на них. Конка повлияла на легковых извозчиков, да и то не очень сильно: они продолжали существовать и во времена конки, и даже когда появились трамваи. Но количество их значительно снизилось: все-таки много народа стало пользоваться конками.
А вот грузы, тем более тяжелые и объемные, конки не перевозили. Это продолжали делать ломовики на своих могучих лошадях.
Конка. Известно, что железные дороги появились в конце XVI11 века в Германии, Англии и Франции, а в России — на Алтае. Железные дороги, как заметил Генрих Гейне, "убили пространство". Действительно, сейчас для нас железная дорога — это мчащийся электровоз (паровозы — уже история). Мы вечером садимся в поезд в Москве, а утром уже в Ленинграде. А когда-то такой путь занимал не менее двух недель. Но и электровозы для нас уже слишком медленны. Самолеты, причем такие, которые делают 800 километров в час. И только так. Скорость — девиз нашего времени.
Железные дороги, конечно же, были рождены стремлением к сокращению расстояния, к экономии времени. Но мало кто знает, что в первоначальном смысле железная дорога — это еще не паровоз с вагонами. Это — рельсы и вагоны. А вместо паровоза — лошадь. Да, вот так: и в Англии, и в Германии, и во Франции первые железные дороги были конными.
Даже "царская" железная дорога между Петербургом и Царским Селом, открытая в 1836 году, в течение полутора лет использовала лошадей. Паровики, то есть паровозы, прицеплялись только по праздникам. Но тем не менее паровики относительно скоро вытеснили лошадей с междугородных железных дорог. А вот в городе конно-железная дорога (так официально называлась конка) просуществовала очень долго. "Красиво, легко, чисто, быстро — любо смотреть. Желаем от души успеха этому прекрасному и полезному предприятию" — так писала русская газета "Голос", приветствуя появление конки. Правда, вскоре послышались и другие голоса: "Человек под конкой!", "Еще одна жертва городского транспорта" — такие заголовки стали появляться в газетах вскоре после того, как конки вошли в обиход. А ведь двигались они со скоростью 8—10 километров час! Да и как они могли двигаться быстрее, если довольно большой (величиной со старый двухосный трамвай) вагон тащили две лошади. Правда, лошади были сильными, но ведь и вагон был часто набит до отказа, к тому же имелся и второй этаж — крыша, или "империал", как тогда говорили. ам билеты стоили дешевле. О скорости конки можно судить по тому, что входить в нее и выходить разрешалось на ходу. Ну, конечно, были и остановки — конки же шли по определенному маршруту. В определенных местах, кроме остановок, они еще иногда подолгу ждали встречных: пути, как правило, были одноколейными — с разъездами.Конная железная дорога — знаменитая "конка".
Система была налажена: кондуктор конки объявлял остановки, звонил в медный колокол, кроме того, у него был специальный тормоз — изогнутый штырь с рукояткою, соединенный с тормозными колодками. Когда штырь поворачивали, колодки прижимались к колесам конки и замедляли ее ход или останавливали вовсе. Это было необходимо — ведь улицы в городах часто были горбатыми, и на спуске вагон мог покатиться под горку. А в горку, наоборот, лошадям часто не хватало сил втащить его. Это тоже предусматривалось: перед подъемом всегда дежурил человек с запасной лошадью — ее пристегивали, она помогала втащить вагон на гору, затем отстегивали, и она "дежурила" внизу — до следующей конки.
Еще по теме Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…:
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЧАЙ»
- Происхождение слова "ямщик" до сих пор не ясно…
- СМЫСЛ ЖИЗНИ — В ДВИЖЕНИИ
- 6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?
- САМООЧИЩЕНИЕ ПОЧВЫ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ПРОЦЕССА
- 10-1** Смысл иерархии. Тезис Короны
- ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ГОДА ЖИВОТНЫХ И КАК ЭТОГО ДОСТИГНУТЬ
- 9. И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений
- ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции крови по вытекающим из этого учения последствиям
- Кто были прямыми предками лошадей?
- Кони рыцарей были сильными…
- Уланы были не так эффектны, как гусары…
- ТАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
- Почему первые орудия были каменными
- Необходимо, чтобы мутации были редким событием
- К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и "гражданские" и "военные"…