<<
>>

Основные приметы

Кажется удивительным, что после века разговоров о человеке, предчеловеке и проточеловеке, не былр определены даже их признаки.

Даже сейчас, как это ни Странно, антропологи не могут точно сказать: кто есть человек, а кто — не человек. Хотя признаки человека обсуждали долго.

Известный английский антрополог Кейс считал, что человек начинается с объема черепа в 750 см3. Ле Гро Кларк (еще более знаменитый антрополог, чем Кейс) утверждал, что человеческим можно считать объем черепа в 700 см3, но замечал, что нельзя определить вид лишь по одному какому- то признаку. Важную роль наравне с черепом и зубами должны иметь формы руки, кости ноги, подошвы, тазовых костей, по которым можно узнать, была ли походка прямая, ~ такая, как у нас, или гоминиды передвигались как обезьяны. Однако ископаемые останки были крайне скудными. Поэтому главными признаками человека считались форма и размеры черепа, характер челюсти и зубов.

Ле Гро Кларк первым четко заметил, что если сравнивать зубы, то австралопитеки уже не обезьяны, но они еще и не человек. Зубы австралопитека были очень своеобразны, так же как и их череп. Объем его — 430—550 см3. Он был больше, чем у обезьян, и меньше, чем у человека прямоходя-

щего (питекантропа). Таким образом, по черепу и зубам австралопитек был переходным звеном от обезьяны к человеку, причем к человеку он был ближе.

А человек умелый кем был? Австралопитеком или человеком?

«Несомненно — человеком,— говорили Лики, Нейпур, и Тобайас.— Его мозг был больше, чем у австралопитеков. Форма черепа у него была более человеческой, чем у австралопитека. Его зубы были тоже более человеческими. По скелету он очень близок к современному человеку».

«Определенно — нет,— говорили большинство критиков.— Подсчеты Тобайаса в 642 см3 сомнительны, потому что черепа были разбитыми или неполными и их было мало по количеству. Сходство по зубам тоже не убеждает.

Кусочков скелета «умелого» мало, чтобы судить о полном его строении».

О скелете критики Лики говорили верно. Всего скелета пока не было. Поэтому говорить о нем было рано. Однако в отношении зубов известный специалист Д. Т. Робинсон заявил, что он не видит существенных различий между зубами австралопитека и человека умелого. С ним согласился и знаменитый Ле Гро Кларк.

О черепе вначале молчали. Потом крупнейший антрополог Ральф Холовей из Колумбийского университета осмотрел Синди, Джорджа и Твигги и согласился с Тобайасом. Их черепа больше, чем у «бэби» из Таунга. Вскоре в Северной Кении был найден почти целый череп «умелого». Объем его мозга был больше, чем у троицы из Олдувая.

Правда, объем черепа и сейчас у людей не одинаков. У современного человека он колеблется в среднем от 1000 до 1800 см3. Это превышает размеры черепа человека прямоходящего (от 700 до 1250 см3). А объем черепа «умелого» перекрывает объем «прямоходящего». Недавние измерения всех находок показали, что объем мозга человека умелого колеблется от 500 до 800 см3.

Отклонения в размерах черепа вводили в заблуждение. Тем более, что различия в размерах черепа не влияют на ум человека. Скорее они отражают размеры тела. Большой человек имеет большой мозг, но он не обязательно умнее маленького человека. (У Байрона объем черепа был более 2350 см3, Тургенева — 2012, у Шиллера — 1781, у Маяковского — 1750, Рафаэля — 1100, а у Анатоля Франса — всего 1010 см3.) Мужчина больше женщины по размерам, и объем мозга у него больше (в среднем — 1400 г, а у женщины —1270 г). Однако они равны по умственным способностям. Так же и у ископаемых — меньший череп может принадлежать женщине, больший — мужчине, поэтому различия в размерах черепа еще ни о чем не говорят.

<< | >>
Источник: Матюшин Г. Н.. Три миллиона лет до нашей эры: Кн. для учащихся. 1986

Еще по теме Основные приметы:

  1. Приметы для долгосрочного прогноза погоды
  2. Народные приметы в Украине
  3. С кошкой было связано много поверий и примет…
  4. Народные приметы
  5. Приметы для прогноза погоды по поведению насекомых, птиц и животных
  6. ОСНОВНОЕ УДОБРЕНИЕ
  7. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  8. Основные темы и герои
  9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  10. Основные принципы
  11. 7.1. Основные характеристики сознания
  12. Основные свойства живого
  13. 1. 4. Основные разделы экологии
  14. 2. 2. Основные среды жизни
  15. 2.11.1. Основные направления этологических исследований
  16. Основные особенности распространения по территории