Существуют две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа. Согласно одной, И. sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или даже архантро- пам).
Согласно другой, существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного общего предкового ствола. Первая точка зрения — гипотеза полицентризма, вторая — гипотеза моноцентризма. Однако, все четче вырисовывается комплексная, объединяющая все главнейшие аргументы той и другой концепции гипотеза, получившая название гипотезы широкого моноцентризма (Я.Я- Рогинский). Гипотеза широкого моноцентризма. Человек современного типа возник где-то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выра-женные промежуточные между неандер-тальцами и ранними ископаемыми формами И. sapiens (кроманьонцами) костные ос-танки. Многочисленные промежуточные между палеоантропами и неоантропами (так собирательно называются все формы ископаемых людей современного типа) формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными. Здесь, по-видимому, и был совершен последний шаг на пути к Человеку разумному. На этой стадии был окончательно сформирован облик современного человека. Фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место на голове. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга в целом не изменились, однако в строении мозга произошли значительные перемены: большое развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью. После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете (рис. 18.7). Люди современного типа широко смешивались с жившими сравнительно оседло неандертальцами, что приводило к резкой смене примитивной, неандертальского типа культуры значительно более развитой культурой неоантропов (кроманьонцев).
Вероятно, это было не простое вы-теснение (или тем более уничтожение), а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры — начина-ла безраздельно преобладать новая, про-грессивная культура кроманьонцев. По данным молекулярной биологии и археологии современные люди попадали (исходно — из африканского центра проис-хождения): — в Переднюю Азию — 73—56 000 лет назад; — в Восточную и Центральную Европу — 51—39 000 лет назад; — в Северную Америку (через Берин- гию) — (40—35) — 7000 лет назад). Картина заселения современной Ойкумены оказывается очень сложной — периодически наступавший ледник резко сокращал обитаемую территорию в Евразии и Северной Америке. По восстановленным частям митохондриальной ДНК прослежи-ваются, например, два потока заселения Европы перед последним наступлением лед-ника: 30—35 тыс. лет назад из Северной Азии, и 25 тыс. лет назад из Передней Азии. Во время наступления ледника 24—16 тыс. лет назад люди в Европе выжили, по-вцци- мому, только в трех рефугиумах: на Пире-нейском полуострове, Балканах и на терри-тории современной Украины (О. Семино, Г. Пассарино, 2000). По мтДНК получается, что около 39 тыс. лет назад протоевра зийцы попали со Среднего Востока в Северную Евразию (предки манси), а через 13 тыс. лет после этого следующая волна расселения человека оставила свои следы в крови современных кетов, нганасан и ал-тайцев (О.А. Дербенева, 2002). Анализ строения митохондриальной ДНК показал, что несколько десятков тысяч лет назад, в плейстоцене, численность ис-ходной популяции Homo sapiens не должна была превосходить 5000 размножающихся пар. Затем, по-вццимому, эта популяция разделилась на несколько и каждая из воз-никших популяций проходила через «буты-лочное горлышко» — периоды исключи-тельно низкой численности, когда число размножающихся пар могло быть всего не-сколько десятков. Среди нерешенных во-прос о том, когда в ходе эволюции рода Ho-mo возник типичный для современного че-ловека набор из 46 хромосом (у всех чело-векообразных обезьян — 48 хромосом).
Механизм перехода от кариотипа, вклю-чающего 2п = 48 хромосом, к кариотипу в 2 п = 46 хромосом понятен (Н.Н. Воронцов, 2001). В результате мутации слияния могла возникнуть особь с 47 хромосомами (подобные мутации известны). При скрещивании с 48-хромосомной особью в потомстве появится 50% с 2п = 48 и 50% с 2п = 47. В потомстве особей с 2п = 47 появятся 35% детей с 2п = 46, 25% — 2п = 48 и 50% — 2п = 47. Даже если этот процесс происходил неоднократно, общая численность одновременно существующих особей с 47 хромосомами должна была быть весьма небольшой — скорее десятки и сотни, чем тысячи особей. Дальнейшие исследования в этом направлении, возможно, помогли бы (с недоступной пока точностью) определить то место в пространстве и времени, когда возник либо весь род Homo, либо только тот вид Н. sapiens, к которому принадлежим мы с вами. Особенности ранней стадии эволюции Человека разумного. Если бы кроманьонец появился в наше время в уличной толпе, то врадли кто-нибудь обратил бы внимание на его физические особенности. К моменту возникновения Н. sapiens род Homo обладал почти всеми признаками, характерными для Человека разумного: двуногая походка возникла миллионы лет назад на стадии рамапитеков или даже несколько раньше; начало трудовой деятельности, связанное с использованием передних конечностей, относится к периоду 5—2 млн. лет назад. Примерно тогда же произошло открытие использования огня. Непрерывно за по-следние несколько миллионов лет (и осо-бенно активно за последние несколько со-тен тысяч лет) идет наращивание массы го-ловного мозга. Трудовая деятельность вме-сте со стадным образом жизни приводит к возникновению речи у ранних представите-лей рода Homo. Отдельные орды палеоантропов, сильные своей хитростью (развитый мозг), способностью противостоять самым крупным хищникам (орудия), неблагоприятным природным условиям (жилища, огонь), стали занимать высшие звенья пищевых цепей во всех районах своего обитания. Ho пока это все еще отдельные орды, стада, племена, относящиеся друг к другу всегда враждебно (вплоть до каннибализма).
Этого требовал естественный отбор — победа любой це-ной, в том числе и ценой жизни своих со-племенников или тем более членов соседних орд. Однако трудовая деятельность требовала передачи накопленного опыта, традиций, объединения усилий отдельных индивидов в процессе труда, охоты и защиты. Происхо-дила грандиозная переоценка ценностей. Раньше неандерталец, вццимо, мог спокой-но съесть больного, старого или раненого члена своей же семьи. Затем преимущества перед другими получили те орды и племена, которые заботились о стариках и поддерживали физически не таких сильных, но полезных своими умственными способностями особей (мастеров по выделке орудий, хороших следопытов и наблюдателей и т. п.). Несомненно, на ранних этапах развития общества должен был существовать отбор, направленный к возникновению способности ставить превыше всего интересы племени, жертвовать собственной жизнью ради этих интересов. Это и было предпосылкой возникновения социальности, о чем говорил еще Ч. Дарвин: «...те общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше и оставить после себя более многочисленное потомство». Именно отбор по «генам альтруизма» (Дж. Б.С. Холдейн) вывел «человека в люди»! В основе возникновения Человека разумного как вида лежат альтруистические наклонности, определявшие преимущество их обладателей в условиях коллективной жизни. С трудом просуществовав около 100 тыс. лет «в тени» биологически прогрессив-ных неандертальцев, кроманьонцы приобрели какие-то особенности, позволившие им взять верх над своими могучими собратьями — неандертальцами. Примерно 75 тыс. лет назад численность кроманьонцев возросла в десятки раз (достигнув нескольких миллионов), и они на протяжении следующих 15—20 тыс. лет вытеснили неандертальцев и захватили всю планету (см. выше). He исключено, что различия касались каких-то особенностей головного мозга. Сравнение 18 тыс. генов человека, шимпанзе и макаки (С. Паабо, 2002) не обнаружило никаких различий в строении ДНК из клеток печени и крови, но очень значительные — в ДНК из головного мозга.
Основные этапы развития Человека разумного. He рассматривая подробно мно-гих замечательных технических и культур-ных достижений, характерных для наших предков на первых этапах существования вида Н. sapiens, остановимся на трех мо-ментах. Первый — небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного. Только Человек разумный достиг такого понимания природы, такого уровня самопознания (человек, по философскому определению,— это «материя, познающая самое себя»), который сделал возможным создание искусства (возраст первых наскальных изображений 40—50 тыс. лет). He исключено, что это духовное развитие связано с невероятным обогащением половой жизни человека (развитием повышенной сексуальности) по сравнению с тем, что известно для всех других млекопитающих (3. Фрейд, 1929; Д. Моррис, 1969). Об этом говорит и не встречающееся у других видов значительное развитие эрогенных зон у человека (участков тела, прикосновение к которым вызывает половое возбуждение, см. табл. 18.1), и возникновение женского оргазма — явления неизвестного у обезьян, и полиэстричность человека, и мощное развитие вторичных половых признаков (борода, усы, рост и физическое развитие). He исключено, что уже со стадии архантропов, и, несомненно,— с времени кроманьонцев, половое влечение, любовь в ее физическом и психологическом смысле во многом определяет и развитие человече-ского общества. Вторым величайшим достижением эволюции Человека разумного были открытия, приведшие к неолитической революции — приручению животных и окультуриванию растений (около 11 тыс. лет назад). Эти события были, пожалуй, наиболее крупными на пути овладения Н. sapiens окружающей средой. До этого человек был полностью зависим от среды при добыче пищи и одежды. Теперь зависимость приобрела иной характер — она стала осуществляться через контроль над некоторыми сторонами среды обитания. Масштабы неолитической революции ныне часто недооцениваются. Можно напомнить, что практически все домашние животные и культурные растения созданы нашими далекими предками много тысяч лет назад.
Масштабы этой неолитической революции еще ждут своих исследователей. В культуру были введены и одомашнены множество видов, потом «утерянных» в этом качестве. Среди домашних животных в Европе уже в историческое время были хорьки и ласки, а в Средней Азии — гепарды, в Китае — бакланы и т.д. Важным следствием неолитической революции стало появление у человека времени, свободного от добывания пищи. Появление такого свободного времени должно было быть мощным стимулом для развития культуры, искусства, ремесел, религии. Третьим крупнейшим этапом в истории современного Человека была научно-тех- ническая революция, в результате которой человек приобрел власть над природой (в последние 2 тыс. лет и особенно в последние 3—4 столетия). Техническая мощь Человечества ныне такова, что оно может по своему желанию менять условия существования в крупных районах нашей планеты, обеспечивать условия для жизни в районах, прежде совершенно недоступных (Арктика и Антарктика), в воздухе, на воде, наконец, в ближнем Космосе. Одновременно с ростом могущества Человечества происходит все более полное раскрытие способностей и наклонностей каждого отдельно взятого человека. Ta генетиче- скн обусловленная неповторимость, которая присуща любому живому существу (см. гл. 8), в сочетании с социальными характеристиками человеческого общества привела к неисчерпаемому разнообразию творческих индивидуальностей. Выделенные важнейшие вехи в развитии Homo sapiens не связаны, как показывают антропологические и археологические данные, с изменениями физического облика человека за последние десятки тысяч лет. Различия между кроманьонцами и современными людьми намного меньше, чем различия между отдельными современными этническими группами и расами. Отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека за несколько последних десятков тысяч лет косвенно показывает, что эволюция Человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и направляется действием иных — со-циальных сил. Роль труда в процессе возникновения Человека разумного. Основные особенности человека: развитие центральной нервной системы; руки как органа, способного производить сотни разнообразных движений, недоступных обезьянам; речь как средство общения людей и создание общества как такового — все это результат процесса труда, производства. Напомним, что возник-новение рода Человека, первым изученным представителем которого мы считали Чело-века умелого (H. habilis), выделяется имен-но по признаку трудовой деятельности. He просто использование палки, камня, кости как орудия (такое использование предметов характерно и для современных обезьян и, конечно, было широко распространено сре-ди австралопитеков), но именно производ-ство различных орудий — вот грань, отделяющая человека от человекопо-добных предков. Все дальнейшее развитие Человека связано с совершенствованием процесса производства, в конце концов при-ведшего Человека к власти над природой. Культурная эволюция. По скелетным останкам можно воссоздать внешний облик и сравнить между собой людей, живших 30—20 тыс. лет назад, 10—5 тыс. лет назад, 500 лет назад, и современных людей. Существенных различий в строении тела между этими группами людей нет. В то же 246 время было бы наивным считать, что различий нет вообше. Различия есть, и они относятся к таковым в культуре. Современный человек знает о свойствах окружающего его мира неизмеримо больше, чем его прародители, он ставит и обсуждает проблемы, представление о которых отсутствовало у предыдущих поколений. Сумма знаний и традиций, используемых каждым поколением, складывается из результатов изобретений, открытий, переживаний людей предыдущих поколений. Все знания передаются следующим поколениям не автоматически, а с помощью обучения. Так, путем «наследования приобретенного» осуществляется социальное развитие, закономерности которого оказываются совершенно иными, нежели закономерности биологической эволюции. Вот только основные этапы культурной эволюции Homo: • украшения — 20 тыс. лет назад; • копье — 40 тыс. лет назад; • скульптурные изображения женщины, наскальные и накостные рисунки мамонтов, львов, туров, носорогов — 35—32 тыс. лет назад; • музыкальный инструмент (флейта) — 25 тыс. лет назад; • лук и стрелы — 18 тыс. лет назад; ¦ расцвет наскальной живописи — 17—15 тыс. лет назад; • глиняный кирпич — 12 тыс. лет назад; • глиняный сосуд — 8 тыс. лет назад; • колесо-диск — 6,5 тыс. лет назад; • гончарный круг — 6 тыс. лет назад; • пиктография — 5,5 тыс. лет назад; • папирус — 4,7 тыс. лет назад; • колесо со спицами — 3,5 тыс. лет назад; • алфавит с гласными — 3,2 тыс. лет назад. Несомненно, культурная эволюция возникла на основе биологической. Какое-то значительное время оба типа эволюции сосуществовали, оказывая влияние на все развитие рода Homo. При этом влияние биологической эволюции уменьшалось, а культурной — увеличивалось. Подробный анализ этого процесса выходит за рамки курса эволюционной теории.? 18.4.