<<
>>

2.2. Основные показатели комплексной механизации

Существуют две группы показателей комплексной механизации:

первая группа – показатели, оценивающие оснащенность строительных организаций машинами и оборудованием;

вторая группа – технико-экономические показатели.

К первой группе относятся механо- и энерговооруженность, уровень комплексной механизации.

Механовооруженность строительства – это отношение суммарной балансовой стоимости машин и оборудования строительной организации к ее годовой стоимости строительно-монтажных работ (СМР), т. е.

а механовооруженность рабочих – отношение той же стоимости к среднему за год числу рабочих (т. е. сколько рублей стоимости машин приходится на одного рабочего).

Энерговооруженность строительства (Эс, кВт/руб.) и рабочих (Эр, кВт/чел.) определяется по следующим формулам:

где Ni – суммарная мощность двигателей автомобилей, машин, установок, инструментов, кВт;

Сг – годовая стоимость СМР, руб.;

N – среднегодовая численность рабочих строительной организации.

Энерговооруженность труда рабочих эффективно (прямо пропорционально) влияет на производительность труда. Однако с увеличением мощности и сложности машин интенсивность роста производительности труда уменьшается из-за увеличения трудоемкости технического обслуживания более мощных и сложных машин.

Уровень комплексной механизации – это доля объема (в физических единицах или стоимости) комплексно-механизированных работ от общего объема работ данного вида. Значения уровня комплексной механизации в водохозяйственном строительстве в среднем составляют на земляных paботах 97,2 %, монтаже сборных железобетонных сооружений – 97,7 %, строительстве дренажа – около 100 %.

Вторая группа показателей (технико-экономические) включает себестоимость единицы объема работ, трудоемкость (выработку), удельные энергоемкость, металлоемкость, расход топлива.

Фактическое и нормативное значения себестоимости продукции или единицы объема работ определяются по следующим формулам:

где С – расход денежных средств на выполнение объема работы W;

Тч – количество часов, за которое выполнен объем работ W;

См.-ч – стоимость одного машино-часа эксплуатации машины;

Пэч – фактическая часовая эксплуатационная производительность машины;

Нпр и Нвр – соответственно норма производительности и машинного времени рассматриваемой машины в конкретных производственных условиях.

Стоимость одного машино-часа эксплуатации машины рассчитывается по определенной методике и включает следующие расходы:

– амортизационные отчисления на приобретение владельцем новой машины после выработки ресурса старой;

– затраты на приобретение эксплуатационных материалов (топливо-смазочные материалы, рабочие жидкости гидросистем, быстроизнашивающиеся материалы – стальные канаты и т. п.);

– затраты на приобретение запасных частей и зарплату бригад по обслуживанию и ремонту машины с накладными расходами на нее;

– заработную плату экипажа машины;

– отчисления на социальное страхование экипажа машины и рабочих-ремонтников;

– затраты по доставке машины на объект строительства (при необходимости включая затраты по демонтажно-монтажным работам – снятие стрелы и ковша экскаватора перед перевозкой и монтаж на месте производства работ).

На величину стоимости машино-часа существенно влияет годовой режим работы машины (число часов работы в год), так как при фиксированной норме амортизационных отчислений и малом Тг резко возрастает доля амортизационных отчислений в стоимости машино-часа при практически постоянных значениях остальных факторов, влияющих на стоимость машино-часа.

Себестоимость единицы объема работы изменяется от мощности применяемых машин по гиперболической зависимости.

Для вновь создаваемых и внедряемых машин, выпускаемых малыми сериями и имеющих высокую начальную цену, зависимость усложняется. В частности, из-за больших амортизационных отчислений сложных мощных машин себестоимость единицы объема может возрастать.

Себестоимость Сед зависит также от объема работ на объекте. Более мощные машины следует применять при больших сосредоточенных объемах, так как для них больше затраты на перебазировки и связанные с ними демонтажно-монтажные работы. Объем Wх, при котором себестоимости (Сед) равны для двух машин различной мощности (Ni, Nj), можно найти, приравняв Сед i и Сед j и решив полученное уравнение относительно Wх:

где – единовременные затраты на перебазировку, соответственно учтенные в расчетной цене См.-ч, и фактические.

Если объем работы на объекте меньше найденного Wх, выгоднее использовать менее мощную машину, в противном случае – более мощную.

Себестоимость единицы профильного объема комплексно-механи-

зированных работ выражается зависимостью

где – коэффициенты накладных расходов соответственно на затраты по эксплуатации машин (1,15) и на зарплату рабочих на немеханизированных операциях (1,06);

Мм.-ч i – машиноемкость i-й операции в машино-часах, зависящая от объема работ по операции и производительности машин.

Трудоемкость механизированного процесса и выработка механизаторов (производительность труда) рассчитываются по следующим формулам:

где – соответственно фактическая и нормативная трудоемкость механизированного процесса, чел. · ч/ед. об.;

Е, Тч – соответственно количество труда в человеко-часах и времени в часах, затраченных на выполнение машиной объема работы W;

Пм – фактическая выработка механизаторов (производительность труда), ед. об./чел. ∙ ч;

Нвыр – нормативная выработка (норма выработки) механизаторов, ед. об./чел. ∙ ч;

К – фактический численный состав звена, обслуживающего машину;

Нч – норма численности, чел.

Удельные энергоемкость (Эед, кВт ? ч/ед. об.), расход топлива (Gт, кг/ед. об.) и материалоемкость (gед, кг/ед. об.) рассчитываются по следующим формулам:

Gт = qЭед;

где Э – количество энергии, расходованной на выполнение объема W, кВт ∙ ч;

N – мощность двигателя машины, кВт;

КN – коэффициент использования мощности (~0,6);

q – удельный расход топлива машиной, кг/кВт · ч;

Gм – масса машины с учетом массы заменяемых деталей и узлов за весь срок ее службы, кг;

∑W – выработка машины за весь срок службы, ед. об.

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 2.2. Основные показатели комплексной механизации:

  1. ОСНОВНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ И МЕХАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
  2. КОМПЛЕКСНЫЕ УДОБРЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТАВ, СВОЙСТВА
  3. Комплексная оценкасобак
  4. Фитоиенотический оптимум популяиий и комплексная оиенка их устойчивости
  5. Комплексность экологических взаимодействий
  6. Реологические показатели
  7. ПЛАНЫ И СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
  8. ЖИДКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ УДОБРЕНИЯ (ЖКУ)
  9. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
  10. Биометрические показатели гибридов кукурузы
  11. Биометрические показатели растений кукурузы