5.4.4. Транспортирование грунта
Разработка грунта любыми механическими средствами (экскавато-рами, бульдозерами, скреперами) сопровождается перемещением грун-та. Расстояние перемещения определяется требованиями строительно-го проекта и техническими возможностями машин.
Например, одно-ковшовый экскаватор может перемещать грунт в пределах своего ра-диуса выгрузки, бульдозеры и скреперы – соответственно до 100 и 800–1000 м. Таким образом, если условиям производства работ удов-летворяют землеройные и землеройно-транспортные машины их при-меняют и для разработки, и для транспортирования грунта.В случае, если возможности землеройных и землеройно-транспорт-ных машин не соответствуют требуемой дальности перемещения грун-та, приходится использовать специальные средства транспорта.
В условиях мелиоративного и водохозяйственного строительства, как правило, используются циклические средства транспорта – авто-мобильный и тракторный. Другие виды – железнодорожный и конвей-ерный – практически не применяются.
При комплектовании экскаваторов с автосамосвалами рекоменду-ется, чтобы в кузове транспортного средства помещались пять – восемь ковшей погрузочной машины (экскаватора). При большем коли-честве увеличивается простой транспортных средств под загрузкой, а при меньшем – увеличивается их количество и ухудшаются условия загрузки (например, при количестве ковшей один – два увеличиваются нагрузки на автомобиль при загрузке).
Тракторный транспорт – тракторы колесные и гусеничные с прице-пами отличаются высокой производительностью в связи с большой грузоподъемностью, возможностью применения на объектах с разны-ми объемами работ, меньшей требовательностью к дорогам и зависи-мостью от погодных условий по сравнению с автомобилями, возмож-ностью применения на путях с большими уклонами. Однако вследст-вие относительно небольших скоростей применение тракторного тран-спорта ограничено малыми дальностями возки грунта.
Вариантом тракторного транспорта является скреперный, когда не-посредственный набор скрепером невозможен, а их загрузка осущест-вляется экскаватором. Окончательный выбор комплекта «экскаватор – транспортные средства» осуществляется на основании технико-эконо-мического сравнения вариантов.
Производительность цикличных транспортных средств зависит не только от параметров транспортных средств, но и от условий объекта: способа погрузки грунта, дальности перемещения его, состояния до-рог, рельефа местности.
Техническую производительность автосамосвала или тракторного поезда можно определить по формуле
где Qоб – объем грунта в кузове (или кузовах), приведенный к объему его в плотном теле, м3;
Т – продолжительность одного цикла транспортной единицы, мин.
где Gт – грузоподъемность транспортного средства, т;
γе – плотность грунта в естественном состоянии, т/м3.
При малом значении отношения вместимости кузова транспортной машины к вместимости ковша погрузочной машины загрузку транс-портных средств необходимо проверять исходя из целого числа ков-шей m. Число ковшей для загрузки
где q – геометрическая вместимость ковша экскаватора.
Принимать следует целое число ковшей (меньшее). Тогда
Продолжительность цикла
T = t1 + t2 + t3 + t4 + t5,
где t1 – продолжительность подачи под погрузку, принимаемая равной 0,5–1,0 мин;
t2 – продолжительность погрузки, мин;
t3 – продолжительность груженого хода, мин;
t4 – продолжительность разгрузки вместе с маневрированием, для саморазгружающихся средств транспорта t4 = 1…3 мин, в зависимости от грузоподъемности;
t5 – продолжительность порожнего хода, определяемая так же, как t3, мин.
Продолжительность погрузки определяется следующим образом:
где К – коэффициент увеличения продолжительности погрузки из-за случайных задержек, принимаемый равным 1,1;
Пм – техническая производительность землеройной машины в карь-
ере, м3/ч.
Продолжительность груженого хода
где l1, l2, …, ln – соответственно длины участков пути с разными условиями (уклоны, покрытия, состояние), м;
v1, v2, …, vn – скорости на соответствующих участках пути, опре-деляемые тяговыми расчетами или по табличным данным, м/мин;
Кзам – коэффициент замедления при разгоне и торможении, зависит от дальности передвижения (для автомобиля при дальности возки 1 км Кзам = 1,05, при 0,5 км – 1,1 и при 0,25 км – 1,2).
Если невозможно учесть условия пути на разных участках, продолжительность груженого или порожнего хода определяют по средней скорости движения автомобилей:
Число транспортных единиц на одну землеройную или погрузочную машину определяют по формуле
Еще по теме 5.4.4. Транспортирование грунта:
- Подготовка рассады к высадке в грунт
- Фильтраторы эпифауны твёрдых грунтов
- ВОДООБМЕН БОЛОТ С ПОДСТИЛАЮЩИМИМИНЕРАЛЬНЫМИ ГРУНТАМИ
- Посев в открытый грунт
- Оценка эффективности применения штаммов бактерий р. Pseudomonasпротив твердой головни в условиях защищенногои открытого грунтов
- ГИГИЕНИЧЕ СКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ НАВОЗОУДАЛЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАВОЗА И ПОМЕТА
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУНТОВНА ОРГАНОРАСТИТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РАССАДЫ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР Т. Ю. Анисимова
- Хилодонеллёз
- Триходиноз
- Влияние литологического состава подстилающих пород на генезис торфяных отложений
- Посев и высадка рассады в огороде
- Внесение навоза мобильными средствами
- Осенняя обработка почвы
- 15.1. ГИГИЕНА ИНКУБАЦИИ
- ЖИДКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ УДОБРЕНИЯ (ЖКУ)
- Плистофороз
- Глава 8 РАССАДА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫРАЩИВАНИЯ
- Параллельные сообщества. Трофические зоны
- Глюгеоз
- ЭКОЛОГИЯ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ