<<
>>

Семейная жизнь — этоважно

Активная жизнь и работа в Краметерхофе постоянно подгоняли мою жену брони и меня, попутно наша семья разрасталась. После нашей первой дочери Мариэтты, которая родилась в 1968 году, последовала в декабре 1969-го вторая дочь Сильвия Вероника, к сожалению, умершая маленьким ребенком, прожив всего несколько дней.

В январе 1972-го увидела свет Хайделинда. В 1974-м наша семья стала больше благодаря рождению Клаудии.

В это время, с маленькими детьми, было очень напряжённо, тогда у нас были закусочная, альпийский дикий парк, гостиница, а также сады и рыбные пруды.

Мои родители, особенно дедушка, когда мы оба переняли всю работу, занимались детьми.

Я не совру, если скажу, что отец был нянечкой. Моя мама работала и без того вовсю, с раннего утра и до позднего вечера. Когда наш дедушка в 1978 году умер, вся забота о детях свалилась на бабушкины руки. Она также примерно справлялась с этой работой. Брони и я беспокоились, чтобы ей не было скучно. С рождением нашего сына Ёзефа Андреаса в мае 1981 года снова началась нянечкина забота для бабушки.

Моя мама жертвовала себя для детей, вязала на всю семью, до своего последнего дня заботилась о нашем благополучии. Она умерла в октябре 1999 года, в возрасте 85 лет, дома.

Уход в последние месяцы за тяжело больной бабушкой был для моей жены большим уроком. Для всех нас было важно дойти с мамой до последних дней и быть вместе — это облегчает умирающему и остающимся эту тяжёлую фазу и придаёт силу и надежду друг другу. Я думаю, что тем людям, которые в этой жизненной фазе не остаются в кругу семьи, чего-то не хватает.

И в этой ситуации я также пережил и понял, как важно и правильно — встать в позицию умирающего (так, как я делал в других жизненных ситуациях с природой). Смерть перестаёт быть ужасной, чувствуешь, что умирающий как будто сам забирает у себя боль.

По-моему, умерший не мёртв, я твёрдо убеждён, что живущий может даже вступить с ним в контакт, к примеру, когда о нём думаешь, соединяешься с ним.

Кто не в состоянии чувствовать такой способ общения, тот много теряет. Я даже дохожу в своей вере до утверждения, что с умершим необходимо вступать в духовный контакт, если при жизни это время было упущено.

Моя философия говорит, что нет ничего мёртвого, даже камень не является мёртвым. На мой взгляд, в природе происходит постоянная циркуляция, в которой — стопроцентная справедливость, безупречность и совершенство. Из этого следует (для меня — моральная установка), что человек ни от чего не может убежать и всю свою жизнь несёт ответственность за каждый свой шаг. Это относится к каждому человеку независимо от конфессий или положения.

Для меня является чудом, что отношения между моей женой и моими родителями, после того, как вначале мой отец преодолел свой скепсис, мы пронесли через многие годы совместной жизни добрыми. Десятилетия подряд мы разделяли один дом, не было ни одного раздора между моими родителями и моей женой. Это звучит невероятно, но это чистая правда. Немного тяжелее мне самому приходилось — в решении производственных вопросов с моими родителями.

То, с какой любовью моя жена Врони ухаживала, как окружала заботой нашу бабушку, показывает мне, какая в ней потеряна первоклассная медсестра. Тут я должен сказать, что большой успех на протяжении многих лет я имел благодаря моей жене, которая к этому имеет неописуемо огромное отношение. Все тонкости с властями, множество работы, большие инвестиции, а также большое внешнее давление, которое я испытал на себе, — всё вытерпела и вынесла она на себе. Я не могу даже представить себе другую жену.

В ходе развития нашего хозяйства в последнее время экстремально повысился поток писем. Моя Врони решила пройти компьютерный курс, который закончила успешно, и сегодня отлично управляет Интернет-страницей Краметерхофа.

В ходе моих консультаций и проектов мне приходится разъезжать по всему миру, почты приходит к нам всё больше и на разных языках, это побудило мою жену в возрасте 55 лет освоить курс английского языка. Что я могу ещё к этому добавить, кроме: спасибо, Врони!

Мариэтта и Хайделинда после экзамена на аттестат зрелости начали профессиональную карьеру, имеют уже собственные семьи. Живут в Зальцбурге. Клаудия изучает биологию и зоологию в Граце, чтобы стать преподавателем. Ёзеф Андреас посещал школу егерей в Бруке на Муре, и сейчас закончил практику. Он следит за моей работой с интересом, ездил со мной с консультациями и докладами в Бразилию.

Я счастлив, что все мои дети выказывают свой интерес к хозяйству. Я думаю, Ёзеф однажды переймёт хозяйство.

Яснее ясного, что для моей жены и меня было бы здорово, чтобы рай пермакультуры Краметерхофа вёлся и дальше в похожей форме хозяйствования. Мой принцип звучит так: каждый человек имеет свои собственные мозги, чтобы свою жизненную дорогу найти самому. Поэтому я не могу и не хочу, собственно, ничего предписывать моим детям.

<< | >>
Источник: Хольцер Зепп. Аграрий-революционер ; Пер. с нем. Э.А. Шек. — Орёл : С. В. Зенина. — 176 с.. 2008

Еще по теме Семейная жизнь — этоважно:

  1. Семейное и групповое
  2. ПЛЮСЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  3. Опосредованное обучение в семейных группах
  4. ВСЯ ЖИЗНЬ НА ДЕРЕВЬЯХ
  5. 7. Жизнь родилась в скороварке?
  6. Жизнь как игра?
  7. Жизнь как игра?
  8. Суточная жизнь
  9. 6. Новая термодинамика: планета делает на себе жизнь
  10. НЕПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ПАРАЗИТА
  11. ЖИЗНЬ ЗА ПОЛОГОМ ТАЙНЫ