Даже знаменитый голливудский режиссер Стивен Спилберг засвидетельствовал почтение этой феноменальной проблеме, включив исчезновение звена № 19 в районе бермудского треугольника в свой фильм «Прямые контакты третьего рода».
А уж книг и статей, написанных на эту тему за последние полвека, просто не счесть. Так что же происходит в этом действительно необычном районе Мирового океана, в котором не только бесследно пропадают корабли и самолеты, но «варится» погода для Европы и Азии? «Вершинами» бермудского треугольника являются Бермудские острова, Пуэрто-Рико и Майами на Флориде (или южный мыс Флориды). Однако «благодаря» любителям сенсаций он не имеет четких границ, так как сторонники существования таинственного бермудского треугольника хорошо понимают, что в данном случае из его пределов исключается весьма важная акватория к северу от Кубы и Гаити. Поэтому треугольник самыми различными способами корректируют: некоторые присоединяют к нему часть Мексиканского залива или даже весь залив полностью, другие – северную часть Карибского моря. Многие продолжают бермудский треугольник на восток – в Атлантический океан вплоть до Азорских островов и даже еще дальше к северу. Поэтому, бермудский треугольник не является ни строго ограниченной географической областью, ни узаконенным географическим названием. Поэтому и пишется со строчной буквы. Если же исходить из классического треугольника, ограниченного тремя указанными вершинами, то становится ясно, что почти половина всех таинственных исчезновений, которыми он так прославился, к нему не относится. Реальная площадь бермудского треугольника составляет чуть более 1 млн км2. Что же такого необычайного происходит на этой территории, что ученые всего мира дружно пытаются найти объяснение этим загадочным явлениям? Свою печальную известность бермудский треугольник приобрел еще в июне 1502 года. Тогда исчезло 30 груженных золотом каравелл, принадлежавших губернатору острова Эспаньола (Гаити) Овадо, отплывших из Сан-Доминго.
Три из них вернулись в порт отплытия много часов спустя. Как объяснили случившееся капитаны кораблей, их судна смогли справиться с бурей. Остальные 27 каравелл исчезли навсегда. Это один из старинных документально подтвержденных случаев. А в 1840 году недалеко от порта Нассау – столицы Багамских островов – было обнаружено французское парусное судно «Розали», находившееся в дрейфе. На нем были подняты все паруса, корабль пребывал в прекрасном состоянии, но сама команда отсутствовала. Никаких записей, проясняющих суть дела, в судовом журнале не обнаружили. Дальнейшей проверкой, правда, было установлено, что судно называлось не «Розали», а «Россини». Во время плавания возле Багамских островов оно село на мель. Команда покинула его на шлюпках, а во время прилива корабль подхватили волны и унесли в открытое море. Стершаяся надпись на борту привела к ошибке, и потому его назвали «Розали». Однако немногие поверили в эту историю: «Розали» как судно-призрак причислили к когорте «Летучего голландца». Появилась даже другая «достоверная» история о том, как оно якобы попало в какой-то странный водоворот, где действуют явно неземные силы. При этом команда отправилась на дно, а судно осталось без управления, и потому этот участок моря отнесли к загадочному и опасному треугольнику. Так началась история бермудского треугольника. Хроника печальных происшествий в этом районе постепенно расширялась. По некоторым оценкам, только в начале XX столетия там «испарилось» 50 судов, 20 самолетов и около 1000 человек. Еще более 120 кораблей и самолетов бесследно пропали здесь после 1945 года. И удивительные происшествия не прекращались. Однако настоящий бум вокруг этого района начался только после исчезновения шести военных самолетов рейса № 19 и одного из поисковых самолетов, принадлежавших ВМС США. Именно после 5 декабря 1945 года загадочное пространство получило название бермудского треугольника. Перечислять все исчезновения не имеет смысла. Специалисты, которые внимательно изучили статистику исчезнувших судов по выпискам «Регистра Ллойда», были поражены, прослеживая судьбу того или иного судна, потерпевшего крушение или пропавшего без вести.
Во-первых, только часть кораблей, так рьяно описанных Чарльзом Берлицем в его сенсационной книге «Бермудский треугольник» (1975 г.), исчезли непосредственно в этом треугольнике. Настоящих, запротоколированных случаев исчезновений кораблей едва ли наберется больше 10–15 % от того, что сообщалось в сенсационных газетных публикациях. Вся беда в том, что разобраться с этими случаями практически невозможно, ведь таинственное «нечто» не оставляет свидетелей. А во-вторых, существуют и другие аномальные зоны, где количество исчезающих морских и воздушных кораблей непропорционально велико, по сравнению с остальными районами земного шара. Они находятся вблизи Средиземного моря, в Афганистане и к северо-востоку от Гавайских островов, в Тихом океане. Когда ученые расположили все эти аномальные районы на глобусе, то, к своему изумлению, обнаружили, что они находятся не только на одинаковом удалении от экватора, но и равномерно распределены по окружности глобуса на расстоянии 72° друг от друга. По мере того как на глобусе наносились все новые места исчезновения кораблей, каждый район приобретал форму овала или ромба с одинаковым для всех них наклоном на восток. Дальнейшие исследования обнаружили пять таких же ромбовидных районов в южном полушарии, равномерно расположенных по земной окружности с одинаковым наклоном на восток и на одинаковом удалении от экватора, но только не к северу, а к югу! Единственным общим признаком для всех этих десяти районов (вернее, для восьми, поскольку Средиземноморский и Афганский районы исключаются из правил в силу своего местоположения) оказалось то, что все они расположены поблизости от отчетливо прослеживаемых теплых океанских течений. Так может все загадочные явления, происходящие в бермудском треугольнике и сопровождающие исчезновение кораблей и самолетов с командами, носят природный характер? И скептики не напрасно посмеиваются? Получить однозначные ответы на эти вопросы до сих пор не представляется возможным, ведь оказалось, что этот район ученые не изучали. Нет, конечно, здесь побывали десятки экспедиций из многих стран мира, но только с единственной целью – изучить особенности океана, то есть здесь работали океанографы, которые «не обращали» никакого внимания на какие-либо аномальные явления. А лучше сказать, ничего особого они не зарегистрировали. И это тоже странно, ведь их исследования продолжались почти круглогодично, с небольшими перерывами. Так что же установили океанографы в той части океана, которую именуют бермудским треугольником? Специалисты называют этот район «кухней» погоды и используют весь этот сложнейший природный механизм циркуляции океанских вод в планетарном масштабе для прогнозирования изменений погоды. По их мнению, бермудский «котел» является основной энергоактивной зоной, где теплообмен океана и атмосферы наиболее интенсивен, и этому есть реальные объяснения. Информация ученых о температуре и солености вод бермудского треугольника, их динамике, особенностях течений подтверждают, что именно эти особенности пресловутого треугольника в основном и есть та таинственная сила, являющаяся причиной необъяснимых катастроф и исчезновений. Меньшая (южная) часть треугольника относится к тропическим морям, б?льшая (северная) – к субтропическим. Тропические моря, как известно, более теплые и более соленые. Наш треугольник в этом смысле не является исключением. Температура воды на поверхности колеблется здесь от +22 до +26 °C, но на мелководье Багамских банок, а также в заливах и лагунах может быть и значительно выше. Соленость вод лишь немного превышает средние показатели, то есть равна приблизительно 36–37 промилле (36–37 г соли на 1 кг воды). Исключением опять-таки являются мелководья Багамских банок, заливы и лагуны, где соленость может возрасти до 41 промилле, а в некоторых изолированных частях – даже до 46 промилле. В более северной, субтропической части треугольника колебания температур более значительны. Летом температура колеблется между +30 и +35 °C, зимой – между +15 и +25 °C. Воды здесь заметно теплее, чем в других частях океана на тех же географических широтах. На востоке бермудский треугольник захватывает небольшую часть Саргассова моря, соленость вод в котором выше средней (36,5 промилле). Еще больший интерес представляют океанические течения. Именно в пределах бермудского треугольника происходит основная циркуляция водных масс Атлантического океана. Ветровые системы вызывают вынужденные течения, так называемые дрейфовые, и они могут продолжать свое движение за пределами воздействия ветра уже по инерции, как течения инерционные. Вода, унесенная с определенного места, должна быть восполнена притоком воды с другого места, и, наоборот, вода, пригнанная в определенную область, должна каким-то способом оттечь. В результате возникают особые виды течений – уравнительные, или компенсационные, и конвекционные. Течения образуют в Мировом океане замкнутые кругообороты. Каждая частица воды спустя годы различными путями попадает снова туда, откуда она начала свое движение. Но главной движущей силой, «поварешкой», направляющей все, кажущиеся на первый взгляд хаотичными, течения, является система Гольфстрима. Ее общая длина от берегов Флориды до Новой Земли составляет 10 000 км. Из Мексиканского залива этот водный поток выходит как Флоридское течение, потом около берегов Северной Америки вплоть до мыса Гаттерас и даже до Ньюфаундленда его называют течением Гольфстрим, а оттуда к самым берегам Европы несет свои воды Северо-Атлантическое течение. Непосредственное влияние Гольфстрима ощущается на большей половине акватории бермудского треугольника, косвенное – на всей остальной территории и даже за его пределами. Гольфстрим переносит около 100 млн тонн теплой воды в секунду. Это в несколько десятков раз больше, чем максимальный расход самых многоводных рек мира (Амазонки и Миссисипи). Ширина Флоридского течения (истока Гольфстрима) в том месте, где оно покидает Мексиканский залив, составляет 15–18 км, дальше к северу, где уже господствует Гольфстрим, ширина течения достигает 200 км. Его скорость поразительна – от 3,6 до 9 км/ч, а по некоторым данным, может превышать 10 км/ч. Таким образом, течение Гольфстрим может значительно замедлить либо, наоборот, ускорить движение судна, в зависимости от того, плывет оно против или по течению. Встречное холодное Лабрадорское течение у Бермудских островов добавляет теплому Гольфстриму в «котел» свою «ложку дегтя», но охладить основную систему оно не в состоянии. Воды Гольфстрима в большинстве своем остаются на 10 °C теплее, чем окружающие его воды океана. Конечно, очень трудно поверить в то, что температура может подняться или опуститься на 10° на расстоянии всего нескольких десятков метров в зависимости от того, вступаем мы в пределы Гольфстрима или покидаем его. Так резко очерчены его границы! В результате всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы о влиянии течения Гольфстрим на водные просторы бермудского треугольника и о его роли в создании сомнительной репутации, которую имеет эта часть океана: – это течение быстрое, оно затрудняет либо совсем тормозит движение судов, плывущих против него; – течение пульсирует, меняет свою скорость и местоположение иногда систематически, иногда бессистемно, причем такие изменения абсолютно невозможно прогнозировать. Оно может преподнести неожиданные сюрпризы даже тем судам, которые находятся не в самом течении, а поблизости; – течение создает нерегулярные вихри и отклонения. Некоторые вихри существуют много дней и обладают огромной силой. Маломощным судам требуются значительные усилия, чтобы вырваться из таких завихрений; – течение воздействует на погоду. На границе, где его теплые воды встречаются с более холодными окружающими водами, часты туманы. Все эти обстоятельства нужно принимать во внимание при анализе загадочных и таинственных явлений бермудского треугольника. Ко всему вышеизложенному следует добавить, что и роза ветров в районе бермудского треугольника очень своенравна и капризна. Она порождает довольно сильные колебания уровня воды во время приливов и отливов, и они, в свою очередь, тоже могут привести к образованию вихрей. Самыми сильными бывают потоки, возбуждаемые ураганными ветрами. А как известно, Флорида и Багамские острова, точнее весь бермудский треугольник, являются областью ураганов. Тогда при скоростях ветра, превышающих 120 км/ч, а при порывах – 300 км/ч, по проливам, а также через Багамские банки и другие мелководья и каналы несутся водные валы со скоростью 10 м/с. Они разбиваются о коралловые рифы, и корабль, оказавшийся в их власти, обречен на гибель. Еще одной странностью этого неспокойного места является «море Погибших кораблей» – Саргассово море. Оно «вторгается» в пределы бермудского треугольника с востока, и на западе и севере море ограничено течением Гольфстрим. По оценкам гидробиологов, суммарный вес водорослей здесь составляет от 4 млн до 11 млн тонн. Саргассово море – это в некотором смысле оазис неподвижной воды, окруженный мощными течениями Северной Атлантики. Поэтому все, что в него попадает, задерживается в нем надолго. Это не только водоросли, но и всевозможный мусор, попадающий в море с суши и с проплывающих кораблей. Здесь действительно можно иногда увидеть деревянные обломки старых судов, но абсолютно ложно утверждение о том, что здесь сбились в огромную кучу остовы всех кораблей, потерпевших крушение в Атлантике за последние два-три столетия. И это при том, что уровень Саргассова моря на 1–2 м выше прилегающих к нему с востока и юга районов океана и теплее окружающих его вод. Даже на глубине 800—1000 м температура здесь равна +10 °C, тогда как в других районах океана на такой же глубине температура составляет всего +5 °C. Океанологами подсчитано, что воды Саргассова моря обладают огромным запасом потенциальной энергии. Представим себе, что утихли пассатные ветры и перестали действовать все силы, приводящие в движение течение Гольфстрим. В этом случае круговорот водных потоков вокруг Саргассова моря продолжался бы по инерции еще целых 1700 дней только благодаря потенциальной энергии, аккумулированной водами этого моря. В общем, сторонники обвинений таинственного треугольника правы в основном: это очень сложный район океана. К тому же исследования дна океана в этом районе не прибавляют оптимизма. Здесь соседствуют следующие формы рельефа: шельф с мелководьем, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба, несколько подводных гор. Так, острова, давшие название всему бермудскому треугольнику, являются вершинами подводных гор, поднимающихся с поверхности Бермудского плато. На морском дне бермудского треугольника располагается и глубоководный желоб – самая глубокая часть океанского дна. По острову, с которым он соседствует, его называют желобом Пуэрто-Рико. Здесь отмечаются самые большие глубины во всем Атлантическом океане. Глубина желоба составляет 8742 метра. Это одновременно и максимальная глубина Атлантического океана. Редкое разнообразие для такого относительно небольшого участка Мирового океана! Так что область бермудского треугольника также весьма интересна с точки зрения геологии и географии. Здесь на небольшой площади сосредоточено множество форм рельефа морского дна, чего нет почти ни в одном другом месте. И если прибавить ко всем этим «достоинствам» самые северные коралловые рифы в мире, то становится понятным, что район этот крайне опасный для судоходства, а небо над бермудским треугольником – для самолетов. К тому же южная часть треугольника издавна славится обилием штормов – до 80 дней в году. А это значит, что шторм бывает почти каждый четвертый день. Но помимо обычных штормов, этот район весьма часто подвергается ударам тропических циклонов, которые относятся к числу самых страшных стихийных бедствий. И хотя циклоны обычно зарождаются вне границ треугольника, но их огромные воздушные потоки двигаются со скоростью 30–50 км/ч в сторону Флориды, Кубы, Багамских островов и дальше на север. Значительное количество ураганов, причем наиболее разрушительных, проносится над южной частью бермудского треугольника в направлении Флориды. Однако и северные области не намного безопаснее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многочисленные суда оказываются жертвами ураганных ветров. Ведь ураган может неожиданно менять направление своего движения. Кроме того, небольшие суденышки, с которыми нет радиосвязи, вообще не могут получить штормовых предупреждений. Другой опасностью, подстерегающей здесь суда, являются морские торнадо – небольшие, но исключительно мощные атмосферные вихри. На море они появляются только тогда, когда поверхность воды достаточно нагрета. Они поднимают и всасывают в себя воду, превращаясь в водяные столбы. Передвигаются они стремительно и зигзагообразно. В научной и популярной литературе морские торнадо называют waterspout (водяной смерч). Вероятность того, что такой смерч встретится с кораблем, невелика, но исключать ее нельзя. Для небольших судов это означает гибель, да и крупные океанские лайнеры могут получить значительные повреждения. А когда действие воздушных и водных потоков накладывается друг на друга, морские суда могут попасть в отчаянное положение. О штормовых ветрах, дующих навстречу течению Гольфстрим, задерживающих верхний слой воды и вздымающих многометровые волны, было написано очень много. Существуют свидетельские показания капитанов и записи в судовых журналах, говорящие о том, что даже большие океанские корабли испытывали трудности, а иногда оказывались на краю гибели. Тропические штормы, нагоняющие воду в проливы и на мелководья Багамских островов, флоридского и кубинского шельфов, были и останутся роковыми для многих кораблей. Но все эти природно-погодные «неприятности» лишь только отчасти могут объяснить трагедии, происходящие в бермудском треугольнике. Следует учитывать, что большинство кораблей и летательных аппаратов исчезли в хорошую погоду и вскоре после того, как по радио были переданы сообщения, что на борту все в порядке. И самое удивительное – после этих катастроф не остается ни обломков судов, ни шлюпок, ни спасательных жилетов или хотя бы масляных пятен на том месте, где находилось судно, когда в последний раз выходило на связь. Необъяснимым остается и тот факт, что очень часто команды кораблей и самолетов, вырвавшись из цепких лап треугольника, обнаруживали, что их бортовые часы изрядно отстают, хотя все хронометры были точно выставлены перед отправлением. Айвен Сандерсон в статье «Двенадцать дьявольских зон мира» обращает внимание на так называемый слишком ранний прилет самолетов. Иногда, пролетев над бермудским треугольником, самолеты появляются в аэропорту назначения настолько рано, что объяснить это можно было бы разве что постоянным ветром, дующим им в хвост со скоростью 1000 км/ч. Однако проблема в том, что команда такого урагана не наблюдала. Случаи если не мгновенных, то сверхбыстрых перемещений самолетов известны историкам авиации. Во время Второй мировой войны советский бомбардировщик, возвращавшийся с задания, проскочил аэродром в Подмосковье больше чем на тысячу километров и сел на Урале… В 1934 году Виктор Гуддард над Шотландией залетел вообще непонятно куда, приблизился к неизвестному аэродрому, который в мгновение ока «исчез из поля зрения»… Эти и многие другие подобные случаи объединяет то, что сверхбыстрые полеты совершались всегда в странных тучах (белом тумане, странной дымке, искрящейся мгле). Именно такими терминами награждают очевидцы и другое странное явление, при котором происходит быстрое перемещение во времени; к примеру, прогулявшись полчаса-час в «белом странном тумане» на острове Барсакельмес, путники возвращались спустя сутки. Еще более удивительный случай произошел с пассажирским самолетом «Нейшнл Эйрлайнз» рейса № 727 в 1970 году, который во время захода на посадку вдруг просто исчез с экранов диспетчерских радаров. Через несколько минут он вновь возник на них и нормально приземлился. На протяжении десяти минут самолета словно не существовало. Пилот и экипаж очень удивились, узнав, что они исчезли с радаров, – полет не отличался ничем необычным. А не так давно американский еженедельник «Ньюс» поведал об удивительном происшествии с американской подводной лодкой, совершавшей плавание в «треугольнике» на глубине 200 футов (70 м). Матросы услышали странный шум за бортом и почувствовали вибрацию, продолжавшуюся около минуты. Вслед за этим было замечено, что люди в команде очень быстро постарели. А после всплытия на поверхность выяснилось, что субмарина находится в… Индийском океане в 300 милях от восточного побережья Африки и в 10 тысячах миль от Бермуд! Ну чем не повторение с перемещением технических аппаратов, только не в воздухе, а в воде? Правда, выводы в этой истории пока делать рано: ВМФ США, как и обычно в таких случаях, не подтверждает, но и не опровергает этой информации. Члены экипажей рассказывают о непонятной неисправности всех приборов, бешено вращавшихся стрелках компасов, локальных ухудшениях погоды, сбивавших с толку опытных летчиков и мореплавателей. О загадочных изменениях в окружающей среде команды часто предупреждал таинственный желтый туман, застилавший горизонт. Иногда люди, которым удалось избежать гибели в бермудском треугольнике, рассказывают об огромном объекте, поднимающемся над клубящимся туманом, о светящихся точках, вылетающих из этой мглы и исчезающих внутри объекта. Некоторые говорят, что они видели этот гигантский предмет – вероятно, космический корабль пришельцев – на поверхности светящейся воды. Это свечение – еще одно свойство загадочного треугольника. Сияние воды незаметно, когда по ней плывут, но оно прекрасно видно с большой высоты. По-видимому, именно это яркое свечение было последней яркой точкой на нашей планете, которую видели американские астронавты, летевшие на Луну. Может быть, в глубине океана под бермудским треугольником расположена космическая база пришельцев? Вот где раздолье для уфологов! Тем более, что этот район известен частым появлением призраков и НЛО. Очевидцы описывают и бешеное вращение иглы компаса, и исчезновение горизонта: «Вода лилась на нас со всех сторон, горизонт исчез, и мы не знали, где искать его. Море смешалось с небом, и мы не имели понятия, где находимся. К тому же из генераторов исчезла энергия, и все электрические устройства перестали функционировать. Генераторы были включены, но совершенно не давали напряжения, и инженер безрезультатно пытался включить резервное питание». «Кажется, что мы опускаемся в белые воды… мы полностью заблудились…» «Не следуйте за мной… Они выглядят, как выходцы с Марса…» Возможно, что и эти явления можно объяснить природными явлениями, которые еще предстоит изучить ученым. Но в том-то и дело, что никаких специальных исследований тайн бермудского треугольника не проводилось. Так многие статьи ссылаются на показания участников совместной советско-американской исследовательской программы 1978 года, которые якобы установили и зафиксировали здесь многочисленные редкие оптические явления, нарушения земного магнетизма, водяные вихри и вихреобразные течения. Однако ни в одном из десятков сборников, обобщающих результаты исследований по программе ПОЛИМОДЕ, нет ни слова о бермудском треугольнике. В 2003 году математики Дэвид Мей и Джозеф Монаган из университета в Австралии провели серию экспериментов с применением компьютерного моделирования «поведения» пузырей метана, поднимающихся с морского дна, и утверждают, что они теоретически могут топить корабли и самолеты. «Звуковые исследования дна в Северном море (между Великобританией и континентальной Европой) выявили огромные запасы метановых гидратов и места взрывов. В эпицентре одного из наиболее мощных взрывов были найдены останки затонувшего судна». Предположительно, корабли тонули из-за того, что теряли плавучесть в результате подъема метановых пузырей, вырвавшихся наверх из взорвавшихся газовых гидратов. Но никто никогда не видел такого взрыва и никто не знает, сколь большими могут быть пузыри. К последней версии относятся достаточно серьезно, ведь исследования показали, что гидрат метана может быть непосредственно связан с катаклизмами планетарного масштаба, периодически происходившими на Земле (кто знает, возможно не в последний раз) и приводившими к вымиранию обширных групп организмов (не исключено, кстати, что и библейский Всемирный потоп описывает именно такое явление). Время от времени появляются смельчаки, наподобие австралийского океанолога из университета Западной Австралии Ричарда Сильвестра, утверждающие, что окончательно разгадали тайну бермудского треугольника. Он считает, что разгадку таинственных явлений следует искать в… Саргассовом море, то есть в нескольких сотнях километров к востоку от треугольника. В нем накопились миллионы тонн водорослей в центре огромного, медленно вращающегося водоворота. Этот водоворот, по Сильвестру, порождает вокруг себя меньшие, а те – еще меньшие водовороты, которые достигают района бермудского треугольника. И даже самые маленькие водовороты в состоянии засосать попавшее в них судно и утянуть его на дно океана вместе с обломками. Мало этого, водовороты порождают в воздухе минициклоны, а те, в свою очередь, засасывают и отправляют на дно пролетающие поблизости самолеты. Сильвестр утверждает, что даже океанский танкер водоизмещением в 20 тысяч тонн может стать жертвой водоворотов, а уж о самолетах, летящих на небольшой высоте, и говорить не приходится. С этой теорией согласны не все. Удивительные происшествия на участке между Флоридой, Бермудами и Саргассовым морем – вихри, водовороты, ураганы, нарушения магнитного поля, исчезновения самолетов, кораблей и команд – еще ждут объяснения. Ни один специалист по судоходству не поверит тому, что, если не найдены какие-либо обломки от затонувшего судна, значит, нельзя логически объяснить его исчезновение. То же самое относится и к авиации. Знающие проблему земного магнетизма с усмешкой относятся к бессмыслице, придуманной Ч. Берлицем и его сторонниками относительно магнитных аномалий. Ни один океанолог не поверит в действия сверхъестественных сил там, где образуются вихри на стыке двух крупных течений. Метеоролог просто посмеется над утверждением, что туманные стены являются чем-то необъяснимым. Посмеяться-то можно, но до конца объяснить аномальность зоны этого удивительного района в западной части Атлантического океана естественными явлениями «бермудологам» пока не удается. Вот поэтому и имеют право на существование все гипотезы вроде возможности похищений, совершаемых НЛО, антигравитационных полей и искривления времени.