ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ БАКТЕРИИС НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ Г+Ц

Образующие эндоспоры грамположительные организмы — обычные обитатели почвы. Почти все хемогетеротрофы, использующие органические субстраты в процессах аэробного или анаэробного дыхания, либо брожения.
Общий признак всех представителей этой группы — способность образовывать покоящиеся клетки, эндоспоры, которые обладают уникальной устойчивостью к нагреванию, токсическим веществам, ультрафиолетовому облучению и ионизирующей радиации. Вегетативные клетки спорообразуюших бактерий обычно подвижны; размножаются они поперечным делением. В большинстве это палочки, редко — кокки. Есть аэробы (Bacillus) и анаэробы (Clostridium, Desulfotomaculum).
Бациллы (Bacillus) — аэробные в основном свободноживущие, редко облигатно-патогенные организмы палочковидной формы. Палочки одиночные или соединены в цепочки разной длины. В большинстве случаев бациллы подвижны. Некоторые виды образуют на поверхности агаризованных сред подвижные колонии. При спорообразовании клетки иногда раздуваются, приобретая форму веретена или барабанной палочки. Все виды — гетеротро- фы, в основном мезофилы, но есть небольшая группа экстремальных термофилов. К последним близок вид Thermoactinomyces vulgaris, который из-за наличия мицелия рассматривается в группе актиномицетов. Бациллы широко распространены в природе, в том числе в разных почвах. При изучении почвенных бацилл Е.Н. Мишустиным были выявлены закономерности эколого-географического распространения разных видов по зонам природы. В почве бациллы участвуют во многих процессах, связанных с разложением разных органических субстратов (белков, крахмала и других полисахаридов), составляя группу гидролитиков. Среди бацилл есть патогенные виды для человека (возбудитель сибирской язвы В. anthracis) и насекомых. Последние составляют группу энтомопатогенных видов, которые используются для борьбы с вредными насекомыми. Например, В. thuringiensis образует в спорангиях кристаллы токсина, губительно действующего на гусениц сибирского шелкопряда. Бациллы находят широкое применение в промышленности для получения некоторых ферментов, например протеаз.
Анаэробные спорообразующие бактерии были впервые описаны Л. Пастером в 1861 г. как возбудители маслянокислого брожения. Это было большое открытие в биологии — обнаружение жизни без участия свободного кислорода. Позже анаэробы были найдены среди других бактерий: неспорообразующих палочек, кокков, вибрионов, спирилл, спирохет и актиномицетов.
Спорообразуюшие анаэробы представлены в почвах родами Clostridium, Desulfotomaculum, Anaerobacter. Это довольно крупные палочки с тупыми, закругленными или заостренными концами. Средние размеры клостридиев от Здо 8 мкм, но среди них есть гиганты длиной 15-30 и толщиной до 2,5 мкм.
Так как их споры устойчивы не только к нагреванию, но и к кислороду, то они могут долго сохраняться в аэробных условиях, где вегетативные клетки погибают. Среди спорообразующих анаэробов можно выделить несколько групп по физиологическим функциям. 1. Сахаролитические, сбраживающие простые углеводы, крахмал, пектин, целлюлозу. Бактерии этой группы способны активно фиксировать молекулярный азот. К этой группе относятся, например, Clostridium pasteurianum, многоспоровая бактерия Anaerobacter polyendosporus, термофильная Clostridium thermocellum. 2. Клостри- дии, разлагающие в анаэробных условиях белки и вызывающие гниение. Среди них — возбудители раневых инфекций (столбняка, гангрены), пищевых отравлений (ботулизм) С/, tetani, Cl. botuli- пит. 3. Пуринолитические, сбраживающие азотсодержащие гетероциклические соединения — пурины и пиримидины С/, acidurici, Cl. cylindrosporum. 4. Сульфатредуцирующие, окисляющие органические кислоты или водород с использованием сульфатов в качестве акцептора водорода (Desulfotomaculum).
Среди спорообразующих анаэробов обнаружено два вида грам- отрицательных бактерий, отнесенных к новому роду Sporomusa. Это единственное исключение из общего правила, гласящего, что эндогенные споры образуют только грамположительные бактерии.

Все анаэробные спорообразующие бактерии, включая возбудителей болезней, обитают в почвах. По-видимому, в природе их чрезвычайно много и они очень разнообразны, но из-за трудностей выделения и культивирования анаэробов они относительно слабо изучены. Роль анаэробов в круговороте веществ на Земле очень велика. Они участвуют в превращениях углерода, азота, серы.
Гелиобактерии— единственные грамположителъные фототрофы, способные к образованию настоящих эндоспор. Это облигатные анаэробы и фотогетеротрофы, содержащие в клетках уникальный бак- териохлорофилл g. Как и большинство аноксигенных фототрофных
бактерий, гелиобакге- рии являются активными азотфи ксатора- ми. Они встречаются в почвах и содовых озерах. Пока известно немного родов, типичные из которых — Heliobacterium (рис. 47) и Heliobacillus.
Грамположитель- ные кокки. Аэробные микрококки составляют обширную группу органотрофных бактерий, образующих различные по форме агрегаты клеток. Среди них много патогенных форм. К ним относятся роды Micrococcus, Staphylococcus, Streptococcus. К анаэробным коккам, осуществляющим разные брожения, относятся молочнокислые стрептококки, крупная анаэробная Sarcina ventriculi — обитатель желудка при крайне низком pH, обитатели рубиа — разнообразные Ruminococ- cus, а также сбраживающие азотистые соединения Peptococcus.
Источник: А.Г. Звягинцев, И.П. Бабьева, Г.М. Зенова. БИОЛОГИЯ ПОЧВ. 2005