СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ
Название эмбриология происходит от греческих слов эмбрион — зародыш и логос — слово, учение. Оно не соответствует содержанию современной науки. Эмбриология действительно описывает и выясняет причины всех процессов собственно зародышевого развития — от оплодотворения яйца сперматозоидом до вылупле- ния зародыша из яйцевых оболочек у яйцекладущих животных или до выхода его из материнского организма у живородящих.
Эмбриологи растений изучают не только гаметогенез и развитие семени, но и процесс прорастания семян, образование проростков, а также постэмбриональные морфогенезы (см. гл. XVIII).
Предметом эмбриологии являются и восстановительные морфогенезы, т. е. процессы развития, наступающие после случайных травм или в результате автотомии (самокалечения). Сложные и своеобразные процессы развития происходят у животных и растений при бесполом и вегетативном размножении, а также после деструктивных процессов, связанных, например, с инцистировани- ем, инволюцией (образованием редукционных тел).
Таким образом, предметом эмбриологии оказываются разнообразные морфогенетические процессы, совершающиеся в ходе индивидуального развития особи или колонии.
Издавна предлагались названия, более отвечающие содержанию науки об индивидуальном развитии. В прошлом столетии Э, Геккель стал употреблять термин «онтогения» — индивидуальное развитие и «филогения» — историческое развитие животных и растений. В соответствии с ними науку об индивидуальном развитии было бы правильнее называть онтогенетикой. С конца прошлого столетия в связи с внедрением экспериментальных методов в изучение морфогенетических процессов стали употреблять такие названия, как «механика развития» (В.Ру), «динамика развития» (М. Завадовский), «физиология развития» и др. Однако они не вошли в быт научных лабораторий и практику преподавания, поскольку оказались односторонними, не отражающими разнообразия задач и проблем эмбриологии.
В последние десятилетия науку о закономерностях индивидуального развития стали называть «биологией развития». Предмет науки об индивидуальном развитии должен включать различные аспекты изучения морфогенетических процессов (морфологические, физиологические, биохимические, биофизические, генетические, экологические, филогенетические и др.). Содержание же понятия «биология развития» в значительной степени определяется молекулярно-генетическими аспектами изучения индивидуального развития, что недостаточно для причинного анализа любого из перечисленных ранее морфогенетических процессов. Широкое использование термина «биология развития» — это дань уважения успехам в области молекулярной генетики, биохимии и цитологии, но вряд ли из-за этого надо отказываться от устоявшегося названия «эмбриология».
Источник: Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп. 1987
Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ:
- 1. Две истории науки
- ТИП СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ФОРМА СТОЙЛА Привязное содержание
- УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК НАУКИ
- ЛЯГУШКА (Введение в изучение науки о животных
- У истоков современной зоологической науки
- 1.1. Основные направления науки о поведении животных
- РОЛЬ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ УЧЕНИЯ О ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ И НАУКИ АГРОХИМИИ
- Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ АГРОХИМИИ КАК НАУКИ
- Беспривязное содержание
- ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ СОДЕРЖАНИЕ ВОДЫ
- 15.2. СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ СОДЕРЖАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПТИЦЫ
- СОДЕРЖАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ
- 6.4. СТОЙЛОВО-ЛАГЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ
- Системы содержания почв
- Другие способы содержания животных
- 12.1. СПОСОБЫ СОДЕРЖАНИЯ СВИНЕЙ
- Содержание кислорода
- СОДЕРЖАНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
- СОДЕРЖАНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖИВОТНЫХ