<<
>>

Г.Н.Гребенюк Нижневартовский педагогический институт ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЕДРОВЫХ ЛЕСОВСРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

Среди лесов, покрывающих просторы нашей Родины, наибольшую ценность представляют естественные насаждения сосны кедровой сибирской. Более 800 лет назад жители Великого Новгорода узнали о Сибири и сосне сибирской.

За красоту и облик охвоенных побегов они прозвали ее «кедром» из-за отдаленного сходства со священными деревьями кедров ливанского и гималайского, с которыми человечество познакомилось в периоды древних цивилизаций Египта и Малой Азии (4—5 тыс. лет назад).

В «Томских губернских ведомостях» за 1864 г. печатается «Очерк Нарымского края» Д.Кузнецова [1], где приводятся данные о распространении кедра по обеим сторонам р.Оби. Автор оценивает урожайность кедра и считает целесообразным искусственно разводить его, так как урожаи в таких насаждениях будут намного выше. А-Ф-Миддендорф [2], И.Г.Фрейдин [3, 4] в своих записках привели общие сведения о кедре сибирском и приблизительных границах его распространения в отдельных районах Западной Сибири. Крупнейший ботаник Сибири П.Н.Крылов в период с 1888 по 1914 гг. занимался изучением лесов, проявив при этом большой интерес к кедру. Он впервые дал подробную дендрологическую характеристику сосне сибирской как виду [5].

В этот период проходила интенсивная колонизация Западной Сибири. Появилось много работ о природе и кедровых лесах Томского края, севера Тобольской губернии, бассейна рек Чулыма, Кети, Парабели [6—14]. Обширные сведения о кедровых лесах, их распространении и возобновлении на Севере Западной Сибири были даны Б.Н.Городковым [15].

С 1927 г. отдельными выпусками начинает выходить «Флора Западной Сибири» Г.В.Крылова, в первом выпуске которой дается подробное описание кедра сибирского [16], и в этом же году В.Б.Сочавой [17] уточняются границы ареала кедра в северных широтах Тюменской области.

В 1930 г. выходит работа Р.С.Ильина «Природа На- рымского края» [18], в которой автор рассматривает возобновление кедровых гарей.

Он показал, что, несмотря на повторные пожары, среди гари появляются куртины ели, пихты и кедра, и «через 150—200 лет на месте еланей опять воцаряется кедр, занимающий центральное положение среди всех пород таежной зоны Сибири и увеличивающий ее, а пока ему торят дорогу его младшие братья».

В 1927 г. вышло в свет «Руководство к исследованию типов леса» В.Н.Сукачева [19]. В нем была изложена методика маршрутного изучения типов леса. В 1934 г. выходит «Дендрология с основами геоботаники» В.Н.Сукачева [20], в которой дается подробное описание кедра сибирского. Эти работы оказали большое влияние на лесоустройство, положив начало типологическому изучению лесов Сибири, и уже с 1938 г. типы леса начинают отражаться в отчетах лесоустроителей.

Типологическое изучение кедровых лесов Западной Сибири проводилось Н.А.Тихомировым [21], С.В.Лобачевым [22], М.Ф.Близарьевой [23, 24], Б.П.Колесниковым [25] и др.

С.В.Лобачев, совершивший экспедицию на р.Вах [22], дает распределение лесов северной части Приобья, точнее, правобережья среднего участка Оби по породам, где отмечает господство кедра. Он выделяет пять типов кедровников, пользуясь методикой В.Н.Сукачева: зелено- мошно-материковые, пойменные, прирусловые, долго- мошниковые, кедровая суборь,— определив для каждого типа процентное соотношение к общей площади кедровых лесов исследуемого района.

В 1944 г. В.А.Поварницыным была издана монография «Кедровые леса СССР» [26], в которой дана характеристика кедровых лесов, их типологической структуры, экологии и возобновления кедра, хозяйственной значимости кедрачей.

Современные кедровые леса Западной Сибири генетически связаны с кедровой формацией, образовавшейся в олигоцене и миоцене в горных системах Алтая и Саян. Данные палеоботаники свидетельствуют о том, что кедровники на протяжении длительного времени являются устойчивой лесной формацией сибирской тайги, которая в последнюю геологическую эпоху постоянно расширяет свой ареал [27,' 28].

Наиболее детальную эдафо-фитоценотическую классификацию кедровых лесов Западной Сибири провел Г.В.Крылов [29}.

Несколько позднее автор предложил более обобщенную структуру типов леса кедровых лесов для целей лесоустройства, но при этом описал индикаторные эдафо-ценотические группы видов для каждого типа леса [30, 31].

По Г.В.Крылову [30, 31], кедровники сибирские составляют класс типов леса, в котором выделяется два подкласса — кедровники северные равнинные в пределах таежной зоны и кедровники южные горные в пределах Алтае-Саянской геоботанической провинции. Всего в классе кедровников сибирских им выделено 30 типов леса, а в пределах подкласса северных кедровников — 12 типов леса. Безусловным достоинством классификации кедровых лесов Г.В.Крылова является то, что автор провел ее в тесной связи с системой геоботанического и лесорастительного районирования Западной Сибири. Автор считает, что для каждой подзоны характерен определенный набор типов леса, и если в смежных подзонах встречаются похожие по видовому составу и структуре типы леса, то их надо описывать как географические варианты основных типов. Эти варианты непременно будут отличаться от основных по производительности и соотношению в группе индикаторных видов.

В подклассе северных кедровников Г.В.Крылов выделил 5 групп типов леса, среди которых наиболее распространены мшистые (зеленомошные) кедровники и сфагновые кедровники, а среди типов — мшистый, рябиновомшистый, чернично-мшистый, сфагновый, долгомошни- ковый. В группе пойменных кедровников, которые в северных районах имеют широкое распространение, автор выделил один тип леса — хвощово-майниковый; позднее в этой группе был выделен еще травяно-болотный тип леса [31].

Н.К.Таланцев [32] разработал типологию вырубок и гарей кедровых лесов для Западной Сибири, .но исходную типологическую структуру кедровников автор принял по Г.В.Крылову без каких-либо изменений и дополнений.

Интересную работу по геоботанической классификации темнохвойных лесов средней и южной тайги в пределах Томской области выполнила С.М.Горожанкина [33]. В основу работы положено изучение синузиальной структуры напочвенного покрова в фитоценозе. Количественное участие каждой синузии в напочвенном покрове оценивалось по 10-балльной системе, в которой 1 балл соответствовал 10% площади, занятой напочвенным покровом на территории фитоценоза. Ассоциации темнохвойных лесов выделялись по названию доминирующей синузии. В кедровой формации автор выделила 12 сину- зий в напочвенном покрове. Анализируя синузиальную структуру, автор в пределах кедровой формации выделила две группы ассоциаций — моховую и травяную. Моховая группа ассоциаций в основном распространена в северной части Томской области (севернее 58°С с.ш.), в подзоне зеленомошной тайги (по Г.В.Крылову это подзона березово-сосново-темнохвойных лесов, охватывающая северную часть средней тайги). Моховая группа ассоциаций делится на две подгруппы — зеленомошные и сфагновые. На долю зеленомошной подгруппы приходится 65—70% площади кедровой тайги. В пределах зелено- мошной подгруппы выделены циклы ассоциаций — ги- локомиевый, плеурозиевый и политриховый, а в сфагновой подгруппе — травяно-сфагновый и кустарничково- сфагновый. Всего в пределах моховой группы выделено 14 ассоциаций по названию доминирующей синузии в напочвенном покрове.

С.М.Горожанкина выделила группу растений, имеющих устойчивую связь с кедром в подзоне зеленомошной тайги:              Sorbus sibirica, Rosa acicularis, Equisetum

sylvaticum, Carex globularis, Rubus arcticus, таежное мелкотравье, брусника, зеленые мхи и мезотрофный Sph. Girgensohnii. Наиболее широко распространенными ассоциациями в подзоне зеленомошной тайги являются бруснично-мелкотравно-зеленомошная и бруснично- зеленомошная. Эти ассоциации определяют экологический оптимум кедровой формации в подзоне зеленомошной тайги. Пойменные типы леса здесь формируются за пределами экологического оптимума эдификатора, о чем свидетельствуют низкие таксационные показатели древостоя и пестрота напочвенного покрова.

В 1985 г. под редакцией В.В.Воробьева выходит работа «Растительный покров Западно-Сибирской равнины» [34]. В ней даны описания и распространение среднетаежных елово-кедровых лесов и производных сообществ на их месте. В работах В.Н.Седых [35, 36] изучена возрастная динамика кедровых лесов и дана оценка современного состояния лесного покрова центральной части Западной Сибири, составлен прогноз его естественного хода развития.

Из приведенных работ следует, что достаточно хорошо изучены кедровые формации левобережья среднего При- обья [35, 36] и на южных границах ареала кедра на Западно-Сибирской равнине [30, 33, 37, 38]. Сведения о кедровых лесах правобережья среднего Приобья носят фрагментарный характер, и получены они, в основном, дистанционными методами.

Кедровые леса — основное богатство таежной зоны Среднего Приобья. В Ханты-Мансийском автономном округе они занимают площадь 4 млн. 315 тыс. га, но распределение их крайне неравномерно. Основное количество кедровников сосредоточено на востоке округа в бассейне р.Вах. Здесь произрастают основные массивы спелых зональных разновозрастных кедровников.

Автор данной статьи в течение трех полевых сезонов (1993—1995 гг.) участвовала в комплексных геоботани- ческих исследованиях кедровых лесов бассейна р.Вах, правого притока р.Оби (среднее Приобье).

Впервые на основе табличной обработки массовых геоботанических описаний, результатов таксации древостоя и морфологических описаний почв проведена эколо- го-фитоценотическая классификация кедровых лесов и лесов других формаций с примесью кедра [39].

В результате исследований представилось возможным в пределах бассейна р.Вах выделить 19 типов темно- хвойно-кедровых лесов, объединенных в пять групп типов леса: кедровники зеленомошные, кедровники долго- мошные, кедровники травяные, кедровники сфагновые и кедровники пойменные. Дифференциация кедровников на типы леса определяется, в основном, различиями лесорастительных свойств почв, зависящих от рельефа и связанных с ним почвенно-грунтовых условий (гидротермических, условий аэрации почвы и наличия доступных для усвоения питательных веществ). Изменение этих режимов (главным образом, гидротермического) и приводит к формированию лесных сообществ, существенно отличающихся друг от друга по флористическому составу, строению и продуктивности древостоев.

Водораздельные (суходольные) кедровые леса (45% от всей площади кедровников бассейна р.Вах) представлены, в основном, типами леса зеленомошной (23%) и сфагновой групп (12,6%). Кедровники долгомошной (5%) и травяной групп (5%) типов леса имеют незначительное распространение.

Центральным типом леса в системе эдафо- фитоценотических рядов в бассейне р.Вах является кедровник черничный. Этот тип леса занимает наибольшие (8% из 45% всей площади водораздельных кедровников) площади и является зональным типом для южной части подзоны северной тайги. Небольшое участие в напочвенном покрове багульника болотного свидетельствует о «северном» облике черничников бассейна Ваха.

Кедровые леса в пойме Ваха (55% от всей площади кедровых лесов бассейна р.Вах) и его притоков являются заключительной стадией аллювиальных сукцессий.

Впервые для Среднего Приобья выделены и охарактеризованы новые типы пойменных кедровников и установлена закономерность их распределения по местообитаниям поймы, связанная с аллювиальностью, поемно- стью, дренированностью и зрелостью аллювиальных почв.

Наиболее распространенным типом в поймах является кедровник бруснично-мелкотравно-зеленомошный. По составу, структуре и производительности этот тип леса схож с аналогичным по названию плакорным кедровником в южных районах подзоны средней тайги [33]. По составу и продуктивности наиболее богатый тип в пойме — это кедровник высокотравно-кисличный. Кустарнич- ково-сфагновый пойменный тип по составу и структуре схож с кедровником кустарничково-сфагновым на пла- коре, но имеет более высокую продуктивность древостоя.

Леса с участием кедра занимают на территории Нижневартовского лесхоза около 80% лесопокрытой площади, а с преобладанием кедра чуть больше 20%. Более половины кедровников приурочены к поймам рек и надпойменным террасам, выходящим к поймам.

Только в верховьях р.Вах на водораздельных склонах Верхне-Тазовской и Вах-Кетской возвышенностей распространены крупные массивы кедровых лесов. На значительной части бассейна Ваха, представляющей собой песчаную зандровую равнину, кедровые леса отсутствуют. Приуроченность к поймам и долинам рек характерна для подзоны северной тайги, где на плакорных местообитаниях с длительно-сезонномерзлотными почвами кедр замещается лиственницей сибирской.

Литература Кузнецов Д. Очерк Нарымского края // Томские губернские ведомости. Томск, 1864. Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири // Растительность Сибири: Сб. тр. СПб., 1867. Ч. 1. Отд. IX. Фрейдин И.Г. Богата ли Сибирь ценными лесами // Лесной журнал. 1900. № 6. Фрейдин И.Г. Сосна в Чулымском бассейне Томской губернии, ее обитание и некоторые особенности роста, на основании последних исследований сибирских лесов // Лесной журнал. 1902. № 2. Крылов П.Н. Флора Алтая и Томской губернии. 1901—1914. Т. 1—7. Дунин-Горкавич А.А. О состоянии лесов севера Тобольской губернии // Лесной журнал. 1896. Вып. 3. Дунин-Горкавич А.А. Кедровый промысел // Тобольский север. СПб., 1904. Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне — населени- ки Томского края // Научные очерки Томского края: Сб. публичных лекций членов Зап.-Сиб. об-ва сельского хоз-ва. Томск, 1898. Плотников А.Ф. Нарымский край. 1901. Т. 10. Вып. 1. Духович А.Ф. К вопросу о лесах Томской губернии. Томск, 1896. Кн. 1. Духович А.Ф. К вопросу колонизации тайги: Труды Томск, отд. моек, об-ва сельского хоз-ва. Томск, 1898. Кн. 2. Духович А.Ф. Сибирская тайга, научный интерес, вызываемый ею, и практическое значение для колонизации // Вестник сельского хоз-ва. 1901. Т. 8. Кн. 1. Скерст Н. Лесонасаждения в Чулымской тайге по р.Чулыму и Кети. Материалы по исслед. сельского и лесного хоз-ва Томской губернии. Томск, 1909. Дробов В.Д. Растительные формации Маринско- Чулымской тайги: Тр. почв, ботан. экспед. по исслед. колон. районов Азиатской России, ботан. исслед. 1908. Городков Б.Н. Опыт деления Зап.-Сиб. низменности на ботанико-географические области // Ежегодник Тобольского губ. музея. Тобольск, 1916. Вып. 27. Крылов П.Н. Флора Западной Сибири. Томск, 1927. Вып. 1 Сочава В.Б. Северная граница кедра на Урале // Изв. АН СССР. 1927. Ильин Р.С. Природа Нарымского края, рельеф, геология, ландшафты, почвы: Материалы по изучению Сибири. Томск, 1930. Т. 2. Сукачев В.Н. Руководство к исследованию типов леса. 3-е изд. М., 1927. Сукачев В.Н. Дендрология с основами лесной геоботаники. М., 1934. Тихомиров Н.А. Типы кедровых лесов Сибири // Информ. листок СибНИИЛХ. Красноярск, 1933. № 25. Лобачев С.В. Экспедиция на реку Вах // Изв. В.Г.О. 1934. Т. 66. Вып. 1. Елизарьева М.Ф. Кедровые леса Томской области: Тр. Томск, гос. ун-та. Томск, 1952. Т. 118. Елизарьева М.Ф. Заметки о кедровых лесах Томской области: Тр. Томского обл. краеведческого музея. Томск, 1962. Т. 4. Колесников Б.П. Состояние советской лесной типологии и проблема генетической классификации типов леса. Новосибирск, 1958. N° 2. Поварницын В.А. Кедровые леса СССР. Красноярск, 1944. Сукачев В.Н. По Оби и Тыму. Экспедиции АН СССР, 1934 г. М.; Л., 1936. Толмачев А.И. К истории возникновения и развития темнохвойной тайги. Новосибирск, 1954. Крылов Г.В. Принципы лесорастительного районирования Зап. Сибири // Изв. Воет, филиала АН СССР. Новосибирск, 1957. № 3. Крылов Г.В. Леса Западной Сибири. М., 1961. Крылов Г.В. Лесные ресурсы и лесорастительное районирование. Новосибирск, 1962. Таланцев Н.К. Естественное возобновление кедра сибирского в Среднем Приобье: Дис. ... канд. сельхоз. наук. Новосибирск, 1963. Горожанкина С.М. Темнохвойные леса подзон средней и южной тайги Зап. Сибири в пределах Томской области: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Томск, 1972. Ильина И.С., Лапшина Е.И., Лавренко Н.Н. и др. Растительный покров Зап.-Сиб. равнины. Новосибирск, 1985. Седых В.Н. Динамика кедровых лесов среднетаежного Приобья (Тюменская обл.): Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Свердловск, 1974. Седых В.Н. Аэрокосмический монолит лесного покрова. Новосибирск, 1991. Костюченко И.С. Динамика темнохвойнокедровых лесов в Зап. Сибири. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Красноярск, 1977. Горожанкина С.М. Южно-таежные леса Западно- Сибирской равнины. Свердловск, 1972. Гребенюк Г.Н., Тарасов А.И. Типы кедровых лесов бассейна реки Вах. Нижневартовск, 1996.

THE HISTORY OF CEDAR FORESTRY ON THE BANKS OF THE RIVER OB (in its middle parts)

G.N.Grebenyuk

The Nizhnevartovsk State Teacher’s Training Institute

The study of cedar forests in the middle and north areas of the taiga in West Siberia began in the mid of the past century and at the moment it is still going on. The cedar forestation in the Eastern area of West Siberia (in the river basins of Vakh, Taz, Purr) has been investigated to a lesser degree.

The article characterises the typological structure of the cedar forests and the areas occupied by different types of the forests in the river Vakh basin, the main type of the forests being Pinetum sibirica myrtillosum (bilberry cedar).

<< | >>
Источник: Ю.В. Титов. Биологические ресурсы и природопользование: Сборник научных трудов. Вып. 1. 1997

Еще по теме Г.Н.Гребенюк Нижневартовский педагогический институт ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЕДРОВЫХ ЛЕСОВСРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ:

  1. История изучения болотных систем Западно-Сибирской равнины
  2. Сосна кедровая сибирская (Pinus sibirica)
  3. Кедровый стланик (Pinus pumila)
  4. АВТОНОМНОЕ ЗАБОЛАЧИВАНИЕ КЕДРОВЫХ ЛЕСОВЗАПАДНОЙ СИБИРИ
  5. Педагогическая работа
  6. Педагогическая работа и подготовка кадров.
  7. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ И МЕЛИОРАЦИИ ПОЧВ А. Ф. Вадюнина
  8. О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ В ОБЛАСТИ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ ЗА СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Т. И. Евдокимова
  9. История «автобиологии»
  10. История
  11. СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ зоологии
  12. 1. Две истории науки
  13. Истории о тарпанах…
  14. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
  15. Систематика, зоогеография, история фаун