<<
>>

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Движения сердца и предсердий, наблюдаемые при вивисекциях

Кроме того, что сказано о движении сердца, следует изучить и то, что касается функции и движений предсердий.

Ученейшие и искуснейшие анатомы Каспар Баугин[22] и Риолан[23] [**] заметили, что при внимательном наблюдении движения сердца при вскрытой груди животного можно видеть четыре движения, из которых два относятся к желудочкам и два к предсердиям, и что эти движения происходят в разных частях в разное время.

Несмотря на авторитет таких имен, я осмеливаюсь сказать, что эти четыре движе

ния отличаются друг от друга по месту, а не по времени. В действительности два предсердия сокращаются одновременно и два желудочка также одновременно; таким образом, движения происходят в четырех пунктах сердца, но только в два момента. Это делается таким образом.

В сердце происходят два движения почти в один момент, но, однако, не одновременно: одно для предсердий, другое для желудочков. Движение начинается с предсердий и переходит на желудочки. Наблюдая эти явления у рыб и холоднокровных животных в тот момент, когда сердце начинает медленно умирать, можно заметить небольшой перерыв между движением предсердий и желудочков. Наконец, приближаясь уже к смерти, оно перестает отвечать на движения предсердия и только как бы чуть кивает головой, и до того неясно это движение и так мало ощутимо, что скорее напоминает намек на движение, а не само движение. Таким образом желудочки останавливаются раньше предсердий и можно бы сказать, что предсердие живет дольше сердца.

Левый желудочек перестает биться первым, затем останавливается левое предсердие, затем правый желудочек, и наконец, как это заметил уже Гален, когда движение прекратилось и все замерло, правое предсердие продолжает еще биться. Кажется, что последние признаки жизни концентрируются в нем, и, когда само сердце кажется уже совсем мертвым, вдруг две или три пульсации как бы пробуждают его.

И тогда происходит одно медленное и трудное сокращение сердца.

Нужно отметить еще ту особенность, что уже после окончания пульсации сердца, когда предсердия продолжают еще биться, если приложить палец к стенке желудочков, то чувствуется в ней род пульсаций — подобно тому, как мы раньше указывали, что при сокращении желудочков происходит пульсация артерий от притока в них крови. И если в момент сокращения предсердий разрезать верхушку сердца,

то тотчас увидим бьющую фонтаном кровь при каждом сокращении предсердий. Этот факт доказывает, каким образом кровь проходит в желудочки: она проходит при помощи сокращения предсердий, а отнюдь не притяжением, происходящим от растяжения желудочков.

Нужно заметить, что, гово,ря о пульсации предсердий и желудочков, я подразумеваю сокращение. При сокращении прежде всего видно сокращение предсердий, а потом уже и самого сердца. Предсердия при сокращении бледнеют, и это особенно заметно в тех частях, где они наполняются ]уалым количеством крови (кровью же они наполняются подобно резервуару, так как кровь падает туда в силу своей тяжести и движения вен, — таким образом она приходит в центр); эта бледность предсердий особенно заметна на их кончиках и по соседству с желудочками.

У рыб, лягушек и подобных животных, которые обладают одним желудочком и взамен предсердий имеют наполненный кровью мешочек, расположенный у основания сердца, первым сокращается мешочек, а затем уже и сердце.

Теперь я должен прибавить о других наблюдаемых фактах, которые, кажется, противоречат тому, что я доказывал. Сердце угря, различных рыб и других животных, вырезанное из тела и лишенное предсердий, еще продолжает биться. Кроме того, при разрезании сердца на части каждый отдельный кусок его будет сокращаться и расслабевать в отдельности, и даже после остановки предсердий желудочки сердца будут еще биться и трепетать. Неужели это есть особенное свойство этих более живучих животных с влажной и клейкой натурой, или, может быть, их ленивую и медленную жизнь нелегко уничтожить? Аналогичную же особенность можно наблюдать и на обнаженных и разрезанных на куски мышцах угря: вынутые из тела, они продолжают двигаться.

Следующий опыт я произвел на голубе: сердце уже совсем Перестало двигаться, предсердия в продолжение неко

торого времени тоже прекратили свои сокращения. Тогда! я, намочив палец в слюне, приложил его к сердцу, и сердце, восприяв эту слабую теплоту, вновь вернуло силу и жизнь: я увидел, как предсердия и желудочки вновь стали сокращаться; казалось, что это было их настоящее воскресение.

Мне часто приходилось наблюдать еще такой факт: •сердце уже замерло, и даже правое предсердие перестало двигаться, а между тем можно было чувствовать неясное движение, что-то вроде волнообразного содрогания и трепетания, происходящего в самой крови, заключенной в предсердии. Это движение останавливается лишь тогда, когда последний остаток теплоты и жизненной силы уже совершенно исчезает из сердца.

То же самое происходит и с яйцом в первых стадиях его развития. После семи дней высиживания, предупреждая все остальные части тела, появляется капля крови, которая начинает биться. Это заметил уже Аристотель. По мере роста и формирования зародыша предсердие принимает свои формы, и жизнь существа пребывает в его беспрерывных пульсациях. По прошествии же нескольких дней появляются первые очертания тела, а вместе с ними и желудочков; некоторое время желудочки и само тело кажутся бледными и бескровными и остаются без движения и без пульсации. Также и на человеческом зародыше к началу третьего месяца я видел бледное бескровное сердце, тогда как предсердия обильно наполнены красною кровью. Наоборот, в более развитом яйце и на вполне сформированном плоде видно сердце более объемистое, которое уже начинает собирать кровь в полости желудочков для распространения ее по всему телу.

Итак, если проникнуть глубже в вещи, можно сказать, что не только сердце первым начинает жить и последним умирать, но даже отдельные части сердца, именно предсердия, например, или аналогичные образования у пресмы

кающихся, рыб и подобных животных, оживают прежде желудочков и умирают после них.

Мне кажется, не начинается ли жизнь трепетанием, ибо я заметил, что даже после смерти предсердий кровь или жизненная сила сохраняет еще какое-то неясное трепетание. В самом деле, по замечанию Аристотеля, сперма всех животных с производительною способностью выходит трепетной наподобие живого существа. Таким образом, природа, окончив свое течение (как говорил Аристотель),[††] как будто вновь возвращается в те бездны, из которых она вышла. И если при рождении небытие переходит в бытие и из неживого возникает живое, то смерть возвращает обратно бытие в небытие, заставляя существо проходить по тем же ступеням, но в противоположном направлении. То же и у животных:              те части, которые рождаются послед

ними, умирают первыми, и, наоборот, первые умирают последними.

Я наблюдал, что не только одни большие и обладающие кровью животные имеют сердце, как говорит Аристотель, но и у остальных, малых и бескровных животных есть сердце, как, например, у ракообразных и слизней, улиток, раков, омаров и других. Даже у ос и мух при помощи лупы,, позволяющей различать маленькие предметы, я видел на конечности их тела в той части, которая называется хвостом, бьющееся сердце; это явление я мог показать некоторым лицам.

Но у бескровных животных сердце бьется крайне медленно и с большими перерывами; сокращение их сердца аналогично сокращению сердца других животных в агонии. Можно легко установить этот факт на улитках. Их сердце расположено в углублении отверстия на правой стороне; это углубление поочередно открывается и закрывается для возобновления воздуха. Из этого углубления они выбра

сывают слюну, если обнажить их верхние конечности около части, аналогичной печени.

Среди животных, лишенных крови, имеются еще такие,, у которых сердце в зимнее и вообще в холодное время совершенно не бьется; эти животные живут жизнью расте-- ний, уподобляясь животно-растениям (зоофитам).

У всех животных, у которых есть сердце, есть также предсердия или части, подобные им. Там, где сердце имеет два желудочка, поблизости их всегда находятся два предсердия. Это есть правило без исключения. Правда, в развивающемся яйце появляется сначала, как я уже говорил,, мешочек, или предсердие, или пульсирующая капля крови, а сердце формируется и развивается после. У некоторых животных, хотя и взрослых, но организация которых не- достигла совершенства, и у таких, как, например, пчелы, осы, улитки, слизни, ракообразные и омары, наблюдается пульсирующий пузырек наподобие красной или белой, точки, которая является как бы главным источником жизни.

У нас водится маленькое ракообразное (называемое по- английски «shrimp», а по-фламандски — «garneel»), его обычно- ловят в море и в Темзе. Тело его совсем прозрачно. Положив его в воду, я часто показывал его моим друзьям; при, прозрачности его тела можно было ясно видеть, как через окно, движения и сокращения сердца этого животного.

Взяв куриное яйцо после 4 и 5 дней высиживания, сняв с него скорлупу и положив в прозрачную теплую воду, я могу показать начало зародыша цыпленка в виде облачка. В середине этого облачка точка биения крови была настолько мала, что при сокращении скрывалась из вида, во время же расслабления эта точка вновь появлялась. Размер ее не превышал булавочной головки. Эта капелька крови, то появлявшаяся, то вновь исчезавшая, казалось, колебалась между бытием и бездной и была источником жизни,

<< | >>
Источник: ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ. 1948

Еще по теме ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Движения сердца и предсердий, наблюдаемые при вивисекциях:

  1. ГЛАВА ВТОРАЯ Движение сердца, наблюдаемое при вивисекции
  2. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Наблюдения над движениями артерий при вивисекциях
  3. ГЛАВА ПЯТАЯ О механизме и способе движений сердца
  4. ГЛАВА ВОСЬМАЯ О количестве крови, проходящей через сердце из вен в артерии, и о круговом движении крови
  5. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований
  6. ВСТУПЛЕНИЕ в котором показана недостоверность современных знаний о движении и деятельности сердца и артерий
  7. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИС СЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ
  8. ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ, 1948
  9. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СОЛНЦЕ — «НАШЕ ВСЕ»
  10. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О ЗУБАХ И РАСПОЗНАВАНИИ ЛЕТ ЦЕЛЬНОКОПЫТНЫХ
  11. ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ НОЖКИ
  12. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой
  13. Глава II ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ ВНУТРИВИДОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
  14. Глава IV СУКЦЕССИЯ ВИДОВ МИКРООРГАНИЗМОВ ПРИ РАСПАДЕ ЕЛОВОГТ ДРЕВЕСИНЫ
  15. Глава III ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ МЕЖВИДОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
  16. Глава 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОБРЕНИЙ ПРИ ВЫРАЩИВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  17. Глава 3. Инженерный подход при конструировании исследовательского оборудования. Принципы ТРИЗ
  18. Четвертая динамика. Человечество
  19. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Сердце