<<
>>

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ПОСЛЕСИЛЬНОГО ТОРФЯНОГО ПОЖАРА

С.Ю. Цареградская, В.Н. Косицын

ВНИИЛМ, Московская обл.

В условиях сильных засух, когда сумма осадков за пожароопасный период (конец весны — начало лета) оказывается значительно меньше (на 50- 80%) среднемноголетних данных, в заболоченных лесах олиготрофного ряда развития и на верховых болотах может происходить углубление «огня» низового пожара в более нижние слои почвы, вызывая тем самым возникновение торфяного (подземного) пожара.

Наиболее часто торфяные пожары имеют место в зоне хвойно-широколиственных лесов. Отдельные торфяные пожары носят катастрофический характер, вызывая существенные изменения природной среды и сукцессионные смены растительного покрова. В современных условиях глобального потепления климата и усиления антропогенного воздействия на лесо-болотные экосистемы вероятность возникновения торфяных пожаров возрастает. В связи с этим актуальной становится проблема изучения динамики растительного покрова после торфяных пожаров сильной интенсивности, важной частью которой является организация системы мониторинга растительности на гарях с целью установления тенденций развития отдельных компонентов фитоценозов. Это, в свою очередь, позволит разработать перспективную стратегию хозяйственного освоения участков лесного фонда, пройденных сильными торфяными пожарами.

На территории Сергиево-Посадского опытного лесхоза Московской области (северная подзона зоны хвойно-широколиственных лесов) нами ведет- ся мониторинг растительности на гари площадью около 260 га, образовавшейся на месте сосняка сфагнового после сильного торфяного пожара в 1972 году. Постоянные круговые и ленточные пробные площади заложены в центральной части гари и на ее окраинных участках, прилегающих к верховому болоту, гидролесомелиоративной сети и озерной акватории. На пробных площадях ежегодно в определенные фенологические периоды производится учет видового состава растительного покрова и макромицетов, био- морфологических и биопродукционных признаков видов.

Ведется учет основных параметров режимов освещенности и увлажнения, термического режима и эдафических условий. При мониторинге растительного покрова на гари используются и дистанционные методы, в частности метод дешифрирования цветных спектрозональных среднемасштабных аэрофотоснимков.

При торфяном пожаре наблюдалось полное сгорание напочвенного покрова, подстилки и толстого слоя аккумулирующего органического вещества — торфа (глубина прогорания торфяной почвы достигала 50 см), вываливание деревьев после сильного обгорания их корневых систем. В результате гибели лесного насаждения на гари произошло уплотнение верхнего торфяного слоя, его проседание и подъем уровня болотно-грунтовых вод. Это привело к заболачиванию гари и формированию здесь кочкарно-моча- жинного микрорельефа. В результате сгорания сфагнового покрова и обогащения поверхностного торфяного слоя щелочными зольными элементами после пожара на гари отмечалось хорошее развитие самосева сосны обыкновенной. Через 25 лет после пожара на исследуемой гари произрастал равномерный и густой молодняк сосны (12-15 лет); однако из-за избыточного увлажнения и маломощности почвенного слоя он отличался крайне замедленным темпом роста. Через 5 лет после пожара и в дальнейшем в составе напочвенного покрова гари преобладали пушица влагалищная и сфагнумы.

Обследование гари, проведенное в последние годы, показало следующее. В более заболоченной части (площадь мочажин составляла 25%), удаленной от пушицево-сфагнового верхового болота на расстоянии 200-250 м, молодой сосновый древостой имел густоту 7,8 тыс. шт./га, среднюю высоту 1,25 м и диаметр 2,3 см. Здесь же наблюдалось разрастание пушицы и клюквы болотной. Встречаемость клюквы увеличилась по сравнению с контролем (сосняк сфагновый в возрасте 65 лет) в 1,5 раза и составляла 71%. Урожайность ягод клюквы в этой части гари равнялась 130,4 кг/га и была близка к контролю (152,4 кг/га). Восстановление вегетативной и генеративной сферы клюквы на гари до прежнего уровня (до пожара) произошло через 18 лет после пожара.

В менее заболоченной части гари (площадь мочажин — 15%) молодой древостой сосны характеризовался большей густотой (15,2 тыс.

шт./га) и имел среднюю высоту 1,0 м и диаметр 1,5 см. По сравнению с контролем (сосняк сфагновый в возрасте 75 лет) проективное покрытие большинства видов травяно-кустарничкового яруса в этой части гари снизилось: черники в 5,7 раза, морошки в 3,5, брусники в 2,3 и багульника в 2,0 раза. Здесь же не было отмечено плодоношения черники и морошки при урожайности их ягод на контроле соответственно 16,4 и 133,1 кг/га.

Таким образом, и через 25 лет после сильного торфяного пожара на месте сосняка сфагнового растительный покров на гари находится все еще на ранних стадиях формирования лесного фитоценоза. В настоящий момент такая гарь представляет интерес для лесохозяйственной практики только в качестве промыслового угодья для заготовки ягод клюквы.

[]] Иванов А.В. Лесовозобновление гарей в сосняках Республики Марий Эл: Авто- реф. дис. канд. с.х. наук. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1996. 20 с. [2] Косицын В.Н. Влияние торфяного пожара на состояние и продуктивность некоторых видов пищевых и лекарственных растений в северной подзоне зоны смешанных лесов // Растительные ресурсы. 1998. Т. 34. Вып.2. С.30-35. 

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ПОСЛЕСИЛЬНОГО ТОРФЯНОГО ПОЖАРА:

  1. Растительный покров болот как индикатор генезиса, строения и глубины торфяных отложений
  2. УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
  3.   МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА  
  4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА  
  5. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА  
  6. ДЕСТРУКЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВАВ ТОРФЯНОЙ ЗАЛЕЖИ КИРСАНОВСКОГО БОЛОТА Е. А. Головацкая, Л. Г. Абзалимова, Е. В. Порохина
  7. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ БОЛОТАХ БЕРЕЗИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
  8.   МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНОВ  
  9. РАСТЕНИЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ КАК ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  10. ОЦЕНКА СОСТАВА МЕТАНОГЕННЫХ АРХЕЙ В ТОРФЯНЫХ ПОЧВАХС ПОМОЩЬЮ ПЦР-ДГГЭ ТЕХНОЛОГИИ А.              К. Кизилова, М. В. Чистотин, И. К. Кравченко
  11. СТРУКТУРА РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА НА ГРАНИЦЕЛЕС-ВОДОЕМ В ПОЙМАХ РЕК ОКСКО-ДОНСКОЙ РАВНИНЫ
  12. ОПЫТ количественной оценки динамических СОСТОЯНИЙ И УСТОЙЧИВОСТИ СОСНОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ НАОБЪЕКТАХ ГИДРОМЕЛИОРАЦИИ
  13. Глава 5. КОЖНЫЙ ПОКРОВ И ЖЕЛЕЗЫ КОЖНЫЙ ПОКРОВ