<<
>>

ДИНАМИКА ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ИБОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОЛОЦЕНЕВ ГОРАХ СРЕДНЕГО УРАЛА

 

Н.К. Панова

Ботанический сад УрО РАН, Екатеринбург

Одной из специфических черт горных стран является значительное разнообразие природных условий на сравнительно небольшой территории.

Заболоченность в горной полосе Свердловской области не превышает 2-3%. Многие болота уникальны и нуждаются в охране в качестве ландшафтных памятников и природных летописей истории развития растительности и климата [1 и др.].

Для изучения особенностей истории формирования и развития лесной растительности и болотообразовательного процесса в центральной горной полосе Среднего Урала проанализирован методами спорово-пыльцевого и ботанического анализа ряд разрезов торфяных болот, расположенных в приводораздельной части восточного (окрестности г. Екатеринбурга, подзона южнотаежных сосновых лесов) и западного (район Висимского заповедай-

jca, примерно в 100 км к северо-западу от г. Екатеринбурга, подзона южнотаежных пихтово-еловых лесов) макросклонов. Выявлены существенные различия и в истории лесов этих частей региона, обусловленные, очевидно, субмеридиональной протяженностью горных хребтов и связанными с этим особенностями циркуляции атмосферы в разные периоды голоцена.

Сопоставление торфяных разрезов по высотному профилю: 1.Песчаное, 2. Романовское, 3. Карасьеозерское, 4. Галашкинское, 5. Средне-Сулемское, 6. Шайтанское. Условные обозначения: 1-12 - Растительные остатки в торфе: 1,2-сфагно-вые мхи (1-низинные, 2-переходные), 3-гипновые мхи, 4-осоки, 5-пушица, 6-хвощ, 7-вахта, 8-разные травы, 9-древесный торф, 10-ель, И-сосна, 12-береза, 13-сапропе-листый торф, 14-сапропель, 15-глина, 16-суглинок, 17-песок, 18-галька, дресва.

В позднем дриасе и предбореальном периоде на всем Среднем Урале господствовала травяно-кустарниковая растительность в сочетании с редколесьями: елово-лиственничными с примесью сосны и березы на востоке и

елово-березовыми — на западе.

На западном склоне, в пойме р. Сулем сохранялись пихта, липа, ильм. В бореальном периоде формируются таежные леса: на восточном склоне — березово-сосновые с примесью лиственницу ели, кедра сибирского; на западном — преимущественно еловые с примесью пихты, сосны, кедра, березы.

Потепление способствовало распространению из убежищ широколиственных видов, которые достигли наибольшего развития в конце атлантического периода. В это время в обеих частях региона произрастали наиболее разнообразные по составу лиственно-хвойные леса с примесью пихты и широколиственных. В районе Висимского заповедника ильм и липа поднимались до высоты 700 м, а в долине р. Сулем появились лещина и дуб. На восточном склоне, кроме липы, ильма, дуба, лещины встречались клен и граб. Последний распространялся из южноуральского рефугиума.

Похолодание в начале суббореального периода остановило дальнейшее продвижение неморальной флоры. На восточном склоне резко возросла роль сосны, участие широколиственных уменьшилось. На западном — в середине суббореала преобладали пихтово-еловые леса с примесью широколиственных, даже большей, чем в атлантическое время. В субатлантическом периоде в обеих частях региона (на востоке — на фоне преобладания сосны) увеличилась роль ели, пихты, сибирского кедра. На современном этапе сохраняется природная тенденция к прогрессивному развитию сосны на восточном склоне и темнохвойных видов — на западном. Однако, в результате хозяйственной деятельности за пределами Висимского заповедника и в окрестностях г. Екатеринбурга сокращается участие в лесах хвойных пород и увеличивается распространение березы, что находит отражение в субре- центных пыльцевых спектрах.

Судя по стратиграфии разрезов (см. рис.), все исследованные торфяники на высотах 250-400 м образовались путем заболачивания водоемов. Начало органогенных (сапропелевых) отложений относится в большинстве разрезов к предбореальному времени. В бореальном периоде началось торфонакоп- ление в мелких водоемах.

Обмеление и заторфовывание более глубоких озер произошло (с коррекцией местными гидрологическими условиями) примерно в одно и то же время — в конце атлантического — первой половине суббореального периодов. Тогда же на ранее сформировавшихся торфяниках поселяется древесная растительность. Эти явления, очевидно, связаны с общерегиональным повышением сухости климата.

Болото Шайтанское, расположенное на вершине горы на высоте 700 м над у.м., образовалось путем суходольного заболачивания, и, по своему местоположению, растительности и торфяной залежи, является уникальным для Среднего Урала [2]. Несмотря на небольшую глубину, оно имеет, согласно спорово-пыльцевым данным, достаточно древний возраст.

[!] Маковский В.И. О рациональном использовании и охране торфяных болот Свердловской области // Проблемы экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов на Урале. Свердловск, 1980. С.52-53. [2] Маковский В.И. Итоги изучения заболоченных лесов и болот Висимского заповедника //10 лет Ви- симскому государственному заповеднику. Свердловск, 1981. С.14-16.

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме ДИНАМИКА ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ИБОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОЛОЦЕНЕВ ГОРАХ СРЕДНЕГО УРАЛА:

  1. ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОЛОЦЕНЕНА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  2. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ БОЛОТАХ БЕРЕЗИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
  3. Физико-географические факторы болотообразовательного процесса в голоцене
  4. ВЛИЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ БЕРМ И ОТКОСОВ КАНАВ НАСОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ ОСУШИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
  5. Глава 6. СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА ПОЧВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
  6. Формирование и динамика растительных сообществ
  7. Изменение состава растительных остатков в процессе их разложения
  8. ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ФЕНОЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ХРАНЕНИЯ КЛУБНЕЙ КАРТОФЕЛЯ У СОРТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО УСТОЙЧИВОСТИ К РНУТОГНТНОВЛ
  9. Кто первый открыл самоцветы Урала?
  10. Климатические изменения в голоцене
  11. Реконструкция развития болотных систем в голоцене
  12. Закономерности развития болотных систем в голоцене