<<
>>

4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных

К настоящему времени накоплены разнообразные и многочисленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они получены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тестов.
Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существующих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.

116

I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе 1 Достижение приманки, 2. Поиск приманки, исче 3. Экстренное выявление находящейся в поле зре зающей из поля зрения: дискретного изменения ния, но недоступной: 1) экстраполяция положения (перемеще 1) преодоление направления движе ния) приманки в ряду по преграды или выбор ния пищевого зиций: обходного пути; стимула; тест Ревеша— 2) достижение 2) оперирование Крушинского приманки с помо пространственно-

щью орудий геометрическими

признаками

II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков 1. Выбор нового пути в лабиринте: 1) отыскание пути в трехлучевом лабиринте; 2) выбор короткого пути в лабиринте 2. «Сотрудничество» при добы-ваниии корма: 1) наблюдения в природе; 2) совместные манипуляции для добычи приманки 3. Выбор стимула, ранее связанного с большим количеством подкрепления 4. «Доставание банана» голубями

III. Выявление общего алгоритма 1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке 2. Формирование установки на обучение

IV. Обобщение и абстрагирование 1. Обобщение абсолютных признаков 2. Обобщение относительных признаков 3. Формирование «естественных» понятий 4. Формирование довер-бальных понятий 5. И спольза вание симво лов

V. Операции логического вывода 1. Построение аналогий 1. Транзитивное заключение

VI. «Социальное сознание» (Social Cognition) 1. Самоузнавание в зеркале 2. «Перемена ролей» 3. Преднамеренный обман

117

В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения те\ форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экстренным улавливанием принципа задачи (1) и экстренной реорганизацией независимых навыков (II). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III) были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагирования (IV) посвящена гл. 5.

<< | >>
Источник: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с.. 2002

Еще по теме 4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных:

  1. Мышление человека и рассудочная деятельность животных
  2. 4 ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ:
  3. 8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп
  4. 2.11.3. Значение работ ЭТОАОГОВ для оценки рассудочной деятельности животных
  5. 2.7. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
  6. 9 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ
  7. 4.2. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели
  8. Рассудочная деятельность
  9. 8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга
  10. 2.9.1. Концепция А. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности
  11. 9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности