<<
>>

Повышение квалификации и самообразование

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает самую суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше, Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому «моральному износу» полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Специальные исследования показывают, что Аегодня около 60—70 % учеников-старшеклассннков более осведомлены в новейших достижениях науки и техники, чем их учителя [4] [5].

На уроках все чаще слышны «каверзные» вопросы. Недостаток знаний учитель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы. Создавшееся положение довольно точно характеризуют слова учительницы в одном из стихотворений Леонида Мартынова:

— Дети

В какой-то мерс знают больше нас,

И надо думать при любом ответе,

Чтоб не смеялся весь десятый класс.

И если что-то нс дает покоя,

То не тетрадки и не дневники,

А эта снисходительность, с какою Взирают на тебя ученики.

Выход может быть только один — непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

Общеизвестно утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится.

В практике работы сложилась определенная система форм такой учебы. Это курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания предметных комиссий и методических объединений, школы передового опыта, семинары молодых учителей, творческие группы и т. п. Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий. Поэтому самообразование принято считать основной формо повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста учителя как специалиста.

Добросовестно работающие учителя по-разному относятся к знаниям, полученным в процессе самообразования. В зависимости от этого их можно условно разделить на четыре группы. Для каждой из них характерен свой уровень творчества 5.

Первую группу составляет часть молодых учителей, стремящихся к рекомендациям рецептурного характера. Они тяготеют к литературе, в которой содержатся «конкретные рекомендации», «советы», «поурочные разработки», где каждый урок от начала до конца расписан по деталям. Учителя этой группы слепо следуют сценарию, который заложен в поурочной разработке, без учета особенностей конкретного классного коллектива и условий его работы. Такое применение «достижений науки» лишено всяких элементов творчества.

Значительная часть молодых и более опытных учителей образует вторую группу, для которой характерны попытки критически оценить методические рекомендации, выявить педагогическую идею, которую они реализуют. Учителя, опираясь на свой опыт и специфику работы, устанавливают, какие элементы предлагаемого методистами проекта урока следует сохранить, от каких отказаться, заменив нх более целесообразными для данных условий. Но в работе этих [6]

учителей отсутствуют элементы планомерной рационализации. Это первый уровень педагогического творчества.

К третьей группе относится часть достаточно опытных учителей, имеющих определенную систему работы. При подготовке к урокам они используют не конкретные разработки, а более общие положения и идеи. Это второй, достаточно высокий уровень педагогического творчества.

Для четвертой группы характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных пауки и передового педагогического опыта. Это третий уровень педагогического творчества, его вершина.

Исходя из понимания повышения квалификации учителя как непрерывного самообразования, можно выделить программу-минимум, в которую входят следующие основные направления самообразования: идейно-политическое, психолого-педагогическое ш специальное (биологическое и методическое). Программа-максимум добавляет еще одно — повышение общего уровня культуры и эрудиции.

Только постоянная и разносторонняя подготовка может обеспечить успех в работе. «На концерте, в театре, при чтении книг, газет и журналов, в общении с людьми, в наслаждении природой без специальных внутренних команд, естественно, как дыхание, идет и идет в учителе непрерывная работа памяти, внимания, воли, работа, накапливающая впечатления от мира для того, чтобы непременно потом передать это накопленное ученикам» 6.

Успех самостоятельной работы учителя в решающей степени зависит от его усилий и желания. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Вот почему передовые учителя считают целесообразным иметь личный творческий план[7] [8], который включает перечень конкретных действий по основным направлениям самообразования на весь период между курсами повышения квалификации. Форма такого плана никем не задается и он никем не утверждается. Это сугубо индивидуальный документ.

Все направления самообразования тесно связаны н взаимно дополняют друг друга. Ничуть не умаляя значения других, в дальнейшем сосредоточим внимание на специальном самообразовании учителя биологии, в котором можно выделить три различных по степени сложности этапа: процесс подготовки уроков и воспитательных мероприятий, изучение педагогического опыта, работа над конкретной темой методики преподавания.

<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Повышение квалификации и самообразование:

  1. Подготовка кадров высшей квалификации.
  2. Приемы повышения урожайности овощей
  3. О повышении эффективности удобрений.
  4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ
  5. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ НА ПОЧВАХИЗБЫТОЧНОГО УВЛАЖНЕНИЯ
  6. Пути повышения эффективности и безопасности применения антигельминтиков
  7. ПОВЫШЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДЕЙСТВИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ КИСЛЫХ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ ПУТЕМ ИХ ИЗВЕСТКОВАНИЯ [7]
  8. ОПЫТ БИОХИМИЧЕСКОГО ОТБОРА КАПУСТЫ НА ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К BOTRYTIS CIУ ЕЛЕ А PERS.
  9. Часть 2 ВИДЫ УДОБРЕНИЙ, ИХ ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И СВОЙСТВА, УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДОЗ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
  10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ШТАММОВ БАКТЕРИЙРОДОВ PSEUDOMONAS И AZOTOBACTERДЛЯ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ ОТ БОЛЕЗНЕЙИ ПОВЫШЕНИЯ УРОЖАЙНОСТИСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  11. Часть 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ АГРОХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АГРОХИМИИ. ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
  12. Герасимчик В.А.. Инфекционные и незаразные болезни пушных зверей и кроликов : учеб.-метод. пособие, 2011
  13. ПРОФИЛАКТИКА БЕСПЛОДИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  14. ПРОФИЛАКТИКА БЕСПЛОДИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  15. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА АГРОМЕЛИОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ
  16. ИСКУССТВЕННО ПРИОБРЕТЕННОЕ БЕСПЛОДИЕ
  17. АГРОТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОЛЕВЫХ РАБОТ