Конкретизация учебно-воспитательных задач

  В соответствии с идеей оптимизации обучения учителю рекомендуют придерживаться определенной последовательности действий по проектированию учебно- воспитательных задач [26]. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, раздела, темы. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими рекомендациями. Конкретизация задач изучения темы с учетом особенностей содержания и классного коллектива. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом их значимости и имеющегося на нх решение времени. Вычленение «сверхзадач» урока.
Последовательно конкретизируя задачи, которые в
самом общем виде приведены в объяснительной записке школьной программы, и постепенно выделяя из них главные, следует иметь в виду, что рубрика программы «Учащиеся должны знать» может быть положена в основу формулировок образовательных задач,
а рубрика «Учащиеся должны уметь» — задач развития [27].
Если выписать эти задачи в терминах, соответствующих изучению темы «Класс Рыбы», и добавить скорректированные соответствующим образом воспитательные задачи предмета, то получится следующая картина. Образовательные задачи темы: а) установить особенности внешнего строения рыб в связи с их средой обитания; б) выяснить особенности строения скелета и систем внутренних органов рыб в связи с их функциями; в) узнать особенности поведения рыб;
г)              сформулировать общую характеристику класса;
д)              определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны рыб. Развивающие задачи темы: а) научиться узнавать изученных рыб; б) научиться распознавать органы и системы органов рыб на препаратах, таблицах и рисунках; в) уметь сравнивать особенности строения рыб и ланцетников, делать вывод об их родстве; г) научиться проводить наблюдения за поведением аквариумных рыб; д) научиться соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов; е) уметь работать с учебником. Воспитательные задачи темы: а) показать влияние окружающей среды и функционирования органов рыб на их строение, раскрыть относительный характер имеющихся приспособлений; б) на примерах рефлексов и инстинктов рыб раскрыть материальную основу их поведения; в) доказать естественное происхождение рыб; г) познакомить с биологическими основами, современными достижениями и задачами рыболовства и рыборазведения; д) показать влияние человека на численность рыб, выяснить значение выполнения Закона об охране и использовании животного мира для сохранения и увеличения рыбных богатств.
Теперь вычлененные учебно-воспитательные задачи темы нужно распределить по отдельным урокам так, чтобы каждая из них находила место для реализации.

Результатом этой работы будет матрица учебно-воспитательных задач темы (см. табл. 5), которая помогает учителю видеть распределение их между уроками. Подобные матрицы полезно выстраивать по содержанию, средствам обучения, типам уроков и т. п. Они служат основой для составления тематических планов.
Анализ полученных данных показывает, что отдельные задачи воспитания и развития учащихся повторяются почти на каждом уроке.
Воспитание и формирование умений — процессы многогранные и длительные. Они требуют периодических подкреплений и уточнений. И нет ничего необычного в том, что ряд задач воспитания и развития учащихся носит общий для многих уроков характер. «Эти задачи носят как бы универсальный характер, и нет необходимости специально каждый раз оговаривать их в планах уроков, не забывая, конечно, решать их в повседневной учебной практике»[28]. Такие задачи целесообразно планировать на учебную тему или раздел курса. Но, цсходя из реальной обстановки в классе, может возникнуть особая потребность в усилении внимания к отдельным сторонам воспитания или развития учащихся. В этом случае планирование соответствующих задач приобретает особо актуальный для данного класса характер.
Вместе с тем нетрудно заметить, что число задач, которые нужно решать на том или ином уроке, существенно сократилось по сравнению с их числом в теме. Но значимость их далеко не равноценная. Стремление учителя решать все выделенные задачи в равной мере лишает урок цельности, законченности, целенаправленности. На уроке должна быть выделена одна главная задача (цель урока), которая цементирует весь учебный материал, методы и средства обучения, структуру урока. Она может быть одной из образовательных, воспитательных или развивающих задач. Кроме главной, на уроке может быть решено небольшое количество сопутствующих задач, которые должны «работать» на цель урока, а не являться независимыми, самостоятельными.
Главные задачи уроков в теме «Класс Рыбы» на таблице 5 выделены черным шрифтом. Остальные являются сопутствующими.




Задачи


Номера уроков и ня те- мы

образователь
ные

развиваю
щие

воспитатель
ные

1. Среда обитания и внешнее строение рыб

а

б,

е

а

2. Скелет и мускулатура рыб

б

б,

в, е

а

3. Внутреннее строение рыб

б

б,

в, е

а

4. Нервная система, органы чувств и поведение рыб

б, в

б,

в, е

а, б

5. Размножение и развитие рыб

б

б,

в, Д, е

а, б

6. Многообразие рыб. Общая характеристика класса

г

а,

в, е

а, в

7. Хозяйственное значение и охрана рыб

д

Д,

е

г, Д

Проектирование задач каждого урока лучше выполнять при разработке системы уроков по теме. В этом случае легче проследить систему в решении учебно-воспитательных задач и добиться, чтобы каждый пункт комплекса хотя бы один раз отразился в задачах урока.
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Конкретизация учебно-воспитательных задач:

  1. В.А.Федотов, А.К.Свиридов, С.В.Федотов и др.. Агротехнолоии зерновых и технических культур в Центральном Черноземье. — Воронеж. — 180 с. (учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 3-е перераб. и доп.)., 2006
  2. Учебная работа.
  3. Куликова Наталья Александровна, Лебедева Галина Федоровна. Гербициды и экологические аспекты их применения: Учебное пособие., 2010
  4. 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с., 2002
  5. Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с., 2008
  6. Цели и задачи дисциплины
  7. М.И. Герасимова, М.Н. Строганова, Н.В. Можарова, Т.В. Прокофьева. Антропогенные почвы: генезис, география, рекультивация. Учебное пособие., 2003
  8. ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ ПОЧВ
  9. Цель и задачи исследования.
  10. 4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче
  11. 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  12. ЗАДАЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЧВУ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ
  13. Арабаджи А.А., Крюков В.И.. Рыбоводство. Практическое руководство по определению рыб Орловской области. Учебное пособие для ВУЗов. - Орёл: Изд-во «Автограф». -68 с., 2009
  14. Глава 1. Предмет и задачи
  15. Список основной литературы по популяционной экологии растений Монографии, сборники трудов научных конференций, учебная литература
  16. Предмет, основные цели и задачи ветеринарной токсикологии с основами экологии
  17. Разнообразные задачи водяного сада