Выбор методов обучения
Пока не существует общепринятого определения метода обучения, но чаще всего этим термином обозначают упорядоченные способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на решение учебно- воспитательных задач.
Высокая эффективность применения тех или иных методов достигается при условии, что они являются
составной частью определенной системы, правильно отобраны и умело используются учителем.
В распоряжении учителя биологии есть значительное количество методов обучения. Часть из них представляет собой общие методы обучения, разработанные дидактикой н адаптированные к обучению биологии. Это такие методы, как рассказ, объяснение, лекция, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Другая часть — специальные (частные) методы, отражающие основные методы познания, используемые в биологии. Сюда можно отнести распознавание и определение биологических объектов, наблюдение, эксперимент, работу с микроскопом.
Предпринимались неоднократные попытки группировать перечисленные методы по разным основаниям. Однако общепринятой классификации методов обучения до сих пор нет. Одну из наиболее перспективных попыток классификации методов обучения предприняли Е. П. Бруновт и И. Д. Зверев[29]. Они классифицируют методы по следующим показателям: по степени самостоятельной активности учащихся (методы объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские) и по источникам знаний (методы словесные, наглядные и практические). В сочетании этих двух рядов образуется девять групп методов.
Располагая достаточно большим набором методов обучения, учителя нередко испытывают затруднения в правильном и обоснованном их выборе. Чаще всего эта работа осуществляется интуитивно. Результаты опроса показывают, что 56,6 % учителей биологии не могут обосновать свой выбор методов на уроке[30]. Чтобы придать этой работе осмысленный и целенаправленный характер, весьма полезно обращаться к рекомендациям Ю. К. Бабанского[31].
Принято считать, что решение о выборе методов обучения учитель принимает, руководствуясь прежде всего характером содержания изучаемого материала, в котором отражаются цели обучения и воспитания. Так, при изучении структуры биологических систем (морфологические, анатомические, систематические понятия) преимущество отдается практическим методам. Функционирование живых систем (физиологические понятия) лучше изучать наглядными методами. При выяснении вопросов развития живых систем (эволюционные понятия), взаимоотношения их с окружающей средой и человеком (экологические понятия) преобладают словесные методы.
Однако характер содержания не может однозначно определить выбор методов обучения. Одно и то же содержание может быть изучено различными методами, причем так, чтобы во всех случаях достигались цели обучения. С другой стороны, одни и те же методы обучения, применяемые разными учителями, могут дать различные результаты. Поэтому при выборе методов обучения следует учитывать и ряд дополнительных факторов: степень сложности учебного материала, логический путь его проработки, наличие достаточного времени для изучения и др.
С учетом этих факторов можно составить алгоритм выбора преобладающих методов обучения (см. табл. 6). Таблица построена по принципу зоологи-
Таблица 6. Выбор преобладающих методов
обучения
1(18) Основная задача урока — формирование знаний.
2(7) Материал достаточно прост, носит описательный характер
Объяснительно-иллюстративные методы.
3(6) Времени на изучение материала достаточно.
4(5) Материал знаком учащимся
Беседа.
5(4) Материал мало знаком учащимся.
. . . Самостоятельная работа
с раздаточным материалом,
учебником.
6(3) Времени на изучение материала не вполне
достаточно
Рассказ, описание.
7(2) Материал имеет средний или высокий уровень сложности, требует объяснения, установления связей.
8(17) Материал имеет средний уровень сложности
Поисковые методы.
9(10) Изучается структура биологических систем
Наблюдение.
10(9) Изучается материал иного характера.
11(12) Изучается функционирование биологических систем
Демонстрация пособий, опытов, ТС О.
12(11) Изучается развитие биологических систем, взаимоотношения их с окружающей средой, человеком.
13(14) Времени на изучение материала достаточно. Материал знаком учащимся. gt;
Беседа.
14(13) Времени на изучение материала не вполне достаточно. Материал мало знаком учащимся.
15(16) Материал в учебнике излагается индуктивно
Объяснение, лекция.
16(15) Материал в учебнике излагается дедуктивно
. . . Доказательство, лекция.
17(8) Материал имеет высокий уровень сложности
Объяснительное чтение учебника.
18(1) Основная задача урока — формирование практических умений.
19(20) Формируются преимущественно морфологические, анатомические и систематические
умения
. .Распознавание, определение.
20(19) Формируются иные умения
Наблюдение, эксперимент.
ческого определителя. Если теза, сформулированная в первом пункте, соответствует конкретным условиям применения метода, то переходят к следующей по счету тезе — 2. Если такого соответствия нет, то обращаются к антитезе, которая указана в скобках. Такие действия продолжают до тех пор, пока возле одного из пунктов таблицы не будет указана искомая группа методов или конкретный метод.
Таблица носит ориентировочный характер и на первых порах может оказать определенную помощь начинающему учителю. Однако не следует ее принимать безоговорочно. Реальная жизнь неизмеримо сложнее любой схемы. Окончательное решение о выборе методов обучения принимает учитель с учетом учебных возможностей школьников, своих личных особенностей, обеспеченности школы учебным оборудованием и т. п.
Определенные ориентиры в выборе методов обучения дает учебная программа. Содержащиеся в ней указания на необходимость демонстрации наглядных пособий, проведения лабораторных работ и экскурсий, формирования общеучебных умений предполагают применение учителем соответственно методов демонстрации, эксперимента, наблюдения, работы с книгой.
Результатом проведенной работы может быть матрица выбора системы методов обучения для определенной темы (см. табл. 7). Ведущие группы методов в ней выделены черным шрифтом.
Таблица 7
Группы методов обуче- |
Номера уроков |
темы |
Класс Рыбы» |
|||||
ния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
+ |
+ |
|||||||
Словесные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Наглядные |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Практические Объяснительно-иллю- |
+ |
+ |
||||||
стративные Поисковые |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Такая матрица позволяет судить о том, насколько представлены различные методы в работе учителя, не отдает ли он предпочтение только некоторым из них. Подобное системное планирование методов оказывает существенную помощь при составлении тематических планов.
Еще по теме Выбор методов обучения:
- 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
- 3.2.2.3. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок)
- 2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка
- Учет с фиксированным уровнем точности и метод обратного биномиального выбора
- 3.3.2. формирование «установки на обучение»
- 3.4.7. Инсайт-обучение
- 3.4.2. Латентное обучение
- 3.4.3.1. Обучение в радиальном лабиринте
- Опосредованное обучение
- 5.5.5. Выбор стимулов по аналогии