<<
>>

Салициланилиды

  Рафоксанид, клозантел и другие препараты из класса сали- циланилидов в условиях in vivo и in vitro нарушают митохондриальное фосфолирование, о чем указывал Vanden Bossche H. (1980).
L.W. Scheibel et al. (1968) установили, что никлозамид (фенасал) ингибирует анаэробное включение 32Pi в аденозинтри- фосфатазу, что приводит к изменению реакции в митохондриях
  1. diminuta. Салициланилиды также нарушают синтез митохондриальной аденозинтрифосфатазы в митохондриях мышц аскарид. Повреждение аскарид может быть также результатом нарушения барьерной проницаемости (H.J. Saz, 1972).

Важной особенностью никлозамида является то, что он слабо всасывается в желудочно-кишечном тракте животных, что защищает организм хозяина от нежелательного действия препарата. Никлозамид подобно другим салициланилидам, являясь водородным ионофором, проникает через внутренние митохондриальные мембраны, в результате чего нарушается окислительное фосфолирование, ингибируется синтез аденозинтрифосфатазы в митохондриях. Одновременно отмечено, что альбумин предотвращает вышеуказанное действие салициланилидов в условиях in vitro. В то же время не обнаружено нейтрализующего эффекта клозантела на митохондриальную активность у интактных F. hepatica, но установлено его влияние на поглощение его фасциола- ми. Vanden Bossche H., H. Verhaeven (1983) полагают, что образование альбумин-клозантелового комплекса может быть обусловлено неспособностью клозантела связываться с митохондриями в условиях in vivo, в то время как токсичность клозантела для фасциол может быть обусловлена способностью трематод разрушать этот комплекс. Подобный механизм действия в избирательной токсичности может быть и у других препаратов класса салицила- нилидов.

Vanden Bossche Н. (1972) считает, что рафоксанид, клозантел и дизофенол являются активными против нематод, питающихся кровью.

Механизм их действия обусловлен нарушением транспорта электронов от аденозинтрифосфатазного узла. В связи с этим для нематодоцидного действия этих соединений необходима комбинация питания кровью и продолжительный период полураспада препарата.

Д.Г. Баяндина и др. (1962) сообщают, что после действия фенасала цестоды подвергаются воздействию протеолитических ферментов пищеварительного тракта. Кроме того, препарат вызывает паралич цестод. Ими доказано, что фенасал в концентрации 10~8—10"6 парализует мускулатуру цестод. Фенасал разрушает первый и второй слои кутикулы цестод. Третий слой (базальный) разрушается только при совместном воздействии протеолитических ферментов кишечника хозяина и фенасала. Через 14 ч после дачи препарата крысам в кишечнике обнаруживаются только небольшие кусочки члеников.

Е.Д. Логачев и др. (1975) отмечали глубокие деструктивные изменения в покровных тканях, паренхиме и половой системе мониезий, происходит распад и гибель онкосфер. Фенасал нарушает поглощение глюкозы паразитами, что приводит к нарушению обмена веществ, параличу и гибели цестод.

Основные изменения, вызванные клозантелом, установлены не только в митохондриях адсорбирующих отделов (желудке, кишечнике), но и в паренхимных клетках, экскреторных протоках, желточных железах и мышечных клетках. Эти изменения морфологии митохондрий могут быть вызваны расщепляющим действием клозантела. Клозантел также воздействует на метаболизм гельминтов и приводит к их гибели (A. Verheyen, О. Vanpa- rijs et al., 1980; H.J. Kane, C.A. Behm, C. Bryant, 1980).

Клозантел действует и как системный антихолинэстеразный агент. Этот эффект был обнаружен случайно при изучении действия различных препаратов (метрифоната, цитиоата и клозантела) при саркоптозе собак. Метрифонат и цитиоат - это хорошо известные системные антихолинэстеразные препараты. 29 мышам и 29 сукам вводили по 15 мг/кг клозантела или лечебные дозы метрифоната и цитиоата. Концентрацию ацетилхолинэстеразы в плазме определяли до и через 24 ч и 4 сут после введения веществ.

После введения клозантела, метрифоната и цитиоата концентрация ацетилхолинэстеразы в плазме снизилась на 23,18; 28,19 и 23,18 % соответственно. Клозантел и цитиоат показали одинаковое влияние на ацетилхолинэстеразу. Такое снижение уровня ацетилхолинэстеразы в плазме не вызывало каких-либо токсических признаков при лечении собак, но было достаточным для гибели эктопаразитов, заразивших их (J.A. Holenweger, J.E. Тагосо, 1980).
  1. Фосфорорганические препараты

Учитывая холинергическую нервно-мышечную передачу у нематод для постсинаптической инактивации ацетилхолина необходима ацетилхолинэстераза. Ингибирование ацетилхолинэстеразы приводит к продолжительной деполяризации постсинап- тического узла и параличу гельминтов (R.M. Lee, M.R. Hodsolen, 1963; R.J. Hart, R.M. Lee, 1966). Дихлорофос, галаксон, трихлор- фон и другие фосфорорганические препараты ингибируют ацетилхолинэстеразу нематод в концентрации 10’13М (С.О. Knowles,

  1. E. Casida, 1966). Кроме того, препараты этого класса соединений ингибируют также ацетилхолинэстеразу млекопитающих и вследствие этого могут вызвать токсические явления (V. Jamna- das, J. Thomas, 1979).
  1.  
<< | >>
Источник: Архипов И.А.. Антигельминтики: фармакология и применение. - М.-406 с.. 2009

Еще по теме Салициланилиды:

  1. Салициланилиды
  2. Салициланилиды
  3. Цестодоциды Цестодоциды растительного происхождения
  4. Хлорированные углеводороды
  5. Цестодоциды
  6. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  7. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  8. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  9. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  10. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  11. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  12. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  13. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  14. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...