<<
>>

6-6* Эпигностика, мышление и адаптивный иммунитет

Пожалуй самое сложное, что произвела эволюция - человеческий мозг. Он является генетическим парадоксом - устроен в соответствии с наследственной программой (наследуются даже черты характера), но не может быть задан ею, ибо генов в миллионы раз меньше, чем связей клеток в мозгу.

Однако ведь точно так же устроена и ТВ-система, а всякая параллель - пища для диатропики.

Ерне в своей нобелевской лекции (1984 г.) уже проводил эту параллель: иммунитет - аналог рассудочной деятельности, и в основе обоих лежит порождающая грамматика5^. Сделаю следующие замечания. Редактирование РНК (п. 5-6) по-видимому относится к тому же кругу явлений, поскольку явно не является бессмысленной. Иммуногенез и онтогенез можно видеть как аналоги мышления, но без свободы воли (тут Хомский может быть к месту), но видеть порождающую грамматику основой мышления, значит игнорировать главное в мышлении: свободу воли. Тем не менее, во всех трех на основе малого числа генов возникает огромное разнообразие структур, и очевидно, что во всех

Термин «прождающая грамматика» ввел около 1955 г. лингвист Ноам Хомский (США), полагавший грамматику не просто набором правил для построения речи, но и орудием выражения мыслей. У других лингвистов роль грамматики скромнее.

действует некое формирующее начало, причем наследуется именно оно, а не сами структуры. Мы узнаем про это начало в п. 6-7. Процесс эволюции выглядит скорее как обладающий свободой воли (так, у Бергсона эволюционное новшество подобно изобретению), т.е. более сходный с мышлением, чем с онтогенезом и иммунитетом. Дарвинизм утверждает случайный характер эволюции, но это - лишь способ невнятно говорить о том же. Подробнее см. [Чайковский, 2004, с. 219]. Недавно параллель адаптивного иммунитета и мышления получила развитие. Описаны «иммунные синапсы», т.е. зоны контакта клеток TB- системы, которые оказались принципиально сходны с синапсами - зонами соединения нейронов.

Обмен информацией между иммуноцитами напоминает деловую беседу, и английский иммунолог Дэниел Дэвис, много сделавший для понимания явления, пишет: когда

«стало ясно, что мыслительный процесс, осязание или ответ организма на попадание... патогена опосредуются сходными белковыми структурами, исследование механизма иммунной реакции приобретает новый смысл» (Дэвис Д. Загадочные иммунные синапсы // ВМН, 2006, № 5, с. 26).

Главная особенность ТВ-системы теперь видится в том, что она может реагировать на отсутствие рецептора, а не только на его наличие (там же, с. 30). ТВ-система и мышление - это два аспекта эпигностики (п. 5-15).

На мой взгляд, теплокровность нужна просто потому, что обе эти системы эффективны именно в данном интервале температур. Если Козлов прав, что иммунитет теплокровных держит организм на грани канцерогенеза, то аналогичная грань должна быть и в мозге. Она довольно очевидна: безумие. Итальянский статистик Чезаре Ломброзо написал 120 лет назад книгу «Гениальность и помешательство». Да, эти черты связаны: за способность к творчеству человечество платит постоянную дань: самые способные пребывают в околокритическом режиме, они то и дело срываются в безумие. В сущности, сама эволюция состоит из ряда переходов: через эту грань живое, едва возникнув, стало безудержно (можно сказать - по Мальтусу) размножаться, и затем всякое новое ее достижение знаменовалось таким разрастанием. Каждое из них так или иначе доходило до своей грани и либо гибло, либо вписывалось в свою систему, задававшую всем компонентам определенные границы.

Оренбургский социолог и эволюционист B.C. Жданов (о нем см. [Чайковский, 1993]) убежден, что эволюция на самых разных уровнях (геосфера, биосфера, общество, вид, особь и, особенно, сознание индивида) во всех своих существенных чертах определяется такими переходами через грань Устойчивости. Такой переход он именует словом “опрокид". Это - один из примеров катастрофы по Рене Тому [Том] и, как увидим далее, одно из следствий фрактальности диасети.

Вероятно, тот околокритический режим, в котором иммунная (вернее, эпигностическая) система млекопитающих умеет держать организм, как раз

и нужен для онтогенеза нервной системы (делает возможным высшее развитие мозга). Мозг поэтому тоже живет в околокритическом режиме. Сумеет ли вид, владеющий этим эволюционным достижением, вписаться в свою систему (биосферу) или погибнет - либо подобно стае саранчи (по Воейкову), либо подобно безумцу (по Ломброзо), либо подобно ампутированному органу (по Лавлоку), покажет время. Мы вернемся к этому вопросу в части 4. 

<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 6-6* Эпигностика, мышление и адаптивный иммунитет:

  1. 6-6. Эпигностика, иммунитет и сетевой принцип эволюции
  2. Дополнение 3. Аспекты эпигностики
  3. 5-15. Морфогенез как активность и узнавание. Эпигностика
  4. 12* Диатропика и эпигностика эволюции млекопитающих
  5. Адаптивная зона
  6. 12** Диатропика и эпигностика размножения
  7. 15.4.2. Адаптивные экологические типы человека
  8. 15.4.3. Происхождение адаптивных экологических типов
  9. Адаптивные особенности водных животных. 
  10. Сьюэлл Райт, адаптивные ландшафты и случай
  11. 1.3. Мышление человека: Определения и классификация
  12. 4.1. Определения понятия «мышление животных»
  13. Мышление человека и рассудочная деятельность животных
  14. ПРИНЦИПЫ МЫШЛЕНИЯ
  15. АДАПТИВНЫЕ ОСНОВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА КУКУРУЗЫ
  16. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ И АДАПТИВНОСТИ ГЕНОТИПОВ КУКУРУЗЫ
  17. 8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян