Трихинеллез свиней
кишка (в полости и подслизистой — в просвете либеркюно- вых желез).
Возбудители. В настоящее время бесспорно признаются возбудителями трихинеллеза два вида: Tric- hinella spiralis и Т. pse- udospiralis. Длина самцов Т. spiralis в среднем равна 1,4—1,6 мм, самок — 3—4 мм. У сам- | цов спикул нет, у самок половое отверстие открывается в передней части тела. Самки — живородящие. Личинки в мышцах достигают в длину от 639 до 874 мкм. На их головном конце имеется стилет (рис. 58).
Биология развития. Трихинеллы в процессе эволюции приобрели феноменальную особенность — для них одно и то же живот ное является проме-
... 2 жуточным и дефини-
Рис. 58. Т. spiralis: ТИВНЫМ ХОЗЯИНОМ.
1—самец; 2 — самка; 3 — личинки в мышцах Например, В ТОНКОЙ
кишке свиньи самки
оплодотворяются, после этого самцы погибают, а самки внедряются в подслизистую и через 6—7 сут продуцируют в большом количестве личинок (от 1500 до 10 ООО). Личинки внедряются в кровеносные сосуды и током крови разносятся по всему организму. В местах локализации (в мускулатуре сердца они не развиваются из-за отсутствия сарколеммы) они растут, развиваются, сворачиваются спиралеобразно и достигают инвазионной стзадии через 17 сут. Вокруг личинки через 21—28 сут формируется лимоновидная капсула. По истечении 5—6 мес на полюсах капсулкл начинают откладываться соли кальция, фосфора и других элементов.
В организме различных животных мышечные трихинеллы
сохраняют жизнеспособность годами (до 25 лет у человека). Животные и человек заражаются трихинеллезом при употреблении мяса, пораженного инвазионными личинками гельминта.
Мясо в желудке переваривается, а личинки в кишечнике через 6—7 сут достигают половой зрелости (кишечные трихинеллы).Эпизоотологические данные. К трихинеллезу восприимчивы животные многих видов — свиньи, кабаны, собаки, волки, шакалы, лисы, кошки, белые и бурые медведи, крысы, барсуки, горностаи, ежи. Инвазию обнаруживают и у морских млекопитающих — китов, моржей, тюленей. В качестве резервуаров выявлены морские звезды, моллюски и ракообразные. Экспериментально Т. рзеискюрн'аИБ были заражены куры, утки, сороки и вороны. В последнее время трихинеллы обнаружены в мышцах лошадей.
В европейской части РФ в большей степени заражены енотовидные собаки, волки, лисы, в Сибири — волки, медведи, рыси, на Северном Кавказе и в Узбекистане — корсаки, шакалы и лисы, на Дальнем Востоке — енотовидные собаки и песцы. В отдельных районах страны зараженность волков достигает более 90 %. В Гренландии заражены 27,7 % белых медведей, на Аляске — 50 % бурых медведей, 0,8 % моржей, 40 % волков, 35,3 % полярных лис, 0,6 % дельфинов, 2 % речных бобров, от 0,9 до 4,3% мышевидных грызунов.
Основной источник заражения свиней — трупы инвазированных крыс и отходы от обработки шкур зараженных кабанов и хищников, а также отходы убоя свиней. В природе у диких животных имеется естественная пищевая связь как при поедании одного вида другим, так и в виде каннибализма. Поэтому в отдельных районах существуют природные очаги трихинеллеза. Безусловно, целенаправленное вмешательство деятельности человека в эти очаги может ослабить распространение инвазии.
Мышечные трихинеллы очень устойчивы к неблагоприятным воздействиям внешних факторов: в гниющем мясе они сохраняют свои инвазионные свойства в течение 4 мес, длительное время сохраняются при температуре -10 °С. При слабом солении и обычном копчении личинки не погибают. При —30 °С полностью погибают все мышечные трихинеллы в свиных тушах через 52—64 ч, при —50 °С — через 15—18 ч.
Патогенез и иммунитет. Степень патогенного влияния трихинелл зависит от степени зараженности животного и стадии развития паразита.
Так, самки, внедряясь в слизистую кишечника, разрушают эпителиальный слой и либеркюновые железы. Личинки в период миграции из подслизистой кишечника в скелетную мускулатуру повреждают мелкие кровеносные сосуды, а в последующем — сарколемму мышечных волокон, вплоть до разрушения (лизиса) миофибрилл и гомогенизации саркоплазмы.У животных можно создать иммунитет длительностью до 11 мес путем введения им иммунной сыворотки при трихинеллезе или гамма-глобулинов иммунной сыворотки. При реинвазии иммунизированных животных интенсивность поражения мышц снижается на 50—70 %. Иммуноглобулины сыворотки действуют на трихинеллы как опосредованно [усиливая аллергическое воспаление слизистой кишечника (^Е) или вызывая ацидоз в мышцах], так и непосредственно, когда они участвуют в образовании преципитатов на личинках и имаго, что нарушает у них окислительно-восстановительные процессы.
Клеточная реакция с участием тимусзависимых лимфоцитов, не содержащих и не продуцирующих антитела, ведет к развитию гиперчувствительности замедленного типа, в результате которой в кишечнике развиваются воспалительные явления, губительно действующие на взрослых трихинелл и личинок. Важным моментом механизма иммунитета при трихинеллезе является клеточная защитная реакция в тканевой фазе заболевания при хроническом трихинеллезе, характеризующаяся фагоцитозом и формированием паразитарных гранулем в органах и тканях.
Симптомы болезни. При сильной степени инвазии симптомы болезни проявляются на 3—5-е сутки после заражения. Повышается температура тела, отмечаются понос, резкое снижение аппетита и исхудание. Регистрируют болезненность мышц, животные подолгу лежат. У больных учащенное и поверхностное дыхание, отеки век и конечностей. Иногда наблюдают дрожь мышц, нарушение координации движений, слезотечение. Симптомы болезни более или менее проявляются в течение 1—1,5 мес, а затем указанные признаки сглаживаются до бессимптомного течения.
Различают кишечный трихинеллез, вызываемый трихинеллами в предимагинальной и имагинальной стадиях, и мышечный трихинеллез, возникающий в результате паразитирования личинок в скелетной мускулатуре.
Патологоанатомические изменения. При интенсивной инвазии кишечный трихинеллез характеризуется острым воспалительным процессом: набуханием слизистой кишечника, расширением кровеносных и лимфатических сосудов, мелкими кровоизлияниями, выделением слизи и серозного экссудата. Развивается геморрагический или десквамативный энтерит. Мышечные волокна становятся набухшими, теряют поперечную исчерченность. Через 3—4 мес после заражения капсула вокруг личинки расслаивается в результате иммунной реакции: внутренний слой — гиалиновый, являющийся преципитатом, и наружный — соединительнотканный. При хроническом течении через несколько месяцев стенка капсулы начинает обызвествляться.
Диагностика. Методика прижизненного диагноза разработана недостаточно. Некоторое практическое значение имеют биопсия ушных мышц и иммунологические реакции (микропреципитация и внутрикожная проба).
Реакция микропреципитации на живых личинках. В лунку стерильного предметного стекла вносят 0,5 мл испытуемой сыворотки крови и с каплей изотонического раствора хлорида натрия 15—25 личинок трихинелл. Лунку накрывают покровным стеклом и помещают препарат в термостат при 37 °С на 18—24 ч. При положительной реакции на переднем конце у живых личинок формируются мелкозернистые преципитаты в виде шапочки.
Внутрикожная проба. Стандартный антиген (г. Минск) в дозе ОД мл вводят внутрикожно в складку уха. При положительной реакции на месте инъекции антигена через 30—40 мин появляются розовое или красное пятно и припухлость диаметром до
- см. Одновременно кожная складка утолщается на 5—8 мм (по сравнению с нормой). В практических условиях применяют редко.
Основной метод посмертной диагностики трихинеллеза — трихи- неллоскопия кусочков мышц (от свиных туш), реже — ускоренный метод переваривания мышц в искусственном желудочном соке. Для исследования на трихинеллез материал следует брать из ножек диафрагмы каждой туши — две пробы по 50 г.
Трихинеллоскопия.
Из проб мяса изогнутыми ножницами вдоль мышечных волокон, ближе к их сухожильной части, нарезают по 12 кусочков величиной с овсяное зерно. Срезы помещают на компрессорий и раздавливают до такой степени, чтобы сквозь них можно было читать газетный шрифт. Приготовленные- среза мышц тщательно исследуют под трихинеллоскопом, под малым увеличением микроскопа, с помощью проекционной камеры КТ-3 либо экранного трихинеллоскопа.
Ускоренный метод переваривания мышц в искусственном желудочном соке (по Владимировой). Пробу мышц массой 10 г измельчают в мясорубке, помещают в колбу или банку и добавляют 250 мл искусственного желудочного сока (медицинский пепсин — 3 г, соляная кислота — 1 г, вода — 100 мл), тщательно перемешивают и ставят в термостат при температуре 42—47 °С. Через 4—5 ч верхний слой жидкости осторожно сливают, а осадок наносят на предметное стекло тонким слоем и исследуют под микроскопом. Этот метод наиболее эффективен. В настоящее время на мясокомбинатах используют новый аппарат АВТ для группового переваривания мышц, который в 2—3 раза эффективнее и намного производительнее обычного метода трихинеллоскопии свиней.
Дифференциальная диагностика. Личинки трихинелл необходимо отличать от сходных с ними паразитарных или других образований: саркоспоридий, цистицеркусов, известковых конкрементов, кристаллов тирозина и пр. Форма капсул трихинелл у свиней, человека и крыс яйцевидная или лимонообразная, у других плотоядных животных — круглая. Живые личинки в капсуле спиралеобразно свернуты, погибшие набухают и распадаются на отдельные фрагменты. При сильной петрификации личинок трудно обнаружить, поэтому срезы мышц просветляют в 5—10%-ном растворе соляной кислоты в течение 1—2 ч.
Лечение. В ветеринарии лечение трихинеллеза не практикуется, хотя известны довольно эффективные химиопрепараты — тиабен- дазол, парбендазол, мебендазол, тетрамизол и др.
Профилактика и меры борьбы. Профилактика в основном сводится к ветеринарно-санитарному осмотру всех свиных туш с обязательной их трихинеллоскопией. Запрещается подворный убой свиней. Боенские отходы, а также тушки плотоядных и грызунов запрещается скармливать свиньям. В хозяйствах уничтожают крыс и других грызунов. Скармливать тушки различных животных свиньям можно только после обезвреживания путем проваривания или утилизации на мясо-костную муку. Работники ветеринарных и мясоперерабатывающих учреждений обязаны немедленно извещать соответствующие ветеринарные и медицинские организации о всех случаях обнаружения трихинеллеза с указанием адреса. Свиньи, доставляемые на мясокомбинаты, должны быть забиркованы соответствующими хозяйствами.