<<
>>

7.3.4. Бетонные и железобетонные трубопроводы

Бетонные и железобетонные трубопроводы имеют раструбные, гладкие или фальцевые стыки. Напорные железобетонные трубы изготавливаются с рабочим давлением до 1 МПа диаметром 200–3500 мм.

Наиболее простым для монтажа является фальцевое соединение. При этом поверхности соприкосновения обеих труб очищают металлическими щетками, промывают водой и наносят на них асбестоцементный или цементный раствор. Затем укладываемую трубу плотно придвигают к ранее уложенной. Выступивший из шва раствор зачищается, шов штукатурят. Стыки гладких железобетонных труб на муфтах и раструбах герметизируют конопаткой паза или раструба смоляной прядью с заделкой асбестоцементным или цементным раствором либо асфальтовой мастикой. Стыки труб РТНС герметизируются резиновыми кольцами круглого сечения диаметром (16 ± 0,6) мм. Внутренний диаметр кольца равен 0,9 диаметра канавки втулочного конца трубы.

Для стыковки тяжелых труб используются различные приспособления. Приспособление на базе роторного экскаватора устанавливается на раме задней опоры экскаватора и состоит из гидроцилиндра, упора, гидрораспределителя, вынесенного к задней опоре экскаватора, ручной лебедки для удержания рабочего цилиндра в горизонтальном положении (рис. 7.4). Во время стыковки труб экскаватор останавливается. Продолжительность укладки и стыковки одной трубы сокращается до 30 %, освобождается один рабочий. На рис. 7.5 показано стыковочное приспособление к экскаватору ЭО-2624.

Рис. 7.4. Стыковочное приспособление на ротерном экскаваторе:

1 – трубопровод гидросистемы экскаватора; 2 – распределитель;

3 – рукав высокого давления; 4 – лебедка; 5 – трос;

6 – упорная рама; 7 – гидроцилиндр; 8 – упор

При укладке трубопроводов из любых типов труб необходимо обращать внимание на тщательную подбивку пазух между трубой и стенками траншеи с послойным трамбованием (слоями 20 см) до естественной плотности, пневмо- или электротрамбовками на высоту 0,5Д, засыпать приямки также с трамбованием, так как возможна неравномерная осадка и нарушение стыка.

Уложенные трубы засыпают грунтом (кроме стыков) слоем над верхом труб 0,3–0,5 м. При засыпке необходимо соблюдать осторожность, подавая грунт экскаватором с грейферным ковшом малой вместимости или вручную без уплотнения, возможно грейфером. Частичная засыпка выполняется сразу после укладки участка трубопровода между соседними гидрантами. Окончательная засыпка траншей выполняется после предварительных испытаний и устранения выявленных дефектов. Грунт надвигается без уплотнения, но с отсыпкой над траншеей валика с учетом последующей естественной осадки и покрытия его растительным грунтом, снятым при подготовке трассы.

Рис. 7.5. Стыкователь звеньев труб

на экскаваторе ЭО-2624:

1 – удлинительная штанга; 2 – подвеска;

3 – корпус стыкователя; 4 – упор; 5 – кронштейн;

6 – гидроцилиндр; 7 – шипы; 8 – фиксаторы

При необходимости ремонтов на трубопроводах приходится заменять отдельные звенья труб. Если применялись стыки на муфтах, особых затруднений при замене отдельной трубы не возникает. Достаточно лишь сдвинуть муфты в стороны от стыка, извлечь трубу, подлежащую замене, из траншеи и уложить на ее место новую. Герметизация стыка осуществляется в обычном порядке.

Сложнее выполняется замена раструбных труб, особенно тяжелых.

Относительно легкие – тонкостенные спиральношовные трубы – можно заменить в следующем порядке. Вскрыть трубопровод, расширить траншею до 2,0–2,5 м. Сдвигая трубопровод в поперечном направлении, добиться расстыковки бракованной трубы со смежными и извлечь ее из траншеи. Уложить на ее место новую трубу и сдвинуть трубопровод в прежнее положение. Устранять течь по спиральному шву сваркой нельзя, так как при этом сгорает защитный слой цинка и такая труба из-за усиленной коррозии быстро выйдет из строя.

Замена тяжелых раструбных труб (например, РТНС) в таком порядке невозможна. Следует извлечь бракованную трубу (как описано выше или просто разрушив ее), смонтировать стыки со смежными трубами, уложить стальную трубу подходящего диаметра и нужной длины и состыковать ее с торцовыми трубами (например, чугунными муфтами) (рис. 7.6), выполнить антикоррозийную защиту всех элементов.

Рис. 7.6. Ремонт трубопровода из труб РТНС:

1, 2 – трубы РТНС; 3 – стальная труба с приварной раструбной обечайкой;

4 – стальная труба с втулочной обечайкой; 5 – чугунная муфта

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 7.3.4. Бетонные и железобетонные трубопроводы:

  1. Потерн напора в трубопроводах
  2. Транспортировка навоза по магистральному трубопроводу и внесение его цистернами-разбрасывателями
  3. Транспортировка навоза по подземному трубопроводу оросительной сети и внесение его цистернами-разбрасывателями из полевого хранилища или от загрузочной станции
  4. НАВОЗОХРАНИЛИЩА
  5. Передвижные дождевальные установки
  6. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ НЕФТЕДОБЫЧИНА БОЛОТНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ М.              Н. Алексеева
  7. Стационарные дождевальные системы
  8. Беспривязное содержание
  9. ВЫСОКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ (Я от 60 до 120 м)
  10. РЕЗЕРВУАРЫ И ЗАПРУДЫ
  11. 3.1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
  12. ВНЕСЕНИЕ НАВОЗА КОМБИНИРОВАННЫМИ СПОСОБАМИ
  13. Хранение и внесение твердой фракции
  14. НИЗКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ 1Ж60 м|
  15. Пневматические устройства для гомогенизации
  16. 4.3. ТРАНСПОРТИРОВКА НАВОЗА К ХРАНИЛИЩУ
  17. Пермакультура в городе
  18. Установка опор для карликового сада
  19. НЕ СКОРПИОНЫ И НЕ ПАУКИ