7.3.4. Бетонные и железобетонные трубопроводы
Бетонные и железобетонные трубопроводы имеют раструбные, гладкие или фальцевые стыки. Напорные железобетонные трубы изготавливаются с рабочим давлением до 1 МПа диаметром 200–3500 мм.
Наиболее простым для монтажа является фальцевое соединение. При этом поверхности соприкосновения обеих труб очищают металлическими щетками, промывают водой и наносят на них асбестоцементный или цементный раствор. Затем укладываемую трубу плотно придвигают к ранее уложенной. Выступивший из шва раствор зачищается, шов штукатурят. Стыки гладких железобетонных труб на муфтах и раструбах герметизируют конопаткой паза или раструба смоляной прядью с заделкой асбестоцементным или цементным раствором либо асфальтовой мастикой. Стыки труб РТНС герметизируются резиновыми кольцами круглого сечения диаметром (16 ± 0,6) мм. Внутренний диаметр кольца равен 0,9 диаметра канавки втулочного конца трубы.
Для стыковки тяжелых труб используются различные приспособления. Приспособление на базе роторного экскаватора устанавливается на раме задней опоры экскаватора и состоит из гидроцилиндра, упора, гидрораспределителя, вынесенного к задней опоре экскаватора, ручной лебедки для удержания рабочего цилиндра в горизонтальном положении (рис. 7.4). Во время стыковки труб экскаватор останавливается. Продолжительность укладки и стыковки одной трубы сокращается до 30 %, освобождается один рабочий. На рис. 7.5 показано стыковочное приспособление к экскаватору ЭО-2624.
Рис. 7.4. Стыковочное приспособление на ротерном экскаваторе:
1 – трубопровод гидросистемы экскаватора; 2 – распределитель;
3 – рукав высокого давления; 4 – лебедка; 5 – трос;
6 – упорная рама; 7 – гидроцилиндр; 8 – упор
При укладке трубопроводов из любых типов труб необходимо обращать внимание на тщательную подбивку пазух между трубой и стенками траншеи с послойным трамбованием (слоями 20 см) до естественной плотности, пневмо- или электротрамбовками на высоту 0,5Д, засыпать приямки также с трамбованием, так как возможна неравномерная осадка и нарушение стыка.
Уложенные трубы засыпают грунтом (кроме стыков) слоем над верхом труб 0,3–0,5 м. При засыпке необходимо соблюдать осторожность, подавая грунт экскаватором с грейферным ковшом малой вместимости или вручную без уплотнения, возможно грейфером. Частичная засыпка выполняется сразу после укладки участка трубопровода между соседними гидрантами. Окончательная засыпка траншей выполняется после предварительных испытаний и устранения выявленных дефектов. Грунт надвигается без уплотнения, но с отсыпкой над траншеей валика с учетом последующей естественной осадки и покрытия его растительным грунтом, снятым при подготовке трассы.Рис. 7.5. Стыкователь звеньев труб
на экскаваторе ЭО-2624:
1 – удлинительная штанга; 2 – подвеска;
3 – корпус стыкователя; 4 – упор; 5 – кронштейн;
6 – гидроцилиндр; 7 – шипы; 8 – фиксаторы
При необходимости ремонтов на трубопроводах приходится заменять отдельные звенья труб. Если применялись стыки на муфтах, особых затруднений при замене отдельной трубы не возникает. Достаточно лишь сдвинуть муфты в стороны от стыка, извлечь трубу, подлежащую замене, из траншеи и уложить на ее место новую. Герметизация стыка осуществляется в обычном порядке.
Сложнее выполняется замена раструбных труб, особенно тяжелых.
Относительно легкие – тонкостенные спиральношовные трубы – можно заменить в следующем порядке. Вскрыть трубопровод, расширить траншею до 2,0–2,5 м. Сдвигая трубопровод в поперечном направлении, добиться расстыковки бракованной трубы со смежными и извлечь ее из траншеи. Уложить на ее место новую трубу и сдвинуть трубопровод в прежнее положение. Устранять течь по спиральному шву сваркой нельзя, так как при этом сгорает защитный слой цинка и такая труба из-за усиленной коррозии быстро выйдет из строя.
Замена тяжелых раструбных труб (например, РТНС) в таком порядке невозможна. Следует извлечь бракованную трубу (как описано выше или просто разрушив ее), смонтировать стыки со смежными трубами, уложить стальную трубу подходящего диаметра и нужной длины и состыковать ее с торцовыми трубами (например, чугунными муфтами) (рис. 7.6), выполнить антикоррозийную защиту всех элементов.
Рис. 7.6. Ремонт трубопровода из труб РТНС:
1, 2 – трубы РТНС; 3 – стальная труба с приварной раструбной обечайкой;
4 – стальная труба с втулочной обечайкой; 5 – чугунная муфта
Еще по теме 7.3.4. Бетонные и железобетонные трубопроводы:
- Потерн напора в трубопроводах
- Транспортировка навоза по магистральному трубопроводу и внесение его цистернами-разбрасывателями
- Транспортировка навоза по подземному трубопроводу оросительной сети и внесение его цистернами-разбрасывателями из полевого хранилища или от загрузочной станции
- НАВОЗОХРАНИЛИЩА
- Передвижные дождевальные установки
- ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ НЕФТЕДОБЫЧИНА БОЛОТНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ М. Н. Алексеева
- Стационарные дождевальные системы
- Беспривязное содержание
- ВЫСОКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ (Я от 60 до 120 м)
- РЕЗЕРВУАРЫ И ЗАПРУДЫ
- 3.1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
- ВНЕСЕНИЕ НАВОЗА КОМБИНИРОВАННЫМИ СПОСОБАМИ
- Хранение и внесение твердой фракции
- НИЗКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ 1Ж60 м|
- Пневматические устройства для гомогенизации
- 4.3. ТРАНСПОРТИРОВКА НАВОЗА К ХРАНИЛИЩУ
- Пермакультура в городе
- Установка опор для карликового сада
- НЕ СКОРПИОНЫ И НЕ ПАУКИ