Совершенствование организационно-управленческих аспектов современного сельскохозяйственного землепользования в России
Земли сельскохозяйственного назначения выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, главный источник производства собственных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, а также в качестве предмета труда и условий занятости сельского населения.
Это определяет приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, их особый правовой режим, необходимость охраны, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв, а также геополитическую ценность.
По состоянию на 1 января 2007 г. распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности складывалось следующим образом: в государственной и муниципальной собственности находилось 126 млн га (69% земель категории), в частной собственности около 126 млн га, в том числе 120 млн га (30% площади категории) в собственности граждан и 5,7 млн га (1,4%) — в собственности юридических лиц.
Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97% (126 млн га), из них 87% в общей собственности на землю составили доли граждан.
К государственной и муниципальной собственности относились участки лесных земель, земель под древесно-кустарниковой растительностью, дорогами, водой, болотами, а также участки земель фонда перераспределения.
В структуре частной земельной собственности категории земель сельскохозяйственного назначения основную площадь занимали сельскохозяйственные угодья, включая большую часть пашни (около 90%).
На землях сельскохозяйственного назначения не проведена инвентаризация; в границах территорий бывших сельскохозяйственных предприятий не осуществлено разграничение земель, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различных правах, в связи с чем данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы; земельные участки фонда перераспределения не выделены в натуре; не проведены землеустроительные работы по передаче в собственность или пользование (аренду) сельскохозяйственным организациям или гражданам несельскохозяйственных угодий, расположен- 42 -
ных между участками продуктивных земель, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями и др.
В итоге:
не созданы организационно-территориальные условия для развития ипотеки сельскохозяйственных земель и их цивилизованного рыночного оборота;
использование большей части земель сельскохозяйственного назначения и их перевод в другие категории осуществляются незаконно, а сельскохозяйственные организации и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков;
происходят дальнейшее разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, лесополос, мелиорированных земель) и снижение эффективности использования земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.
В данной ситуации государство несет потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельных участков на торгах; от уменьшения госпошлин, взимаемых за юридически значимые действия по сделкам с землей и др.
Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство несет за счет разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно расчетам, общую сумму бюджетных поступлений за счет осуществления юридически значимых действий по сделкам с землей и гербовых сборов при осуществлении комплекса землеустроительных работ можно увеличить не менее чем в 8-10 раз, что окупит все затраты государства на землеустройство.
Следует создать условия для:
перераспределения земель, формирования эффективной системы землевладений и землепользований в сельской местности и оформления прав на землю;
организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
В период реформирования государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учет и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, землеустройство, а также контроль за использованием земель и их охраной.
В связи с эти предлагается:
в сфере осуществления земельной политики:
передать полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства Министерству сельского хозяйства;
образовать Федеральный центр землеустройства с зональными филиалами (восстановить аналог системы «РосНИИЗемпроект);
в Почвенном институте им. В. В. Докучаева Россельхозакадемии создать специальный отдел (центр) земельных ресурсов, функции которого должны включать выполнение научноисследовательских и методических работ;
усовершенствовать нормативную правовую базу в области землеустройства, установить порядок проведения землеустройства;
разработать и осуществить ФЦП «Землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения (2008-2012 годы)»;
обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области землеустройства исходя из необходимости полного выполнения объемов землеустроительных работ в России;
организовать проведение научных исследований и международное сотрудничество в области землеустройства.
в области землеустройства:
завершить разграничение государственной собственности на землю;
провести землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности;
оказать землеустроительную помощь хозяйствам, включенным в приоритетные национальные проекты;
завершить межевание земель (установить на местности границы административнотерриториальных образований, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, сел, поселков, городов, земельных участков граждан и юридических лиц);
выявить земли сельскохозяйственного назначения, которые не используются землепользователями и в соответствии с законодательством принять меры по их перераспределению в порядке землеустройства;
осуществить консолидацию земель запаса и резервного фонда в границах административных районов с целью обеспечения их эффективного использования путем передачи в аренду на конкурсных условиях.
Еще по теме Совершенствование организационно-управленческих аспектов современного сельскохозяйственного землепользования в России:
- Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота, 2008
- Солдатов. Золотые советы Тимирязевской академии. ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ ПОРОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ животных России, 2000
- СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ МЕЛИОРАЦИИ БОЛОТДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
- ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ГИБРИДОВ КУКУРУЗЫ
- НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
- РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
- 9-2. Аспекты процесса эволюции
- Глава IV ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
- Дополнение 3. Аспекты эпигностики
- Беспахотное земледелие в России