Размещение и величина кварталов


Квартал — первичная территориальная единица сада или ягодника, по периметру которой размещены садоза- щитные насаждения (при отсутствии естественной защиты) и дороги. Кварталы должны обеспечивать возможно большую однородность природных условий в своих границах, хорошую защиту от ветра, благоприятные условия для опыления цветков насекомыми, высокоэффективное использование тракторов, машин и орудий при минимальной площади, занятой дорогами, садоза- щитными насаждениями и постоянной оросительной сетью.
На ровных и орошаемых участках организация кварталов зависит от расположения оросительной сети и направления господствующих ветров. Магистральные и водораспределительные каналы или трубопроводы размещают согласно данным вертикальной съемки участка. Размеры кварталов: ширина 600 м, длина 150—300 м (в зависимости от способа орошения). К водораспределительным трубопроводам (каналам) кварталы примыкают короткой стороной, а к оросителям — длинной, то есть таким образом, чтобы главные каналы или трубопроводы были направлены поперек, а поливные — вдоль кварталов.
Для уменьшения числа поворотов, высокопроизводительного использования тракторов, машин и орудий по уходу за почвой в саду и экономии земельной площади обрабатывать сад можно одновременно в 3—4 кварталах, при этом длина гона увеличивается до 1200 м. Для этого ветроломные полосы размещают в створе рядов плодовых деревьев, что обеспечивает проход механизмов из одного квартала в другой, а также исключает необходимость отводить разворотные полосы-дороги шириной по 10 м каждая с обеих сторон ветроломной линии, то есть уменьшает ширину ветроломной линии с 13 до 5 м.
Оптимальный размер квартала зависит от климатических условий, рельефа и защищенности участка и, по данным Всесоюзного НИИ садоводства имени В. И. Мичурина, при сравнительно ровном рельефе составляет 15—20 га. В хорошо защищенных от ветра местах Северного Кавказа, Молдавии и Украины успешно применяются кварталы размером 20—25 га. Наиболее удобная форма квартала прямоугольная, отношение длинной стороны к короткой — 2—3:1. В районах с сильными ветрами (южная часть Заволжья, Урала, Зауралья) это отношение увеличивается до 4—5 : 1, а размер квартала уменьшается до 4—6 га.
Размещение, форму и размер кварталов на холмистом рельефе и в горах определяют исходя из противо- эрозионной организации территории и последующей технологии ухода и содержания почвы в саду. Ширина кварталов на эрозиопно опасных участках зависит от климатических условии и крутизны склонов. Например, для Молдавии на склонах 3—5° ширина кварталов рекомендуется равной 200—300 м, 5—8°—150—200, 8—12°— 40—50 м.
При этом длинные стороны и ряды деревьев в кварталах должны располагаться поперек склона (по направлению горизонталей).
Важно стремиться к тому, чтобы каждый квартал размещался на склоне определенной экспозиции и резкие изменения рельефа оказывались вне его границ.
По возможности все кварталы и группы их на отдельных садовых участках должны быть равновеликими, а границы смежных кварталов совпадали. Это облегчает проведение работ и обеспечивает кратчайший путь для проезда транспортных средств.
Дорожная сеть должна обеспечивать удобный подъезд транспорта, сельскохозяйственных машин и орудий к любой части квартала. Межквартальные дороги размещают по границам кварталов с обеих сторон ветро- ломных линий, окружные — между садовой опушкой и садом, магистральные — в местах наибольшего грузопотока. Последние должны быть аллейного типа; с обеих сторон их сажают по одному ряду ореха грецкого (на Украине, в Молдавии, в Закавказье) или других высокорослых пород, рекомендованных в зоне для садозащит- ных насаждений. Чтобы уменьшить некоторое угнетающее влияние садозащитных насаждений на смежные плодовые деревья и обеспечить свободный разворот тракторных агрегатов в садах на концах гонов, Всесоюзный научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина рекомендует следующую ширину дорог, рассчитанную на двустороннее движение транспортных и сельскохозяйственных машин:              меж
квартальных и окружных вместе с обочинами — 5 м, ма- гастральных — 7—9 м. Расстояние от штамбов плодовых деревьев до межквартальных дорог —5 м, до магистральных—6—7 м. По углам кварталов и в местах стыка садозащнтных опушек и ветроломных линий оставляют просветы шириной 8—10 м для воздушного дренажа, проезда садовых машин, орудий и транспортных средств. Магистральные дороги в больших садах должны быть профилированными с гравийно-каменньш и асфальтовым покрытием[‡‡]. Опыт создания крупных промышленных садов в Молдавской ССР показал, что межквартальные дороги целесообразно проектировать шириной 3—4 м в расчете на одностороннее движение, чередуя его направление, для чего необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Это позволяет сократить площадь земель, занятых дорогами до 2 %.
В промышленных садах с уплотненным размещением деревьев в рядах рекомендуется создавать вспомогательные поперечные внутриквартальные дороги шириной 4 м через 100—150 м в Южной зоне плодоводства и через 50—60 м в Белоруссии, не высаживая по 1—2 дерева в каждом ряду. Таким образом, делят кварталы на клетки. С этими дорогами увязывают размещение сортов-опылителей.
Размещение дорог и садозащнтных насаждений на склонах тесно увязывают с противоэрозийными мероприятиями. Межквартальные дороги по длинным сторонам квартала и средний ряд плодовых деревьев в квартале проектируют строго горизонтально поперек склона. 
<< | >>
Источник: Куренной Н. М., Колтунов В. Ф., Черепахин В. И.. Плодоводство. 1985

Еще по теме Размещение и величина кварталов:

  1. Величина и структура урожая зерна
  2. Равномерное размещение
  3. Случайное размещение
  4. РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИЛИЩА
  5. Особенности размещения растительности
  6. Приобретение и размещение пчел
  7. ВНУТРЕННЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛОШАДЕЙ
  8. СЕЗОННЫЕ И ГОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ Северо-Западный Прикаспий
  9. Горизонтальная структура - типы распределения и размещения особей
  10. Летнее размещение.