<<
>>

СЕЗОННЫЕ И ГОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ Северо-Западный Прикаспий

Результаты многолетних исследований, проведенных в Прикаспии с 50- х годов по настоящий период (Банников, Жирнов, Лебедева, Фандеев, 1961 г. и др.) дают возможность описать изменения пространственной структуры в период расширенного ареала с максимальной численностью (1950-60 гт.) и в годы депрессии численности и сокращения ареала за последние 10-15 лет.

Такой подход позволяет дать оценку антропических воздействий на популяцию и разработать необходимые меры по сохранению и устойчивому развитию этого вида в Прикаспии.

Размещение и миграции в период расширенного ареала и максимальной численности. Основные материалы по размещению и миграциям относятся ко второй половине 50-х годов и к началу 60-х годов, когда европейская популяция находилась в стадии экологической устойчивости с максимальным ареалом и высокой численности поголовья, что, видимо, позволяет оценить пространственную структуру как оптимальную для данной популяции сайгаков.

При рассмотрении размещения сайгаков и их кочевок целесообразно выделить четыре периода: 1. весенний - с конца марта по 15 мая; 2. летний - со второй половины мая по сентябрь; 3. осенний - октябрь-ноябрь; 4. зимний - с декабря до последней декады марта. Выделение указанных периодов вполне согласуется с фенологическими явлениями в природе Прикаспия и с основными фазами биологического цикла сайгаков.

Весеннее размещение. В начале весны (конец марта-начало апреля) основное поголовье сайгаков концентрируется в районе зимовок в южных районах Прикаспийской низменности, а также частично в районе Восточного Ма- ныча и на восточных склонах Южных Ергеней, но отдельные небольшие группировки в этот период могут находиться также в центральных и даже северных районах Прикаспийской низменности, где они держались в конце зимы.

В первой декаде апреля с весенним потеплением основное поголовье сайгаков из южных районов начинает смещаться в северные районы Прикас- пия.

Этот процесс наибольшего развития достигает к середине апреля. В районе зимовок на юге Прикаспия остаются лишь мелкие группы сайгаков, а основное поголовье мигрирует на север и концентрируется в восточной части Сарпин- схой низменности, где в указанные годы происходил массовый отел сайгаков.

Конкретные места массового рождения молодняка не оставались строго постоянными для каждого года, но располагались в разных местах восточной части Сарпинской низменности. Наиболее стабильна северная граница, проходящая примерно по линии Черный Яр - Малые Дербеты.

Южная граница менее устойчива и смещалась то к северу, то к югу. В 1957 году места массового отела располагались в районе Ерднеевского и Полынного, тогда как в 1958 и 1959 гг. южная граница проходила по широте южной оконечности озера Сарпа.

До начала массового отела стада самок постоянно переходят с одного участка на другой, стремясь найти более спокойные места вдали от поселений человека и отар овец. Следует отметить, что тенденция к выбору наиболее глухих мест наблюдалась ежегодно. Однако достичь этого не всегда удавалось животным. Так, размещение "родильных домов" в 1959 году было отличным от предыдущих лет, tjc. в этот год наступила ранняя засуха, а даты рождения были сдвинуты на более поздний срок (вторая декада мая). В результате в самый разгар массового рождения самки, испытывая недостаток в сочных кормах, держались около Сарпинских озер и регулярно ходить на водопои. В этот год места рождения молодняка оказались в довольно населенных, людных местах, частично на посевах, т.е. в крайне неблагоприятных условиях, где смертность молодняка в первые дни жизни была высокой. В районе Сарпинской низменности "родильные дома" наблюдались и в прошлом веке (Адольф, 1950, 1955; Лавровский, 1950; Бакеев и Формозов, 1955).

Для некоторых лет известны и другие места массового рождения молодняка. Так, Т.Адольф (1955 г.) в конце 40-х годов наблюдала рождения молодняка между Яшкулем и Сарпой. Весной 1954 года массовый отел наблюдался на правобережье реки Кумы западнее Бакреса.

Такое расположение мест отела было обусловлено необычным размещением основного поголовья за пределами обычных зимовок после суровой и многоснежной зимы.

В период 1957-60 гг. также отмечались единичные случаи рождения молодняка во многих местах Прикаспия. Так, в 1958 году мелкие группы самок с молодняком наблюдались по северному берегу Восточного Маныча, в Прикум- ских степях, на Черных Землях (район Адыка, Яшкуля), а также на побдэежье Каспия в урочище Джельгита.

^              ? C3D4 © * О 9

О 10

(              2 у;®;}5

© 8

О"
О О12

Рис. 24. Районы концентраций сайгаков в весенний период 1957-1959 гг.: 1 - апрель 195? г.; 2 - апрель 1958 г.; 3 - апрель 1959 г. Районы массового рождения молодняка: 4 -1957 г.; 5 - 1958 г.; 6 - 1959 г. Места рождения молодняка (по С.Далю и др., 1956, 1958 гг.); 7 - 1955 г.; 8 -1954 г. Численность самок в скоплениях; 9 - до 5 тыс.; 10 - до 10 тыс.; 11 - до

20 тыс.; 12 - свыше 20 тыс.

Концентрация основной части поголовья сайгаков в северных районах Прикаспия определяется не только тем, что здесь самки находили безопасные, удобные места для рождения молодняка, но и кормовыми условиями этого района. В весеннем питании сайгаков господствуют злаки и эфемеры. Равнины Сарпинской низменности представляли собой наиболее богатые злаковые, злаково-полынные и полынно-эфемеровые пастбища, влажность кормов которых составляет не менее 65-75% (Цаценкин, 1952). Выпасаясь на таких пастбищах, сайгаки могут не посещать водоемы, довольствуясь влагой кормовых растений. В связи с этим сайгаки кочуют к северу по мзде высыхания пастбищ. Фигурально выражаясь, сайгаки идут вслед за весной. Действительно, усыхание пастбищ на севере Прикаспия даже в засушливые годы начинается позже, чем в южных районах.

Весенние перемещения имели наиболее постоянный характер и регулярно наблюдались на правобережье Волги в 40-50 гг. Первые кочевки стад сайгаков в северном направлении начинаются в конце марта-начале апреля. В середине апреля основное поголовье сайгаков обычно бывает уже в северных районах. В последующие дни сайгаки продолжают перемацаться в поисках глухих и удобных для родов мест в восточной части Сарпинской низменности.

Однако сроки кочевок могут несколько сдвигаться на более поздние даты. Так, в 1958 году значительная часть основного поголовья сайгаков задержалась на юге Прикаспия в связи с метелями и снегопадами. Начало кочевок этой части популяции отмечено 15-16 апреля и соответственно самый разгар кочевок проходил в 20-х числах апреля.

К 18-20 апреля сайгаки уже размещались в "родильных домах" на северо-востоке Сарпинской низменности. Обычно период весенних миграций занимает около двух недель.

Направление весенних кочевок всегда северное, и основные пути мигрирующих стад сайгаков в Центральной Калмыкии проходят по идеальным равнинам. Так, дорогу Астрахань-Элиста сайгаки пересекали на отрезке от Халхугы до Яшкуля. В других частях низменности рельеф бугристый, и местами встречаются развеянные пески, в связи с чем сайгаки избегают этих районов. Достигнув южной части Сарпинской низменности (примерно на широте южной оконечности оз. Сарпы), стада сайгаков останавливаются и лишь совершают небольшие перемещения, отыскивая наиболее глухие места, где будет проходить отел.

Описанные выше направления и сроки весенних кочевок характерны для всей популяции сайгаков, как размножающихся самок, так и самцов.

Максимальная протяженность весенних кочевок составляет 300-850 км. Конечно, на такое расстояние перемещалась не вся популяция сайгаков. Частично районы концентрации в конце зимы могут располагаться и не в самых южных районах, в связи с чем эта часть популяции совершает миграции меньшей протяженности. Скорость перемещения сайгаков при весенних кочевках зависит от погодных условий данного года. Обычно весенние кочевки носят характер постепенного перемещения к северу. Такое продвижение к северу сочеталось с обычными кормовыми перемещениями по пастбищам, при которых скорость движения животных бывает 3-6 км/ч. Только на участках возле проезжих дорог и поселков сайгаки перемещаются со скоростью около 20 км/ч. Сайгаки мигрировали как небольшими группами, так и крупными скоплениями по несколько тысяч особей. Крупные скопления обычно перемещались быстра мелких групп.

Тропа, выбитая сайгаками во время весенних миграций. Центральная Калмыкия, апрель 1959 г.

Рис. 25. Тропа, выбитая сайгаками во время весенних миграций. Центральная Калмыкия, апрель 1959 г.

Фото Л.В.Жирнот

В некоторые годы весенние миграции отличались стремительностью. Так, в 1958 году северо-восточнее пос. Привольного мы встретили скопление тысячных стад сайгаков (60-100 тыс. особей), которые двигались почти непрерывным потоком в северном направлении. Края этого потока скрывались за горизонтом. Стада сайгаков двигались полосой в 1-1,5 км шириной со скоростью 10-20 км/ч. За 3-4 дня наблюдений стада сайгаков прошли 120-150 км, т.е. средняя скорость миграций была 40-50 км в сутки. Сайгаки двигались преимущественно рано утром и в первой половине дня, останавливаясь на отдых и совершая медленные кормовые переходы во второй половине дня. Как показали наблюдения в последние двое-трое суток, двигались животные и ночью, особенно в предрассветные часы. Такое стремительное перемещение большого скопления сайгаков было обусловлено тем, что животных до середины апреля задержали на юге погодные условия. Имеются наблюдения, что на скорость и направления мигрирующих стад сайгаков влияет ветер. В частности, установлено, что весной стада сайгаков перемещаются прямо на ветер (Близнюк, 1982).

Биологическая сущность регулярных весенних миграций определяется поисками удобных мест для "родильных домов". Конечным пунктом весенних миграций были северо-восточные районы Сарпинской низменности, где сайгаки находили не только идеальные равнинные и глухие участки полупустыни, но и хорошие злаковые пастбища на короткий весенний период. Такие весенние миграции сложились давно и бьши известны не только для современного периода, но и для прошлых веков (Глич, 1865).

 

<< | >>
Источник: В. Е. Соколов, Л.В. Жирнов. САЙГАК. ФИЛОГЕНИЯ СИСТЕМАТИКА, ЭКОЛОГИЯ, ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Москва, 1998. 1998

Еще по теме СЕЗОННЫЕ И ГОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ Северо-Западный Прикаспий:

  1. Развитие болот на севере Западно- Сибирской равнины
  2. Особенности размещения растительности
  3. ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПРИРОДНЫХ ВОДЛЕСОБОЛОТНЫХ КОМПЛЕКСОВ СИБИРСКИХ УВАЛОВ,ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
  4. Состав кормов, сезонная н региональная изменчивость*
  5. ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОЛОЦЕНЕНА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  6. БОЛОТА ПРИОЗЕРНЫХ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРО-ДВИНСКОМВОДНОЙ СИСТЕМЫ
  7. Главные медоносные растения Северо-Запада России
  8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРОШКИНА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ
  9. Летнее размещение.
  10. Равномерное размещение
  11. Характерные свойства меда из нектара наиболее распространенных растений Северо-Запада
  12. Сезонный покой