<<
>>

Речь идет о рыцарях.

Речь идет о рыцарях. Не о рыцарях в переносном смысле этого слова, ставшего символом благородства, а о тех, закованных в латы всадниках, которые появились в Европе примерно в VIII веке и просуществовали вплоть до XVI (хотя в последние века значение их сильно снизилось).

Впрочем, рыцари не всегда были закованы в латы.

Это сейчас мы представляем их такими. А поначалу слово "рыцарь" означало просто "всадник" (от немецкого "райтер"). На всаднике была толстая кожаная или льняная рубаха с нашитыми металлическими полосами. Такое одеяние у рыцарей существовало века четыре. Но в XI веке, после того как они вернулись из первого крестового похода (в крестовые походы рыцари отправлялись якобы освобождать гроб господень из рук нечестивых, а на самом деле это была попытка завоевания чужих земель или по крайней мере разграбления их), они привезли в Европу новое одеяние: так называемую "арабскую рубаху", или "арабскую кольчугу",— одеяние, сплетенное из металлических колец. Под кольчугу надевался как бы комбинезон из стеганой материи, и в таком виде рыцарь чувствовал себя неуязвимым.

Рыцарь в так называемых максимилианских доспехах.

Но совершенствовалось оружие, и рыцари вынуждены были "усиливать" свое одеяние — постепенно появлялись металлические наплечники и наколенники, потом — нагрудники и, наконец, целиком металлическое одеяние. А в XV веке по приказу германского императора Максимилиана I были сделаны доспехи, так называемые максимилианские, которые сами по себе весили более пятидесяти килограммов. А еще ведь и оружие! Рыцарям было трудно. А еще труднее — лошадям. И не только потому, что несли они на себе тяжесть (вместе со всадником — более 200 килограммов нередко приходилось тащить ей): ведь и сама она была закована в латы.

Рыцари воспеты в балладах, романсах, о них написаны книги. И всюду они — благородные, смелые, честные, добрые. Не отсюда ли — из романов и баллад — пошло представление о "рыцаре без страха и упрека"? На самом деле это были обыкновенные люди, не похожие на воспетых бардами. Они были жестоки и к людям, были жестоки и к лошадям.

Правда, своих боевых коней они берегли — во всяком случае, к месту сражения часто ехали на других, менее ценных лошадях. Но и боевых часто не щадили. Возьмем хотя бы шпоры. Ведь они были длиной до двадцати сантиметров. И эти кинжалы рыцари втыкали в бока лошадям!

Сначала была у рыцаря одна шпора — на левой ноге. Этой шпорой рыцарь заставлял лошадь поворачиваться так, чтоб удобней было рубить правой рукой. Но во время крестовых походов пришлось обзавестись и второй шпорой — легкая кавалерия противника налетала то с одной стороны, то с другой — только успевай поворачиваться. Вот и приходилось пришпоривать лошадь то справа, то слева.

<< | >>
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Колесницы и всадники. 2010

Еще по теме Речь идет о рыцарях.:

  1. Речь, конечно, идет о крысах…
  2. Кони рыцарей были сильными…
  3. Рыцари угасали, терпели одно поражение за другим и вскоре вообще перестали существовать…
  4. 10. Происхождение родов идет не так, как происхождение видов. Дарвинизм по Копу
  5. "Драгуны с конскими хвостами"
  6. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УЧАСТКОВ ПЕЛАГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
  7. КЛИМАТ И ЭКОНОМИКА
  8. СРЕДИ ЗВЕРЕЙ ТОЖЕ ЕСТЬ ЯЩЕРЫ
  9. 4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее образованных независимых навыков
  10. ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА УБИТОЙ ДИЧИ'
  11. Тяжеловозы
  12. Поло утверждает, что через каждые 40 километров стояли почтовые станции…
  13. Перед нами пройдут все разновидности арабских лошадей...
  14. ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОШПИНДЕЛЬНЫХ НАСОСОВ
  15. ПАТОЛОГИЯ МЕМБРАННОГО ПИЩЕВАРЕНИЯ
  16. Народные приметы в Украине