<<
>>

"ГОНЬБА" И "ЯМЫ"

Еще не закатилась слава боевых лошадей — греки еще только начали создавать и совершенствовать свои фаланги, благодаря которым одержали победу над конными персами, а лошадям уже нашли другое применение.

Правда, поначалу тоже связанное с военными делами. Но вскоре это стало и мирной ее "профессией", и прослужила лошадь на этом поприще без малого две с половиной тысячи лет.

Речь идет о почте.

Обычно любят говорить, что лошади (в колесницах ли, верховые ли) часто решали исход сражений, а то и вообще в значительной степени влияли на судьбы государств. Это справедливо. Но редко мы задумываемся над тем, какую роль сыграла лошадь-почтальон. Ведь послания, доставленные быстро, точно, вовремя, тоже были очень важны, от них тоже нередко зависели судьбы очень многих людей. Однако не только сами послания были важны. Без почты люди не могли бы общаться. Для конной почты строились специально мосты, прокладывались дороги. Наконец, почта положила начало общественному транспорту. А значение его трудно переоценить.

Конечно, письма, различные сообщения, приказы передавались и до того, как за это дело "взялась" лошадь. Издревле были пешие гонцы, очень давно использовали почтовых голубей, кое-где служили для этой цели верховые верблюды. Но когда додумались применять лошадей — все прочие (кроме почтовых голубей, в особых случаях используемых и сегодня) способы передачи сообщения отпали.

А додумались до этого люди в V веке до нашей эры.

Примерно лет за сто до поражения при Марафоне персы стали особенно могучи: они захватили Ассирию, и персидская империя с этого времени стала простираться от Персидского залива до Каспия, от Каспия до Черного моря, от Черного до Средиземного. Управлять таким государством было, естественно, очень трудно. Для этого, кроме всего прочего, необходимы хорошие дороги. И они были созданы руками рабов. Нужна быстрая и надежная связь.

И персидский царь Кир Старший создал первую в истории человечества конную службу посыльных. Греческий историк Ксенофонт, видевший эту почту собственными глазами, писал: "Мы отметили еще одно его изобретение, весьма полезное при больших размерах его царства. Благодаря ему он узнавал отовсюду на самых далеких расстояниях о положении дел. После того как он установил, какой путь может проделать лошадь днем до того, как ее потребуется кормить, он устроил на соответствующих расстояниях специальные станции, на которых находились лошади и конюхи. Помимо этого, он назначил на каждую из таких станций смотрителя, в обязанности которого входил прием и дальнейшая отправка писем, приют людей, прием уставших лошадей и отправка свежих. Рассказывают, что отправка не прерывалась даже и ночью, а письма передавались дневным гонцом ночному. Утверждают, что при такой организации путь преодолевался даже быстрее, чем его могли преодолеть журавли. Если это утверждение и преувеличено, то все же остается очевидным, что такой вид доставки гораздо быстрее пешего".

Мы специально привели такую большую цитату, чтобы показать, насколько все было продумано уже в далекой древности, и в последующие века мало что изменялось принципиально, в основном лишь усовершенствовались какие-то частности. Что же касается быстроты, то вот пример: от столицы Персии к границе вела так называемая "царская дорога" общей протяженностью в две с половиной тысячи километров. На этой магистрали было сто одиннадцать станций, и конные гонцы преодолевали это расстояние за шесть— восемь дней, в то время как пешему требовалось, для того чтоб пройти "царскую дорогу", девяносто дней.

Конечно, это не значит, что лошади уже полностью "взяли на себя" службу связи. Были еще пешие гонцы и в самой Персии, были они и в Греции, и в Риме. Однако в Риме положение значительно изменилось. При императоре Августе (I век до новой эры) была налажена регулярная почтовая связь. Называлась она "курсус публикус", то есть общественная, общенародная. На самом же деле ею могли поначалу пользоваться лишь цезари (и пользовались: Юлий Цезарь проезжал по этой дороге со скоростью 160 километров в сутки, а император Тиберий — по 300) и высокопоставленные чиновники, имевшие специальное разрешение — "дипломату" (кстати, такое же положение было в Персии и в Греции). "Общественной" же (точнее, пожалуй, "общинной") эта почта называлась потому, что следить за дорогой, поставлять лошадей должна была та община, через которую проходил участок дороги.

Потом число лиц, имеющих право пользоваться этой дорогой и лошадьми, увеличилось.

Кроме писем, в Риме стали перевозить и посылки, а затем и пассажиров. Так стали на дорогах Римской империи появляться колесницы. Римляне, начав применять повозки, "специализировали" их — появилась "реда" (легкая двухосная повозка), "курсус келер" ("скорая почта") и "курсус клабуларис" (четырехосная повозка, перевозившая тяжелые и объемные грузы).

<< | >>
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Колесницы и всадники. 2010

Еще по теме "ГОНЬБА" И "ЯМЫ":

  1. Посадка
  2. Выбор саженцев
  3. Происхождение слова "ямщик" до сих пор не ясно…
  4. Сазан (Оурппиэ оагр'ю)
  5. Конная почта…
  6. Сроки и дозы внесения удобрения
  7. Таежно-лесная зона
  8. Дозы и соотношения удобрений в ягодниках
  9. Жерех обыкновенный (Aspius aspius)
  10. 3.10. УНИЧТОЖЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ ТРУПОВ ЖИВОТНЫХ
  11. Пескарь обыкновенный (ОоЫо доЫо)
  12. ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧНИ ВИДОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПОСАДОК В СУБТРОПИЧЕСКИХ САДАХ
  13. Выбор участка для зимнего хранения маточных корнеплодов
  14. Происхождение лошади. Породы лошадей
  15. Когда-то первобытный человек...
  16. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  17. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  18. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  19. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...