<<
>>

Чем больше развивалась почта, тем больше требовалось хороших дорог

Чем больше развивалась почта, тем больше требовалось хороших дорог. И они появлялись всюду, где появлялись римские легионеры и где римляне становились хозяевами захваченных земель.

А это значит, что дороги появились на территории современной Англии, на Балканах и по всей Восточной Европе до Рейна и Дуная. В Азии и Африке римляне властвовали над Турцией и Сирией, Палестиной, Иорданией и Египтом. И всюду были проложены отличные дороги с каменными столбами, на которых указывалось количество километров от отправной точки — огромной колонны, стоявшей в Риме посреди форума у подножия храма Сатурна. Таким образом, из какой бы точки Римской империи ни выехал человек, по какой бы дороге ни поехал, он, если доезжал до конца (точнее, до того места, откуда дорога начиналась), обязательно попадал в Рим, в центр форума. (До сих пор сохранилась родившаяся тогда поговорка — "все дороги ведут в Рим".) И по всем дорогам мчались всадники — вередарии — государственные курьеры и катились колесницы с пассажирами и почтой.

На пути следования почтовых всадников и колясок стали организовывать главные станции, где можно было переночевать и поменять лошадей, и промежуточные, где только меняли лошадей. Главные станции назывались "мансио". Постепенно это слово модернизировалось и превратилось в слово "станция". Однако римляне никогда не говорили просто "станция" (то есть "мансио"). Они говорили: "станция, находящаяся там-то", то есть "мансио позита". И так же как "мансио" постепенно превратилось в "станцию", так и "позито" превратилось постепенно в "почту". Вспомним, кстати, что и у нас до сравнительно недавнего времени часто говорили не просто "почта", а "почтовая станция", а пушкинский Вырин в одной из "Повестей Белкина" был не почтовый, а именно станционный смотритель.

До нас дошли сведения о персонале такой станции в Риме. Он очень показателен для отношения к почтовым лошадям. Помимо начальника станции ("манцепуса"), был смотритель конюшен ("стационарий"), ветеринар ("муломедикус"), погонщик мулов ("мулион"), конюх ("гип-поком") и смотритель повозок ("карпентарий").

С падением Римской империи в Европе прекратилась или, во всяком случае, значительно уменьшилась конная почта. Если где-то осталась — то это были нерегулярные конные гонцы. А вот в Китае, видимо, она существовала постоянно. В XIII веке, как свидетельствует венецианец Марко Поло, 17 лет прослуживший в Китае, она была поставлена на очень высокий уровень. Правда, за пределы страны она не выходила, но внутри государства была отличной.

<< | >>
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Колесницы и всадники. 2010

Еще по теме Чем больше развивалась почта, тем больше требовалось хороших дорог:

  1. Новая дорога - большие затраты
  2. 4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»
  3. КРАКЕНЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
  4. Большая швейцарская овчарка
  5. Чистотел большой
  6. КЕМ ЛУЧШЕ БЫТЬ — БОЛЬШИМ ИЛИ МАЛЕНЬКИМ?
  7. 5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»
  8. РОД БОЛЬШИЕ ПАНДЫ GENUS AILUROPODA
  9. РАЗВЕРТЫВАЮЩАЯСЯ ПЕРМАКУЛЬТУРА ДЛЯ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ
  10. Артерии большего круга кровообращения
  11. САМАЯ БОЛЬШАЯ БИОМАССА ПЛАНЕТЫ
  12. РОД БОЛЬШИЕ КОШКИ GENUS PANTHERA
  13. Центральная нервная система и кора больших полушарий
  14. Большими почестями и уважением пользовалась собака у народов Востока…
  15. Большая панда Ailuropoda melanoleuca David, 1869 (II, 296)
  16. Именно ради молока проделывали большую работу скотоводы...
  17. Большой подковоносRhinolophus ferrum — equinum Schreber, 1774 (II, III, 58)
  18. Арабские лошади сами по себе представляют большую ценность...
  19. Но может быть, у кошки слух играет большую роль в ее непредвиденных путешествиях?..
  20. Большая ночница Myotis myotis Borkhausen, 1797 (И, 71)