<<
>>

Происхождение лошади. Породы лошадей

Среди пород лошадей, выполняющих различную работу, ясно различаются два главных типа: более стройные и легкие на ходу скакуны и более грузные,сильные, но зато медлительные тяжеловозы.

Оба эти типа обязаны своим происхождением не только различным направлениям искусственного отбора, но также и тем природным различиям, которые уже были заложены у двух исходных диких форм, давших начало породам домашних лошадей.

Лошадь Пржевальского. В 1879 году великому русскому путешественнику Н. М. Пржевальскому удалось впер^ вые найти в глубине Монголии — в западной части пустыни Гобп — настоящую дикую лошадь, состоящую в близком родстве с нашими домашними лошадьми и дающую при скрещивании с ними плодовитое потомство. Эта дикая лошадь, получившая в зоологии название лошади Пржевальского, небольшого роста, с короткой стоячей грпвой п без челки (рис. 447). Масть у нее буланая, то есть имеет буровато-песчаный оттенок, который так хорошо подходит к общему тону окружающей выжженной солнцем пустыни. Такую защитную, или покровительственную, окраску естественный отбор выработал и у других животных. Держатся дикие лошади небольшими табунами, к которым врагу очень трудно подойти: они обладают очень тонким чутьем и слухом, хорошим зрением и большой осторожностью. Стоит только одной лошади заметить опасность, как по ее тревожному сигналу весь табун обращается в бегство; здесь лошадь уносят от гибели ее длинные и крепкие ноги. Кроме того, сильные ноги, обутые крепкими копытами, позволяют степным животным в более низких местах выбивать в ‘земле большие ямы, добираясь до водоносных слоев.

Жеребенок, как и у домашней лошади, с первых дней жизни крепко стоит на ногах и может следовать за матерью. Такой детеныш уже при рождении имеет крупные размеры, и поэтому вполне понятно, почему кобыла приносит только одного развитого жеребенка, а не дюжину слабых и беспомощных детенышей, как это бывает у животных, укрывающихся в норах или логовищах.

Легко себе представить, почему у дикой лошади естественный отбор должен был выработать свойство жеребиться одним, но зато уже достаточно подвижным и самостоятельным детенышем: только такие детёныши и могут сохраниться у крупных животных, кочующих в открытых пространствах.

Тарпаны. Кроме Монголии, дикие лошади еще недавно водились и в степных районах Европейской части прежней России. Их называли здесь тарпанами; они были мышасто-серой масти, с небольшой свешивающейся гривой и короткой челкой (рис. 448).

Заселение и распашка прежних степей постепенно оттеснили тарпанов к берегам Чёрного моря, где они еще в больших количествах встречались в конце XVIII — начале XIX столетия. Однако после того как Россия утвердилась в низовьях Дона и на берегах Черного моря, началось заселение целинных степей тогдашней Новороссии, и тут тарпаны оказались злейшими врагами земледельцев: они вытаптывали и травили посевы, растаскивали сложенное в стога сено и вдобавок не-, редко отбивали из табунов домашних кобыл. В результате в 60—70-х годах прошлого века тарпаны подверглись беспощадному уничтожению и исчезли с лица земли.

Об их внешности мы можем судить только по описаниям очевидцев и по единственному изображению у С. Гмелина — на- туралиста-путешественника XVIII века. Не осталось от них Ёещественных следов и в музеях, так как натуралисты прежних времен считали тарпанов просто одичавшими потомками лошадей, отбившихся от своих табунов или разбежавшихся с поля битвы после гибели их всадников.

Правда, в Зоологическом музее Московского университета имеется чучело «последнего тарпана», который в 1866 году в момент его рождения был захвачен при преследовании косяка тарпанов и дожи

вал свой век в Московском зоопарке» Однако это животное не было типичным тарпаном, и, по-видимому, его родители были гибридного происхождения.

Когда тарпаны были уже истреблены, была открыта и изучена дикая лошадь Пржевальского и обнаружены древние изображения диких лошадей, обитавших в южных областях Европы, тогда зоологи, уже задним числом, признали вымершего тарпана за настоящую дикую форму, которая по аналогии с восточной лошадью Пржевальского, получила научное наименование Equus gmelini, то есть лошадь Гмелина (рис.

448).

Дикие лошади в средневековой Европе. Приблизительно за тысячу лет до наших дней, то есть еще в сравнительно недавнюю историческую эпоху, дикие лошади встречались также и на Западе (рис. 449) в пределах лесной полосы: исторические документы свидетельствуют о том, что в средневековой Германии убивали диких лошадей и что мясо их употреблялось в пищу.

По современным данным, основанным на изучении ископаемых остатков диких лошадей из различных областей Европы и Азии, лошади, водившиеся на пустынных плоскогорьях, в травянистых степях и в пределах лесной полосы, несколько различались между собой по общему складу, по форме черепа и по некоторым особенностям в строении зубов. Однако все эти местные формы не были резко разграничены между собой: они были связаны переходами и, следовательно, составляли один зоологический вид.

Домашние лошади. Археологические находки показывают, что лошадь появилась среди домашних животных только в бронзовом веке, то есть много позднее собаки, свиньи, овцы, козы и быка. Впервые она была одомашнена кочевниками где-то в Центральной Азии, затем уже при переселении народностей попала в страны Юго-Западной Азии, в Египет и в Европу, где к тому времени уже были одомашнены и свои местные дикие лошади.

Под влиянием различных социально- экономических условий предъявлялись и различные требования к породам лошадей. В общем искусственный отбор шел здесь в двух главных направлениях: в сторону выработки лошадей легких аллюров, то есть более легких на ходу рысистых и верховых пород (рис. 450), и в сторону выработки так называемых шаговых лошадей — лошадей более медлительных, но зато более коренастых и сильных, применяемых в качестве тяжеловозов (рис. 451). Типичными представителями таких шаговых пород являются бельгийские тяжеловозы, английские шайры и шотландские клейдесдали.

В коневодстве, как и в других отраслях животноводства, помимо отбора, большое значение имело и скрещивание. Так, достоверно известна родословная знаменитых орловских рысаков, полученных в

Рис.

449. Доисторическое изображение западной дикой лошади на стене пещеры (юг Франции),

Рис. 450. Верховая лошадь.

XVIII столетии от скрещивания арабской скаковой лошади с датской и голландской породами. Подобным же образом были подучены и англо-американские рысаки.

Смешанное происхождение имеют и некоторые породы тяжеловозов:              француз

ские першероны и наши битюги — отечественная порода, которая в прежние времена была распространена в черноземных районах.

Первоначально одомашненная лошадь служила только верховым и вьючным жц- вотным, а для полевых работ у оседлщх народов применялся крупный рогатый скот. Многие культурные народы древности долгое время не знали лошадей и только впоследствии стали применять их в военном деле в качестве верхового животного или упряжного, запрягая в особые боевые колесницы. Содержать лошадей для этой цели было по средствам только лицам высших классов — богатым землевладельцам. Поэтому у многих европейских народов слово «всадник» было почетным названием высшего военного сословия' (таково, например, происхождение слов «рыцарь» и «кавалер»). Западноевропейская лошадь — тяжеловоз — была первоначально также верховой и носила на себе одетого в железные доспехи всадника — рыцаря.

С появлением #теlt;одgt;ельно1:о оружия тяжелые -!цйты и латы сказались бесполезны д^ защиты от-пуль и яд?р, и техника военного дела изменилась. Тогда прежний рыцарский конь обратился в ломовую лошадь, а для кавалерийских разведок и атак оказалась более удобной легкая лошадь верхового типа.

Очень своеобразную породу представляют собой шотландские пони — мелкие, но для своих размеров довольно сильные лошадки, ростом (в холке) всего лишь в один метр. У нас их можно увидеть либо в качестве цирковых артистов, либо в зоопарках, где их запрягают в миниатюрные коляски для катания детворы.

В буржуазных странах, особенно в Англии, таких лошадок можно встретить в богатых поместьях, где они ходят в упряжке в качестве живой игрушки для младших членов семьи владельцев замка.

И по карликовому росту, и по выполняемой ими развлекательной функции пони можно было бы принять за декоративную породу, аналогичную мелким комнатным собачкам или курочкам-бентам- кам; однако, в отличие 9т этих последних, полученных в результате нарочито искусственного отбора, порода шотландских пони в основном сложилась без прямого воздействия человека при круглогодичном содержании на каменистых и болотистых пастбищах на островках, прилегающих к берегам Шотландии (вспомним происхождение курдючных овец).

Лошадь в современных условиях. Начиная с середины прошлого столетия, в связи с бурным развитием техники, лошадь утрачивает постепенно ту совершенно исключительную роль, которую она в течение многих столетий выполняла в качестве основной тягловой силы на транспорте и в сельском хозяйстве. Разрастание железнодорожной сети отодвинуло в прошлое ямскую гоньбу и бесконечные обозы на главных магистралях страны (вспомним знаменитый гоголевский образ «тройки-птицы», вспомним, какое видное место принадлежало тройке и ямщику в творчестве русских поэтов и композиторов прошлого). На рубеже последних столетий ямщицкие тарантасы и брички еще связывали уездные города с их губернскими центрами, но затем и отсюда их вытеснил автотранспорт. В течение полувека совершенно изменился вид

людных улиц в больших городах, на которых, вместо прежних легковых и ломовых извозчиков, собственных колясок богачей и начальства и медленно ползущих конок, появились электрические трамваи н троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомашины. А на полях после организации колхозов появились трактора и самоходные комбайны и исчезла надобность в Сивках и Саврасках, которые во времена А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова тащили по пашням соху или борону.

Однако и при общем сокращении количества конского поголовья в нашей стране лошадь, в зависимости от тех или иных местных условий, еще на долгое время сохранит свое важное народнохозяйственное значение.

Ее пока трудно заменить на узких горных тропах и вообще в сильно пересеченной местности, где мало колесных дорог и где лошадь служит верховым и вьючным животным. Лошадью пользуются и при обработке горных склонов, к которым не приспособлены трактора. При переездах и перевозках на короткие расстояния и удобнее и выгоднее бывает использовать лошадиную силу, чем иметь дело с автомашинами, требующими привозного горючего.

Наконец, и в военном деле при всем мощном развитии новой техшши кавалерийские части и теперь не могут быть «исключены из списков» паших вооруженных сил: в условиях пересеченной месшости и бездорожья, препятствующих продвижению моторизованных частей, остается незаменимой кавалерийская лошадь, хорошо тренированная, послушная всаднику и вместе с тем способная и сама применяться к обстоятельствам.

В результате наблюдаемое за последние десятилетия снижение конского поголовья в нашей стране оказывается количественным, а не качественным: исчезли с лица земли прежние слабосильные деревенские и извозчичьи клячи, но зато появилось несколько новых отечественных пород.

Из этих новых пород остановимся на двух.

Владимирские тяжеловозы (рис. 451) были получены путем скрещивания клейдесдалей и английских шайров с местными лошадьми в условиях хорошего кормления. Это крупные, сильные и очень работоспособные лошади, могущие возить груз до 16 т (владимирский жеребец Легион).

Буденновская порода была создана при скрещивании старой донской казачьей породы с так называемой чистокровной верховой, происходящей из Англии. Разводится она в условиях культурно-табунного содержания, когда лошади почти целый год находятся под открытым небом и ставятся в конюшню только в снежные бураны, обильные снегопады и сильные морозы.

В основе это кавалерийская лошадь. На конях этой породы в Великую Отечественную войну наша кавалерия совершала форсированные марши по 100—120 км в сутки с боями и по труднопроходимой местности. Но вместе с тем лошади бу* денновской породы могут быть использованы и «а легких сельскохозяйственных работах и в упряжке К

Конный спорт в СССР. Помимо своего значения в народном хозяйстве и в военном деле, лошади легких аллюров занимают видное место и в традиционных развлечениях многих народностей, населяющих СССР. Рысистые бега в легкой упряжке, скачки верховых лошадей, быстро мчащиеся русские тройки, национальные конные игры — любимые зрелища народных масс, причем все подобные конские состязания служат для улучшения породных качеств лошадей, так как лошади-победители обыкновенно используются в племенном деле.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 2.. 1970

Еще по теме Происхождение лошади. Породы лошадей:

  1. Орловские рысаки, как и многие породы лошадей, имеют четкую историю...
  2. Лошади
  3. Парад лошадей мы будем принимать на манеже...
  4. Нематодозы лошадей
  5. Немного о лошадях...
  6.  Лошадь домашняя
  7.    Онхоцеркозы лошадей
  8. Грипп лошадей
  9. ГРИПП ЛОШАДЕЙ
  10. Одомашнивание лошадей
  11. 14.10. ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОШАДЕЙ НА РАБОТАХ