МЕДУЗЫ И КОРАЛЛЫ
Впрочем, губки — это тупиковая линия, не сумевшая дать ничего нового. Возникнув чуть ли не миллиард лет назад, губки так губками и остались. Но они — не единственная попытка древних трихоплаксов найти свое место в жизни.
Какие-то другие трихоплаксы, или кто-то, очень на них похожий, начали развивать в первую очередь способность к сокращению тела. Быть может, наползая на колонию протистов, такой «трихоплакс» сворачивался клубком, охватывая колонию своей брюшной стороной, и переваривал ее в образовавшемся мешке. Сокращение тела, обеспечивали особые клетки — мышечные. Появление мышечных клеток позволило отрастить щупальца и использовать их для захвата крупной добычи. И с этого плацдарм^» создав и освоив новые механизмы движения, животные пустились на завоевание мира.
Как точно всё происходило — неизвестно. И, быть может, мы никогда этого не узнаем. Но результат нам известен. На свет появились кишечнополостные — первые, еще очень примитивные животные.
Пресноводная гидра, актиния, медуза и коралловый полип — всё это кишечнополостные. Все они хищники и все живут в воде. Ни сухопутных, ни травоядных кишечнополостных нет. Если имя «кишечнополостные» показалось вам неблагозвучным, можете называть их книдариями или стрекающими. Это
Кишечнополостные:
1 — сцифоидная медуза аурелия;
2 — гидроидные полипы и медузы рода корине; 3 — коралловый полип — актиния
Схема строения полипа и медузы:
1 — наружный слой клеток: 2 — внутренний слой клеток; 3 —мезоглея; 4 — ротовое отверстие;
5 — щупальца
тоже вполне официальные названия данных существ.
Все без исключения книдарии вооружены ядовитыми стрекающими капсулами, и у некоторых яд настолько силен, что может быть опасным для человека.На первый взгляд стрекающие похожи на губок — в основе их строения тоже лежит двойной мешок. Но есть между ними одна существенная разница. Внутренность этого мешка является (хотя и не называется) настоящим желудком: сюда клетки внутреннего слоя выделяют пищеварительные ферменты. И хотя у многих кишечнополостных часть этих клеток не утеряла способности к «амебоидному» захвату мелких пищевых частиц, такой способ питания стоит уже на десятом месте. Как и губок, кишечнополостных можно представить в виде трихоплакса, только свернувшегося брюшной стороной внутрь, а «облысевшей» спиной наружу.
Вполне вероятно, что у губок и кишечнополостных был общий предок, очень похожий
на трихоплакса. В таком случае книдарии — это «братья» или, скорее, «племянники» губок, только «вывернутые» на другую сторону. Казалось бы, не всё ли равно, в какую сторону «вывернуться», ан нет — губки оказались тупиком, а кишечнополостные дали начало всем другим животным.
Несмотря на поверхностное сходство с губками, отнести книдарий к протистам уже никак не удастся, это довольно сложные существа. У них уже имеется простая, но вполне настоящая нервная система, мышечные ткани и органы чувств. Они захватывают пищу подвижными щупальцами, реагируют на прикосновения, на свет, на вкус и запах добычи. Но по плану строения остаются простым двойным мешком. Отверстие этого мешка служит ртом, куда отправляется при помощи щупалец добыча, убитая стрекательными капсулами. Добыча эта может быть довольно„ велика — крупные медузы и актинии способны ловить даже мелких рыбок. После поимки добычи рот, снабженный специальным мускульным аппаратом, закрывается и начинается переваривание. Непереваренные остатки выбрасываются через то же отверстие.
Еще по теме МЕДУЗЫ И КОРАЛЛЫ:
- Красный и черный кораллы
- Кораллы акропоры
- Медуза корнерот
- ОТ МЕДУЗЫ ДО ЭЙНШТЕЙНА
- МЕДУЗЫ С ПРИСТАВКОЙ «ФИЛЛО»
- Морские перья
- Коралловые рифы – главные экологи планет
- Рифовые сообщества Особенности рифовых сообществ
- ГРЕБНЕВИКИ
- Тип Кишечнополостные (Coelenterata, или Cnidaria)
- ВООБРАЗИМ ПРЕДКА
- Глубоководные рифы