<<
>>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРОШКИНА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ

В.Н. Косицын

ВНИИЛМ\ Московская обл.

Устойчивое управление природопользованием на заболоченных землях лесного фонда предполагает неистощительное и непрерывное использование всех видов биологических ресурсов, в том числе и пищевых, среди которых одним из наиболее хозяйственно-ценных видов является морошка приземистая (Rubus chamaemorus L.).

Она широко распространена в заболоченных лесах и на болотных массивах таежной зоны России. Плоды (ягоды) морошки отличаются высокими пищевыми, вкусовыми и витаминными свойствами. В связи с этим они имеют большую коммерческую ценность в странах Северной Европы. Так, в Финляндии средняя закупочная цена за 1 кг свежих ягод морошки составляла за последние пять лет 7,7 долларов США. Общие биологические запасы морошки в России значительны; только в ее европейской части они составляют 62,2 тыс. т [4]. Однако степень их использования находится все еще на довольно низком уровне, что во многом обусловлено недостаточной изученностью ресурсного потенциала вида.

В течение последних 10 лет велись исследования по оценке продуктивности морошки в зонах тайги и хвойно-широколиственных лесов европейской части России. Установлено, что одним из главных факторов, определяющих распространение и продуктивность зарослей морошки, является тип растительного сообщества. Получены среднемноголетние значения степени покрытия плодоносящими зарослями ягодника площади фитоценоза и биоло* гической урожайности ягод по типам леса (болота): сосняк сфагновый - с^ ответственно 15% и 75 кг/га. ельник сфагновый — 10 и 20, березняк сфаг. новый — 5 и 15. ельник долгомошный — 10 и 30. березняк долгомощный — 5 и 10. мезотрофное болото — 5 и 10. олиготрофное болото — 10% и 4о кг/га. Для оценки урожайности морошки в текущем году за 2-1,5 месяца до начала периода массовых заготовок сырья предложена «Методика прогноза биологического урожая ягод морошки в подзоне южной тайги» [1995].

В ее основу был положен учет обилия цветков, изменчивость доли женских цветков вида от возраста древостоя и коэффициент выхода ягод из цветков с учетом степени выраженности заморозков в период цветения ягодника. Установлены регрессионные зависимости урожайности морошки от производительности труда сборщиков, себестоимости заготовки и величины ренты от использования ресурсов. При биологической урожайности морошки 35 кг/га и выше величина ренты больше нуля, то есть ресурсы доступны для освоения и пользователь ресурсами способен получить чистый доход от их эксплуатации [1]. По нашим оценкам, доход от использования ресурсов морошки в сосняке сфагновом более чем в 11 раз превышает доход от заготовки древесины за период оборота рубки древостоя [3]. На основе предложенных нами наземных и дистанционных методов оценки ресурсов морошки с \четом эколого-экономических факторов во ВНИИЛМе разработаны «Методика учета и оценки ресурсов морошки в подзоне южной тайги» [1997] и «Методика оценки недревесных растительных ресурсов на типологической основе при сдаче лесов в аренду» [1997].

На примере Вологодской области с учетом материалов лесорастительного районирования нами выполнено районирование ресурсов морошки. В лесном фонде области плодоносящие заросли морошки занимают 185.3 тыс. га. а биологический запас ягод равен 8.3 тыс. т. Наиболее высокие запасы ягод морошки сосредоточены в юго-западных, северо-западных и южных районах области, составляя соответственно 32.6; 17,0 и 16,4% общего запаса сырья. Следует отметить, что ресурсный потенциал ягодника характеризуется не только природно-сырьевой функцией — биологическим запасом, но и хозяйственно-экономической и социальной функциями. В связи с этим были рассчитаны и другие категории запаса морошки. Эксплуатационный запас морошки (с учетом технологических возможностей заготовителей и пищевых потребностей лесной фауны) в Вологодской области равен 6,25 тыс. т, экономически доступный запас (с учетом плотности дорожно-транспортной сети) — 4.81 тыс.

т и реально возможный для промышленной заготовки запас ( с учетом объемов сбора местным населением) — 2,98 тыс. т. Таким образом, ресурсы морошки в Вологодской области являются достаточными как для использования сырья в местной пищевой индустрии, так и для по- ^авок его на мировой рынок. В настоящее время Россия ежегодно экспортируй* главньш образом в Финляндию, только 4-15 т свежемороженных ягод морошки, в то время как. например. Швеция — 200-220 т.

В последнее время в связи с усилением антропогенного воздействия на лесо-болотные экосистемы наметилась тенденция сокращения запасов морошки. Проведенные нами по данной проблеме исследования показали следующее. Долгосрочная осушительная мелиорация (со сроком действия осушительной сети более 20 лет) вызывает резкое уменьшение плодоношения морошки и ее продуктивные угодья должны быть исключены из гидролесомелиоративного фонда. После сплошнолесосечных рубок урожайность снижается в 3-8 раз. Установлено, что. чем больше ширина лесосеки и расстояние от стены леса, тем хуже плодоносит морошка на вырубках. После сильного торфяного пожара морошка не плодоносит более 25 лет; в тоже время торфяные пожары слабой интенсивности способствуют разрастанию зарослей ягодника. Результаты химического анализа ягод морошки, собранных в окрестностях металлургического комбината «Северсталь» (Вологодская область). показали, что они отличаются избирательной способностью в отличие от других дикорасту щих ягод накапливать тяжелые металлы Ni, Сг, а также Cd [2]. Существенное снижение урожайности морошки наблюдается с увеличением рекреакционных нагрузок. Если на I стадии рекреационной дигрессии перестойного сосняка сфагнового урожайность составляла 65 кг/га. то на II стадии она равнялась 13 кг/га. а на III стадии — 5 кг/га. Нами разработаны «Эколого-лесоводственные требования к использованию в лесном фонде ресурсов дикорастущих ягодных растений» (1998), в которых обосновываются рациональный режим использования запасов морошки и мероприятия по охране и воспроизводству ее ресурсов.

Полученные результаты свидетельствуют об экономической целесообразности промышленной эксплуатации ресурсов морошки на заболоченных участках лесного фонда европейского Севера России.

[ 1 ] Косицын В.Н. Создание нормативной базы для экономической оценки ресурсов дикорастущих ягодников // Проблемы организации многоцелевого лесопользования. МдВНИИЛМ, 1997. С. 130-136. [2] Косицын В.Н. Накопление тяжелых металлов в плодах морошки в условиях техногенного загрязнения на территории Вологодской области // Освоение Севера и проблемы природовосстановления. Сыктывкар: Ин-т биологии, 1998. С.53-54. [3] Кулишкина С.Г., Косицын В.Н. Сравнительная стоимостная оценка древесных ресурсов и дикорастущих ягодников // Лесн. хоз. 1996. № 6. С.23-24. [4] Страхов В.В. и др. Недревесные лесные ресурсы Российской Федерации // Лесохоз. информ.. 1997. Вып.З. С.32-47. 

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРОШКИНА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ:

  1. ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОЛОЦЕНЕНА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  2. Главные медоносные растения Северо-Запада России
  3. Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота, 2008
  4. Принципы отображения антропогенных изменений в новой «Классификации почв России» (1997) и их использование в данном пособии
  5. ТИПОЛОГИЯ И РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛБОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИАМУРЬЯ
  6. Биотический потенциал насекомых
  7. Реализация потенциала гибридов кукурузы в зависимости от сроков посева
  8. Развитие болот на севере Западно- Сибирской равнины
  9. Европейская короткошёрстная кошка
  10. БОЛОТА ПРИОЗЕРНЫХ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРО-ДВИНСКОМВОДНОЙ СИСТЕМЫ
  11. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯПОЧВЕННОЙ ВЛАГИ (ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ,АКТИВНОСТЬ ВОДЫ)
  12. СЕЗОННЫЕ И ГОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ Северо-Западный Прикаспий
  13. ЕВРОПЕЙСКАЯ ШИРОКОУШКАBarbastella barbastella Schreber
  14. Ель европейская или обыкновенная (Picea abies)
  15. Бересклет европейский
  16. СИНДРОМ КОРИЧНЕВОЙ ПЕЧЕНИ У ЕВРОПЕЙСКИХ ЗАЙЦЕВ (НЕКРОТИЧЕСКИЙ ГЕПАТИТ)