МЕСТО ЭМБРИОЛОГИИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭМБРИОЛОГИИ
Отношение эмбриологов к своему объекту долгое время напоминало отношение матери к ребенку. Для матери сын или дочь в любом возрасте — ребенок, у которого все в будущем. Так и большинство эмбриологов считало единственной задачей своей науки — изучение смены структур в ходе развития организма, выяснение того, что в последующем возникает из тех или иных клеток и участков зародыша. Эта задача остается в полной мере и у современных эмбриологов. Однако выяснить причины онтогенеза невозможно без изучения своеобразия физиологии и био-
химии зародышей на ранних стадиях их развития и без изучения меняющегося в ходе развития отношения к среде. Поэтому внимание современных эмбриологов все более привлекается к изучению функций, свойственных собственно зародышам, физиологии и биохимии зародышей на разных этапах развития изменению функционирования генома и развитию интегративных систем (нервной, эндокринной, иммунологической).
Современная эмбриология ставит своей задачей управление развитием организмов. Осуществление этой задачи возможно при условии тесной связи эмбриологии с другими науками, в первую очередь с гистологией, цитологией, биохимией (включая молекулярную биологию) и генетикой. Цитологи и гистологи также заинтересованы в связи с эмбриологией, так как они изучают не абстрактные клетки и ткани, а клетки и ткани развивающихся организмов или взрослых животных, но не как какие-то стабильные кирпичики, а в связи с состоянием органов и организма в целом.
Эмбриология должна быть теснейшим образом связана с генетикой и цитогенетикой. Эту связь начал осуществлять еще
В. Ру. Т. Морган, изучая явления наследственности и изменчивости, неоднократно пытался осуществить синтез генетики и эмбриологии. Тесная связь эмбриологии с экологическими науками проявляется при изучении влияния внешней среды на развитие организмов.
Задачи и объект исследований определяют и выбор соответствующих методик. Это могут быть прижизненные наблюдения, микрокиносъемка развивающихся зародышей, процессов регенерации и других явлений, методики разрезов зародышей, их специальной окраски. Эмбриология, - как и другие биологические науки, использует методы, диктуемые развитием физики, химии и математики. Таковы, например, методики электронной микроскопии. Для изучения клеточного метаболизма как основы дифференциации (см., гл. XI) используются радиоактивные изотопы, методы ауторадиографии. Все более тесной становится связь эмбриологии с физикой и химией.
При выяснении причинных механизмов формообразовательных процессов доминирующими исследованиями, особенно начиная с 20-х годов нашего столетия, были биохимические. Вышедшая - в 1931 г. известная сводка «Химическая эмбриология» Дж. Нидхема, не охватившая, конечно, все исследования, уже содержала библиографию 8000 биохимических работ в области эмбриологии. Начиная с 50-х годов в связи с успехами молекулярной биологии и выяснением роли нуклеиновых кислот в синтезе белков и в яв
лениях наследственности интерес к биохимии эмбрионального! развития возрос еще больше. В частности, появились многочисленные данные об изменениях в синтезе белков и нуклеиновых кислот в ходе развития организма, развития отдельнах органов, в процессах дифференциации клеток и тканей. Но, к сожалению, крайне мало биохимических исследований, в которых доказывалось бы, что изменения в метаболизме являются действительно причиной тех или иных морфологических явлений.
Еще труднее сообщить что-либо, «устоявшееся» в области физики эмбрионального развития. Между тем даже гр-убое физикохимическое моделирование жизненных процессов в прошлом веке («искусственные клетки» и др.) помогало биологии, а в настоящее время прогресса естествознания создание моделей, кибернетических устройств, имитирующих те или иные явления развития организмов, приобретает еще большее значение.
Таким образом, закономерности развития организмов исследуются с использованием методов физики, химии и математики на разных уровнях: молекулярном, клеточном и на уровне познания взаимодействия между клетками, тканями, частями зародыша, т. е. на уровне развивающегося организма как целого. На каком уровне проводится исследование, требуются ли биофизические, биохимические, гистохимические, хирургические или иные методики — все это зависит от изучаемого явления и от задачи исследования. При изучении развития организмов наука имеет дело как с процессами молекулярного и атомного характера, для познания которых требуется применение квантовой физики, так и с надмолекулярными, клеточными и надклеточными процессами, которые не только не требуется, но и невозможно изучать лишь на молекулярном уровне, — взаимные отношения частей зародыша, специальные биологические структуры, влияние биотических факторов среды на развитие зародыша (см. гл. XIV) и обширный круг других биологических явлений.
Основой современной эмбриологии служит эволюционная идея. Развитие зародыша может быть понято должным образом лишь в том случаё, если его рассматривать как результат исторического развития организмов. Вот почему в настоящей книге многие процессы эмбрионального развития рассматриваются в сравнительном, эволюционном аспекте.
Источник: Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп. 1987
Еще по теме МЕСТО ЭМБРИОЛОГИИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭМБРИОЛОГИИ:
- 1. 3. Место экологии среди других биологических наук
- МЕСТО АГРОХИМИИ СРЕДИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК
- Глава 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И МЕСТО АГРОХИМИИ СРЕДИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК
- Методы экспериментальной эмбриологии
- Теория типов в эмбриологии
- Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп, 1987
- 8-11* Пример связи эмбриологии и палеонтологии
- Глава 14. АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ
- Основные черты организации хордовых
- ГЛАВА 5 Основные черты и этапы истории жизни на Земле
- Основные этапы развития и современные школы ветеринарной токсикологии с основами экологии
- Общие черты, элементы систематики и распространение