Состав, структура и производительностьпойменных лесов
Подзона южной тайги. Крупные реки (Обь, Иртыш) имеют здесь проточно-островную пойму в сочетании с сегментно-гривистой, а их притоки — в основном, сегментно-гривистую пойму. Высокие уровни поймы, где развита древесная растительность, имеют относительные превышения над меженью 7—10 м. Аллювиофитные леса в прирусловье представлены ивняками и тополевниками (Salix alba, S. viminalis, Populus nigra, P. alba) паркового типа кустарниково-разнотравно-злаковыми (Swida alba, Ribes nigrum, Rosa majalis, Sambucus sibirica, Lonicera altaica, Duschekia fruticosa — Calamagrostis purpurea, Phalaris arundinacea, Poa palustris, Anemone dichotomum). Это высокопродуктивные леса I—II классов бонитета на примитивных слоистых песчаных почвах разной влажности [21]. В верхнем течении рек на высоких гривах прирусловья развиты сосново-березовые насаждения, которые к 100-летнему возрасту дают запас древесины 300—400 м3/га. Во втором ярусе — Pinus sibirica, Picea obovata, Abies sibirica. Подлесок выражен хорошо, а в травяном покрове возрастает роль типично таежных видов. В нижнем течении рек на высоких местообитаниях центральной поймы распространены березняки и осинники кустарниково-вейниково-разнотравные II—III классов бонитета, в напочвенном покрове которых, кроме вейников и типичных пойменных видов, обычны Rubus saxatilis, Melica nutans, Millium effusum.
Заключительной стадией аллювиальных сукцессий в поймах рек подзоны южной тайги являются еловопихтовые и кедрово-елово-пихтовые леса зеленомошной группы с запасом древесины до 500 м3/га. В них хорошо развит подлесок, в напочвенном покрове таежное мелкотравье, зеленые мхи, а также Calamagrostis obtusata, Glyceria lithuanica, Aconitum septentrionale. От аналогичных водораздельных лесов они отличаются высокой продуктивностью, более развитым подлеском и наличием в напочвенном покрове типичных пойменных видов (Са- calia hastata, Veratrum lobellianum, Veronica longifolia). Насаждений с преобладанием кедра в этой подзоне немного. К возрасту 200—250 лет они дают запас древесины до 600 м3/га и относятся к зеленомошной группе типов леса с преобладанием мелкотравно-кисличных типов [20, 23].
Подзона средней тайги. Поймы здесь имеют такое же строение, как и в подзоне южной тайги, но в среднем течении Оби и в устьях крупных ее притоков развиты со- ровые поймы, а высота местообитаний высокого экологического уровня составляет 5—8 м. Поймы сильнее заболочены. Аллювиофитные леса на высоких гривах приру- словья Оби представлены парковыми ивняками Salix alba, S. viminalis. В основном, это порослевые насаждения [5]. Тополевые леса в этой подзоне составлены только Populus nigra. По данным [24, 25] ивняки дают наибольшую фитомассу к 80 годам, и в зависимости от бонитета (I—III классы) их продуктивность изменяется от 340 до 160 м3/га. В пойме Средней Оби наиболее распространены крупнотравные ивняки (Phalaris arundinaceae, Calamagrostis langsdorffii, Naumburgia thyrsiflora, Carex acuta, Thalictrum flavum, Lysimachia vulgaris). Ивняки сменяются на хорошо дренируемых песчаных местообитаниях сосняками-брусничниками, а в понижениях — березняками и березово-пихтовыми насаждениями с хорошо развитым подлеском (Swida alba, Sorbus sibirica, Ribes nigrum, Lonicera pallasii) и напочвенным покровом из таежного мелкотравья и пойменных видов.
Заключительной стадией сукцессий являются пихтовокедровые и елово-пихтово-кедровые леса зеленомошной группы III—IV классов бонитета с запасом древесины до 300 м3/га. В восточном секторе подзоны по Ваху и его притокам обычны разновозрастные кедровые леса, в покрове которых доминирует таежное мелкотравье, голо- кучник трехраздельный и зеленые мхи. Возраст таких кедровых лесов составляет свыше 250 лет, запас древесины — 300—400 м3/га. Они формируются под пологом елово-пихтовых насаждений, которые распадаются в пойме к 150-летнему возрасту.
В пойме Оби преобладают ивово-березовые, березовые с незначительной примесью хвойных, реже осиновые леса. Сосново-кедровые или пихтово-кедровые леса с примесью березы формируются, в основном, на останцах надпойменной террасы. Они имеют редкий подлесок из Rosa acicularis u Sorbus sibirica, в напочвенном покрове таежное мелкотравье с Oxalis accetosella, плауны, брусника, княженика.
По Оби, а также в среднем и нижнем течении впадающих в нее рек, хорошо выражена «древняя» голоценовая терраса.
Подзона северной тайги. Пойма Оби здесь широкая, суглинистая и иловато-глинистая, проточно-островная, а в северной части — проточно-соровая, низкая. Основные площади занимают болотистые луга (Carex aguatilis, Агс- tophila fulva, Eguisetum fluviatile, Calamagrostis langsdorffii) и болота. Лесов мало и расположены они, в основном, на останцах надпойменной террасы. В активной зоне поймы обычны ивняки (Salix viminalis, S. hastata, S. lanata) и ивово-березовые леса. Заключительные стадии сукцессий лесного ряда представлены в южной части березово-еловыми с примесью кедра насаждениями IV класса бонитета, в покрове которых доминируют таежные кустарнички и зеленые мхи, а в северной части — разреженными низкопродуктивными лиственничниками с примесью ели и березы, в нижнем ярусе которых обычны Betula папа, гипоарктические кустарнички, зеленые мхи [5, 19, 26].
Пойменно-долинные леса в северной подзоне сосредоточены, в основном, в бассейне р.Таз. Эта крупная река течет в меридиональном направлении, пойма ее проходит все стадии развития, свойственные пойме Оби, а сумма эффективных температур в бассейне Таза изменяется от 1200 °С до 800 °С.
В верхнем течении Таза с сегментно-гривистой песчаной поймой заключительную стадию аллювиогенных сукцессий составляют елово-кедровые леса с пихтой мел- котравно-зеленомошные, III—IV классов бонитета с продуктивностью 200—300 м3/га. Число видов сосудистых растений в елово-кедровых лесах достигает 85.
В среднем течении Таза с проточно-островной поймой уменьшается площадь лесов, а заключительная стадия сукцессий представлена кедрово-еловыми насаждениями IV—V классов бонитета с продуктивностью до 150 м3/га, в нижних ярусах которых обычны Betula папа, Rosa acicularis, гипоарктические кустарнички, зеленые и сфагновые мхи. Число видов снижается до 56.
На широте 66°, где проходит северная граница тайги, пойма проточно-островная, низкая. Здесь водноосоковые и арктофилловые луга с ивами переходят на высоких участках поймы в ивово-березовые леса с незначительной примесью ели и лиственницы V класса бонитета с производительностью 50—100 м3/га. В покрове таких лесов около 30 видов сосудистых растений, среди которых преобладают гипоарктические виды и мхи. Еще севернее в пойме Таза, приобретающей проточно-соровый характер, изредка встречаются лиственнично-березовые редколесья с элементами лесотундровой и тундровой растительности.
Таким образом, с продвижением на север и развитием речных пойм наблюдается уменьшение площади лесов, смена их породного состава, снижение продуктивности и обеднение флоры.
Вместе с тем, в поймах правых притоков р.Таз (реки Худосей и Парусовая) на широте 65°30'—65°45‘ встречаются продуктивные лесные насаждения. Поймы этих рек высокие, сегментно-гривистые, песчаные. В активной их части на гривах произрастают елово-лиственничные ценозы с примесью березы III класса бонитета с запасом древесины 150—250 м3/га, хорошо развитым подлеском и напочвенным покровом, содержащим таежное высоко- травье — Aconitum septentrionale, Geranium albiflorum, Angelica sylvestris, Heracleum sibiricum, Delphinium elatius [17]. В гривистой супесчаной пойме р.Хадыта-
Яха, расположенной за полярным кругом на юге Ямала, описан разнотравно-злаковый лиственничник, имеющий запас древесины 193 м3/га в возрасте 100 лет [19]. В прирусловой пойме среднего течения Худосея нами описаны также экстразональные таежные высокотравные и разнотравно-бобовые луга, которые значительно богаче по видовому составу и продуктивнее лугов в поймах Таза, Пура и Оби на такой же широте. Водораздельные леса здесь чрезвычайно бедны по составу, представлены кедрово-елово-лиственничными редколесьями Va и V6 классов бонитета, с запасом древесины в 50—100 м3/га. Эти факты хорошо подтверждают отепляющий и дренирующий эффекты северных рек и их положительное воздействие на рост лесной растительности.
Источник: Ю.В. Титов. Биологические ресурсы и природопользование: Сборник научных трудов. Вып. 2. 1998
Еще по теме Состав, структура и производительностьпойменных лесов:
- Глава 9. СТРУКТУР А ПОПУЛЯЦИЙ (ПОЛОВОЙ И ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ)
- МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ СФАГНОВЫХ БОЛОТ:СОСТАВ И СТРУКТУРА СООБЩЕСТВ Ю. А. Мазей
- СОКРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ И БИОМАССЫ ЛЕСОВ
- МНОГООБРАЗИЕ ОСУШЕННЫХ ЛЕСОВ ЛАТВИИ
- Зона лесов лаврового типа
- ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ НА ПОЧВАХИЗБЫТОЧНОГО УВЛАЖНЕНИЯ
- Лесопользование и корчевание лесов
- СОДЕРЖАНИЕ РАДИОНУКЛИДОВ В РАСТЕНИЯХНИЖНИХ ЯРУСОВ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ
- КОРОТКОПЕРИОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ОТОРФОВАННОСТИЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ
- ТАКСАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБЫТОЧНО УВЛАЖНЕННЫХ ЛЕСОВ БЕЛАРУСИ
- ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХБИОТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВУГЛЕРОДНОГО ЦИКЛА БОЛОТ И ЛЕСОВ.
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯКАК ОСНОВА ОЦЕНОК БИОСФЕРНОЙ РОЛИ ЛЕСОВ И БОЛОТ[1] С. Э. Вомперский
- Развитие болот в подзоне осиново-берёзовых лесов (подтайге)
- ЗОНАЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ И ЛАНДШАФТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ КАРЕЛИИ
- Область зимне-зеленых лесов средиземноморского климата