<<
>>

ДВЕСТИ ЛЕТ БОЛОТНОЙ МЕЛИОРАЦИИБ. С. Маслов

 

Академик Россельхозакадемии, г. Москва

Приведены исторические сведения о первых работах по осушению болот для земледелия в России и издании первой книги по осушительной мелиорации ровно 200 лет назад, в 1810 году.

Осушительные работы и сооружение водосточных систем в России проводились еще при строительстве и благоустройстве городов (Боголюбово, В. Новгород, Киев, Ст. Ладога, Санкт-Петербург), начиная с XII века. Нередко они выполнялись и на болотах, например, при строительстве новой столицы Санкт-Петербурга, который «из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво» (А. С. Пушкин). Об этом много свидетельств археологов [6]. Оказавшиеся в зоне влияния водоотводных сооружений болотные земли использовались населением под огороды, и таким путем стихийно накапливался опыт по культуре болот.

По-видимому, одной из первых книг, повествующих о мелиорации болот для земледелия, была книга С. Волкова «Флоринова экономия», представляющая свободный перевод с немецкого одноименной книги с добавлениями переводчика. Первое её издание (1738 г.) было посвящено императрице Анне Иоанновне, пятое издание вышло в 1794 г. Автор пишет: «Болота и грязи... надо осушать, голландцы болотную и топкую землю сухою и плодоносную сделали», устраивая каналы и применяя водочерпальные машины (насосы), землю надо увлажнять в жару [2]. Способы осушения и увлажнения автор не рассматривает.

Интерес к осушению болот всячески поддерживался публикацией статей в «Трудах Вольного Экономического Общества» (ВЭО). Уже в 1766 г. барон Вульф советует «сенокосы на болотных местах. окапывать рвами (каналами)». Он в своем имении в Лифляндии прокопал 64 км каналов, благодаря чему лучше стали расти зерновые культуры и травы. В том же 1766 г. сообщает А. Олешев из Вологды: «Каналы, или рвы столько нам добра сделали».

В 1769 г. публикуется сообщение из Владимирской губернии: «болотистые места рвами окапывают.», а в Кашинском уезде (1774 г.) «болотистые места окапывают рвами. еще в редких случаях».

Корреспондент ВЭО, обращаясь к «искусным физикам и любопытным» в 1767 г. задает вопрос: «не откроют ли они чего в сокровенной натуре и не покажут ли легчайших при том способов, как сохранить поля наши от вреда», имея в виду удаление избытка воды и её восполнении в периоды засух на разных землях. Для изучения «нового земледелия» в 1765 г. по велению императрицы Екатерины II была послана в Англию первая группа молодых людей, в составе которой был А. А. Самборский, ставший потом известным протоиреем, законоучителем и духовником императора Александра I. Он опубликовал книгу «Описание практического аглинского земледелия» (1781 г.), в которой привел сведения об осушении болот «рвами (каналами) открытыми и закрытыми», применения агромелиоративных мероприятий. Его мнение твёрдо: «О пользе, происходящей от осушения земли, упоминать не надобно: ибо каждому известно, что, где излишне находится вода, там ни хлеба, ни трава родиться не могут» [7].

Профессор земледелия М. И. Афонин (1771 г.) рекомендовал для осушения болот проводить небольшие каналы и поперек их борозды с отводом воды в главный канал и реку [1].

Известный земледел М. Е. Ливанов, также некогда стажировавшийся в Англии, рекомендовал осушение болотистых земель подземными рвами (дренами или, точнее, закрытыми собирателями) глубиной до 75 см, проводимыми через 3,5-5 м, заполняемыми сырым хворостом, ветвями деревьев и соломою [5].

Профессор И. М. Комов, прошедший также стажировку в Кембридже, подробно описал способы осушения каналами и дренами, изготовленными из жердей, фашин, камня, выборочное бороздование [3].

В «Трудах ВЭО» в 1790 г. отмечается необходимость осушения под Петербургом 500 тысяч десятин (545 тыс. га). Автор-аноним обращает внимание на необходимость только «сколько востребуется для стечения излишних вод», чтобы при необходимости «можно было воды, снова задерживая, сберегать так, как лучшее богатство вновь устраиваемых почв».

Уже в то время думали об увлажнении болотных почв в периоды засух.

В 1771 г. в «Трудах ВЭО» опубликована статья Федота Владимировича Удолова «Еко- номические правила», удостоенная серебряной медали, в 1772 и 1773 гг. они были продолжены в статьях о скотоводстве и сельском домостроительстве. Главным вопросом было повышение продуктивности сенокосов. Он писал, что «с хороших сенокосов без удобрений можно получать 200-300 пудов (3,2-4,8 т) сена», а с плохих и 50 пудов с десятин не получишь. Впервые в литературе появились предложения по хозяйственному использованию различных болот, хотя до их типизации и классификации болотоведами еще было далеко. Слово торф еще только утверждалось в русском языке вместо слов тундра и турф. Тем интереснее взгляды опытного хозяйственника, которые читаются и воспринимаются с удовольствием. (Любопытно, что фамилия Удолов происходит от полузабытого слова удол, что означает низина. Бытовала в то время поговорка, олицетворяющая модное ныне адаптивно-ландшафтное земледелие «по удолам пажити, по кряжам пашни, их угорьям леса и сады»).

Приведем несколько рекомендаций Ф. В. Удолова по луговодству, мелиорации и освоению осушаемых земель:

«По косогорам в лощинах и между буераками при малых проточинах по положению мест... держится всегдашняя мокрота и сырость и составляет непроходимую топь. Хотя и называют такие покосы влажными, но они того звания не стоят: приличнее их называть болотом... Необходимо... по всему месту, где мокрота есть, по склонению вырыть небольшие каналы, один от другого сажени на четыре, к которому из тех ключ трафится ближе, в том и стремление будет большее, и сделает себе свободный путь. Часть каналов со временем можно заровнять».

«...При ручьях и в долинах самое то место дозволяет хорошие покосы иметь, однако есть и покрытые кочками места, на коих и травы мало бывает да и неспособно косить. Надлежит все кочки срезать» особой сохой из еловой копоры - наподобие кривой лопаты. Кочки сложить рядами, оставить на все лето и зиму, а весной изрубить топорами и железными лопатками, расчесать граблями и ямы заровнять, потом посеять трухою и торицею.

На каменистых лугах - выбрать камни и засеять трухою и торицею; если очень много камней - «засеять лесными семенами». Для замены сенокосов выбрать в лесу низкое мокрое место, покрытое не больше аршина мхом. «Место обсушить каналами, мох весь чисто собрать», лес, пенья и валежник подобрать, грунт сравнять, запахать, заборонить и засеять трухою.

«Все мокрые топкие и мхом покрытые земли безраздельно называются болотами, а в самой вещи они разного свойства». Из многих болот «пашню и покос неотменно сделать надобно: порядок и труды, как с ними поступить, уже известны: в том только надлежит иметь хороший разбор, чтоб не касаться до таких болот, которые сами собой приносят пользу. И те также бывают наполненные мхом, великими трясинами с лесною порослью, занимают не малую обширность и производят течения рек, затем в другое употребление их определить не можно, и к ним никакие труды не надобны».

Другие болота, топкие с редкой болотной травою и тростником, с торфом на сажень и больше, из них источников не бывает, а вырытые каналы быстро заплывают. Надо брать «болотную землю и класть на песчаные поля против навозу втрое», будет хороший хлеб родиться.

Болота, наполненные гнилым мхом до 5 аршин и больше (по краям их всегда непроходимая топь), надо использовать на топливо [9].

Статьи Ф. В. Удолова пропагандируют наряду с мелиорацией травосеяние, но так как семена трав никто в те времена не производил, рекомендует применять труху и торицу (сенные отсевки), удобрение лугов с использованием навоза, навозной жижи, а на минеральных почвах - торфа.

Первым крупным объектом осушения стало болото в Рябовой мызе, в 16 км от Петербурга по проекту и под руководством Е. И. Шретера, выполненное в 1777 году. Болото площадью 1360 га, низинное с мощной залежей торфа и с поступлением воды из родников со стороны холмов. Регулирующая осушительная сеть (в современном понимании) была представлена параллельными каналами, проведенными через 86 м, глубиной около 1,0 м и шириною поверху 1,4 м, которые были выведены в транспортирующие (боковые) собиратели глубиной 1,5 м и шириной поверху 2,2 м.

Последние в свою очередь выводили воду в магистральный (главный водоотводной) канал, по которому она сбрасывалась в реку Охту. Глубина этого канала составляла 1,4 м (до 3,0 м в местах пересечения минеральных бугров), заложение откосов 1:1, ширина до 4,3 м. После вспашки и боронования была посеяна рожь, на следующий (1779 г.) рожь и ячмень. Как писал Е. И. Шретер (1780), «хлебная жатва 1779 г. ...была изобильнейшая и богатейшая», убрали 300 крестьянских возов репы (картофеля еще в то время не было). Как отмечено, осушение облагородило ландшафт: открылся вид на хороший лес от господского дома, исчезли зловонные болотные испарения [10].

В 1791 г. ВЭО для пропаганды осушения земель с целью «поправления полей» (слово мелиорация еще отсутствовало) объявляет конкурс с выплатой премии в размере 10 рублей тому из крестьян, кто осушит 3 десятины болота. В 1803 г., с целью поощрения добычи торфа на топливо ради сбережения леса, объявляется новый конкурс: «кто добудет к 1 октября 1803 г. 50 куб. саженей (483 м3) торфа в окрестностях Санкт-Петербурга, тот будет награжден золотой медалью».

Заслуживает внимания переведенная с немецкого книга российского энциклопедиста Василия Алексеевича Левшина (вспомним слова А.С. Пушкина: «Вы школы Левшина сыны) «Ручная книга сельского хозяйства для всех сословий, содержащая в себе науку земледелия вообще и о хлебах» с примечаниями переводчика, в которой приведены материалы «по приведению полей в годность к земледелию., особенно же болотистых», «о водоотводных и других рвах», об орошении [4].

Вторым в России крупным проектом мелиорации было осушение в 1802 г. болота на Стрельнинской мызе под Петербургом в имении великого князя Константина Павловича в 8 км от Дворца (ныне его дворец используется как резиденция Президента РФ).

Осушение выполнено по проекту и под руководством Г. И. Энгельмана каналами, расположенными в виде систематической сети, образовавшими на болоте участки прямоугольной формы. Главные каналы имели глубину до 4,4 м, в них были выведены боковые каналы длиной 580 м и глубиной 0,9-1,5 м.

Для осушения низин применены фашинные дрены, уложенные в траншеи глубиной 1 м, шириной 0,75 м, покрытые мохом и дерном. Результаты осушения, как и в Рябовой мызе, были блестящие [11].

В те же годы начались работы по осушению заболоченных лесов. В 1805 г. помещик П. А. Пузыревский в Царскосельском уезде через болотный лес проложил дорогу с глубокими кюветами, которые вывел в реку Оредеж, в результате 218 га болот было осушено.

Первый опыт осушения болот для земледелия в Российской империи был обобщен в книге Григория Ивановича Энгельмана, бывшего в течение многих лет управителем деревень у Великого князя, в последующем состоял статским советником при Министерстве внутренних дел, занимаясь усовершенствованием сельского хозяйства.

Само название книги (длинное, свойственное тому времени) раскрывает её содержание: «Теоретическое и практическое руководство к осушению угодьев, или познание причин, рождающих в почве чрезмерную мокроту и производящих зыби, болота и топи; равно средств, чрез которые умножение оной пресекать и усилившуюся уже там воду отводить и делать такие угодья удобными к обрабатыванию», книга напечатана в 1810 г. по Высочайшему повелению.

Уже в первой главе книги, включающей 12 глав, рассмотрены причины чрезмерной мокроты, т.е. заболачивания почв, которые в последующие десятилетия получили название типов водного питания земель. Названы, говоря современным языком, атмосферный, грунтовый, грунтово-напорный и намывной типы водного питания (ТВП). Только склоновый тип не назван, он включен в атмосферный тип водного питания. Это было впервые в литературе, автором ТВП является Г. И. Энгельман. Интересны сформировавшиеся в то время взгляды на торф и болота, высказанные во второй и третьей главах. Автор книги впервые предложил закрытые собиратели (нередко в литературе их появление связывают неверно с А. Д. Брудастовым), в их числе: из каменной наброски, из каменных плит прямоугольного и треугольного поперечного сечения, из фашин и хвороста.

Ратуя за осушение болот, Г.И. Энгельман отмечает, что мокрые страны бывают холоднее других, лежащих с ними в одинаковом географическом климате. В отдельную главу выделены вопросы влияния осушения болот на климат, здоровье и сельское хозяйство. Впервые приведены, говоря современным языком, экологические наблюдения об уменьшении рыбности рек при их регулировании и сбросе болотных вод.

Таким образом, конец XVIII - первая декада XIX века положили начало осушительной мелиорации в России. Книгой Г. И. Энгельмана был подведен итог достижений в теории и практике мелиорации на начало XIX века. У её истоков стояли выдающиеся практики и ученые Ф. В. Удолов, Г. И. Энгельман, М. И. Афонин, И. М. Комов, В. А. Левшин,

М.              Е. Ливанов, А. А. Самборский.

Ровно через сто лет два известных мелиоратора Р. П. Спарро и А. Д. Дубах, отмечая юбилей этой книги, издали в 1912 г. свою книгу с тем же названием «Теоретическое и практическое руководство». Прошло еще сто лет, и ныне, отмечая 200-летний юбилей мелиорации болот, такой книги никто не подготовил, хотя по существу теоретические основы мелиорации, закрытого дренажа и осушительно-увлажнительных систем сформированы только в последней половине XX века. Видимо, еще не настало время в полной мере обобщения и анализа прошлого.

Литература Афонин М. И. Слово о пользе знаний, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве. - СПб.,1771. Волков С. Флоринова экономия. Изд. 5-е. - СПб., 1794. Комов И. М. О земледелии. - М., 1788. Левшин В. А. Ручная книга сельского хозяйства для всех сословий. Ч. 1. - М., 1802. Ливанов М. Е. О земледелии, скотоводстве и птицеводстве. - СПб., 1799. Маслов Б. С., Колганов А. В., Гусенков Е. П. История мелиорации в России. - М.: Росинфор- магротех, 2002, - Т.1. Самборский А. А. Описание практического аглинского земледелия. - М., 1781. Спарро Р. П., Дубах А. Д. Осушение болот открытыми канавами. Теоретическое и практическое руководство. - М., 1912. Удолов Ф. В. Економические правила // Тр. ВЭО, Ч. 17. - СПб., 1771. Шретер Е. И. Известие об учиненных работах в Рябовой при осушении болот // Тр. ВЭО,

Ч.              2-3. - СПб., 1780. Энгельман Г. И. Теоретическое и практическое руководство к осушению угодьев... - СПб., 1810.

TWO HUNDRED YEARS TO BOG LAND RECLAMATION S. Maslov

The history information are describing about the first works about drainage bogs for husbandry in Russia and publishing the first book about

УДК 631.4: 622.331: 631.6 (571.1)

<< | >>
Источник: Л. И. Инишева. Болота и биосфера : материалы VII Всероссийской с международным участием научной школы. 2010

Еще по теме ДВЕСТИ ЛЕТ БОЛОТНОЙ МЕЛИОРАЦИИБ. С. Маслов:

  1. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕСНОЙ И БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ  ЗА ПОСЛЕДНИЕ 9500 ЛЕТ СРЕДНЕТАЕЖНОЙ ЧАСТИПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ
  2. Лет насекомых на искусственный свет
  3. Зинджу I млн. 750 тыс. лет
  4. 5. СКОЛЬКО ЛЕТ ЗЕМЛЕ?
  5. 2. Распознавание лет свиней улучшенных пород
  6. Следам 3 млн. 600 тыс. лет
  7. Искусственные сосновые насаждения ввозрасте 40 лет
  8. Б. Зубная система полностью сформирована (от двух лет и старше)
  9. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О ЗУБАХ И РАСПОЗНАВАНИИ ЛЕТ ЦЕЛЬНОКОПЫТНЫХ
  10. Сто лет назад в США было более 9 миллионов лошадей...
  11. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  12. Матюшин Г. Н.. Три миллиона лет до нашей эры: Кн. для учащихся, 1986
  13. УСТОЙЧИВОСТЬ БОЛОТНЫХ СИСТЕМ
  14. РОД БОЛОТНЫЕ ОЛЕНИ GENUS BLASTOCERUS
  15. ГЕОХИМИЯ БОЛОТНЫХ ВОД
  16. Добровольский Г.В. (ред.). 200 лет агрономии и почвоведения в Московском университете (1770-1970), 1970
  17. Белокрыльник болотный