<<
>>

Роль внешней среды в формировании адаптаций

„Проблема адаптаций - проблема экологическая, притом основная, центральная. Экология в основном (но не исключительно!) изучает адаптации к среде обитания, но также и то, что получается при изменении среды или организма, то есть возникающие между ними противоречия.

Основной вопрос, проходящий через всю историю биологии со времени Ламарка и Дарвина, это вопрос о том, как возникают адаптации. Для эколога важно не то, где вид живет, а что виду необходимо, какие элементы среды, факторы для него необходимы. Лишь в этом случае наше знание даст нам возможность внедряться в природный комплекс, перестраивать последний” [Кашкаров, 1944].

Значение одних и тех же факторов среды не равнозначно для разных видов животных. Любой из них при соответствующих обстоятельствах может быть отрицателен для одних видов, индифферентен для других и благоприятен для третьих. Каждый вид существует в определенном диапазоне условий, причем чем он пластичнее, тем шире у него норма реакции, и наоборот, чем он стенобионтнее, тем уже его экологическая ниша.

Окружающая среда не бывает постоянной, изменяясь в значительных пределах не только в разные геологические эпохи, века и сезоны года, но и в течение одних суток. Реакции животных на эти изменения далеко не одинаковы. Длительные и сильные воздействия накладывают более глубокий отпечаток, вызывая серьезные перестройки в живых системах, тогда как небольшие, кратковременные изменения ассимилируются при помощи экологофизиологических механизмов. Кроме того, далеко не равнозначно действие разных факторов, среди которых одними из ведущих оказываются средообразующие, затем биотические, физические и антропогенные.

Среды жизни наложили существенный отпечаток на все стороны жизнедеятельности млекопитающих, определив пути их специализации в способах передвижения, использования территории, характере освоения кормов и т.

д. К воздушному образу жизни приспособилась небольшая группа зверей Западной Сибири - рукокрылые, которые представлены 8 (9,8 %) видами.

Типично водных зверей на рассматриваемой территории нет. Полуводные (амфибионты) представлены семью видами, причем один из них из отряда насекомоядных (обыкновенная кутора),

  1. - из отряда грызунов (речной бобр, ондатра, водяная крыса и полевка-экономка) и 2 - из отряда хищных (выдра и американская норка). От наземных их отличает умение не только хорошо плавать, но также более длительное время пребывать в воде, нырять и отыскивать корм, ориентироваться под водой. Чем совершеннее эти адаптации у зверей, тем сильнее они связаны с водной средой, без которой их существование уже не мыслимо. Это было показано Н. К. Верещагиным [1939] на примере грызунов в ряду водяная полевка - речной бобр.

Основная масса млекопитающих Западной Сибири представлена наземными формами, среди которых можно выделить ряд экологических групп: дендробионтов, облигатных и факультативных норников, обитателей листовой подстилки, мохового и травяного покровов, а также стоящих обособленно копытных, представленных четырьмя видами. Типичных дендробионтов не более

  1. видов (летяга, бурундук, белка обыкновенная, соболь и лесная куница). Это связано с тем, что леса таежного типа (в отличие от тропических и широколиственных) более разрежены и менее продуктивны.

Подземный образ жизни ведут на территории Западной Сибири алтайский цокор, обыкновенный и сибирский кроты. Большинство же млекопитающих, как было показано выше, используют подземные сооружения в качестве жилищ.

Сама привязанность к норам, которая так широко распространена среди некоторых хищников, насекомоядных и многих грызунов ограничивает свободу передвижений, приводит к формированию животных „норного” облика, часто очень медлительных и неуклюжих при передвижении их по поверхности земли. Сюда относятся (кроме уже названных цокора и кротов) суслики, сурки, барсуки, хори и др.

Обитая среди лесного высокотравья, бурундук для сбора семян хорошо лазает не только по деревьям и кустарникам, но и по травянистым растениям, таким, как борщевик, борец, володушка и другие, чему в немалой степени способствует небольшая масса зверька и толстые стебли трав. Обыкновенную белку, которая в 3-4 раза тяжелее бурундука, последние не выдерживают и она кормится на земле или на деревьях и кустарниках. Еще дальше специализация в этом плане наблюдается у мыши-малютки, которая в силу своих мелких размеров может взбираться на более тонкие растения, и на них же устраивает свои летние гнезда.

Своеобразный облик и адаптации приобрели землеройки, населяющие приземный ярус биоценозов - листовую подстилку,

моховой и травянистый покровы. Малые размеры тела, как отмечает А. А. Гуреев [1971], являются комплексным приспособлением к передвижению в естественных укрытиях, к питанию мелкими подвижными животными и к существованию в самых разнообразных условиях климата в состоянии круглогодичной активности при потреблении огромного количества корма по отношению к массе тела животного.

Зональность, возникшая вследствие неравномерного действия физических факторов (температуры и влаги), обусловила формирование своеобразных природных зон, каждая из которых, в свою очередь, оказывает на животных многообразное влияние. Так, в тундре (крайний северный предел для жизни большинства млекопитающих Западной Сибири) обитает небольшое количество видов - автохтонов (песец, лемминги, полевка Миддендорфа) и широко распространенных (волк, заяц-беляк, узкочерепная полевка, северный олень и др.), которые могут выдерживать, с одной стороны, суровое, экстремальное воздействие климата, а с другой - способны потреблять малокалорийные корма в виде мхов и кустарников или длительное время голодать.

В зоне тайги сложилась группировка лесных форм, которых роднят многие общие адаптации: умение лазать по деревьям, устраивать убежища в кронах, в дуплах и пустотах под корнями, использовать в пищу древесно-кустарниковую растительность, умение находить тот или иной тип леса в соответствии с ситуацией или сезоном года и т.

д. Наличие в этой зоне обширных интра- зональных биотопов - различного рода болот - ведет к становлению другого комплекса форм, хорошо переносящих повышенную увлажненность, способных поедать мхи и лишайники, а также свободно передвигаться среди густых зарослей растительности и по самим заболоченным пространствам.

Для степей характерно отсутствие или низкая численность насекомоядных и рукокрылых, существование наряду с травоядными млекопитающими (сусликами, сурками, пеструшками и полевками) специализированных семеноядов (хомячков и мышей), но всех их сближает норный образ жизни. Поэтому обитающие здесь хищники раскапывают норы своих жертв, обладая мощно развитыми когтями и мускулатурой передних конечностей. Так, у барсука когти на втором и третьем пальцах передней конечности достигают 25-26 мм длины и 5x3 мм толщины, у светлого хоря соответственно - 13—16 и 2x4 мм, у лисицы - 20—21 и 5x5 мм, у волка - 25-26 и 7x9 мм. Некоторые из них (ласка, горностай, солонгой) не раскапывают норы своих жертв, так как могут легко проникать в них благодаря своим мелким размерам.

<< | >>
Источник: Шубин Н. Г.. Экология млекопитающих юго-востока Западной Сибири / Шубин Н. Г. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,1991.-263 с.. 1991

Еще по теме Роль внешней среды в формировании адаптаций:

  1. 6.4. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННОГО ФЕНОТИПА ЧЕЛОВЕКА
  2. 6.1. ФЕНОТИП ОРГАНИЗМА. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕНОТИПА
  3. ДЕЗИНВАЗИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  4. ОСНОВНЫЕ АДАПТАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЗВЕРЕЙ
  5. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОБРЕНИЙ
  6. 10.3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ПОВЕДЕНИЕ И АДАПТАЦИЮ ЖИВОТНЫХ
  7. 9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности
  8. Влияние высотных факторов и принципы формирования искусственной газовой среды в кабине
  9. ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ: РОЛЬ АТМОСФЕРНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА
  10. Роль абиотических факторов среды.