5.5.5. Выбор стимулов по аналогии
Основу для изучения этого аспекта когнитивной деятельности животных заложили работы Д. Примэка (Gillan et al., 1981; Premack, 1983). Он рассматривал способность к построению аналогий как базовую характеристику индуктивного мышления человека и считал необходимым выяснить, есть ли зачатки этой когнитивной функции у животных. В опытах на шимпанзе Саре, обученной общению с человеком с помощью пластиковых жетонов (см. 2.9.2), использовалась не методика выбора по образцу, а другой способ сравнения. Ей предъявляли две пары стимулов, а она оценивала их с помощью специальных значков «одинаковый» или «разный» (Gillan et al., 1981). Сара делала это успешно не только при выяснении аналогий в соотношении элементов в парах геометрических фигур, но и при оценке предметов разного назначения, не имевших никакого внешнего сходства.
В одном из опытов (рис. 5.5А) ей показывали замок и ключ, рядом располагали банку с гуашью, между ними помещали хорошо знакомый Саре знак тождества, а для выбора предлагали консервный нож и кисть — предметы,
190
которыми она также умела пользоваться.
В этом случае она без колебаний выбрала консервный нож, потому что он выполнял функцию, аналогичную ключу — тоже «открывал» (банку). Однако, когда ей продемонстрировали лист бумаги и карандаш, предложив выбрать из тех же двух предметов «подходящий» для банки с гуашью, Сара столь же уверенно указала на кисть, которая по своим функциям в данном сочетании была аналогична карандашу. Рис.5.5. Выбор по аналогии(пояснения в тексте). Наряду с выявлением «функциональных» аналогий между предметами шимпанзе продемонстрировали также понимание отношений пропорций разнородных предметов. Например, они выбирали из нескольких возможных вариантов Ул яблока, как стимул, аналогичный стакану, на Ул наполненному водой.
Шимпанзе, а также макаки обладают способностью к выявлению аналогий; они используют отвлеченные представления о соотношении и функции предметов и составляющих стимулы компонентов. У других животных эта когнитивная функция пока не
исследована.
РЕЗЮМЕ
У животных разных видов, начиная с рептилий, обнаружена способность к операциям обобщения и абстрагирования, которая используется в анализе и обработке признаков разного характера и модальностей. Диапазон уровней обобщения и абстрагирования у разных животных также достаточно широк. Существовало две точки зрения по вопросу о том, какие уровни обобщения доступны животным.
* «Допонятийный» уровень обобщения: животные (включая человекообразных обезьян) способны только к абстракции in concrete, т.е. «выделению признака в наглядно представленных конкретных объектах» (Протопопов, 1950;
Ладыгина-Коте, 1963). Истинная абстракция животным не доступна, поскольку они «не способны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированию в образы» (Фабри, 1976).
• «Довербальные понятия»: согласно альтернативной точке зрения (Yerkes, 1943; Koehler, 1956), не только шимпанзе, но и ряд других позвоночных способны к высоким степеням обобщения и даже зачаткам «символического мышления человека».
191
Вторая точка зрения получает все новые подтверждения в современных исследованиях. Способность к высшим степеням абстрагирования свойственна не только человекообразным обезьянам, но и представителям других отрядов млекопитающих (дельфины), а также некоторым видам птиц (вра-новые, попугаи). Этот факт подтверждается данными о способности этих животных и к решению ряда элементарных логических задач.
1. Чем различаются применяемые при исследовании процесса обобщения методические приемы и режимы обучения и тестирования?
2. Какие уровни обобщения и абстрагирования доступны животным и как они выражены у представителей разных групп позвоночных?
3. Что такое довербальное понятие и с какими другими когнитивными функциями оно связано?
4. Какие характеристики среды могут оценивать и обобщать животные?
5. Чем отличается способность к обобщению у человекообразных и низших узконосых обезьян?
Еще по теме 5.5.5. Выбор стимулов по аналогии:
- 4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»
- 3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов
- 3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов
- 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
- 5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия
- Выбор саженцев
- Выбор сортов шусты
- ВЫБОР УЧАСТКА И'ПРЕДШЕСТВЕННИК
- Выбор сортов томатов
- Выбор сортов лука
- Выбор биологически устойчивых и высокопродуктивных сочетаний древесных растений
- ВЫБОР УЧАСТКА И ПРЕДШЕСТВЕННИК
- Выбор сортов картофеля
- Выбор сортов огурцов
- Выбор мест с подходящими условиями
- Выбор сортов других культур
- Выбор участка для зимнего хранения маточных корнеплодов
- 8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО