<<
>>

3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов

Интерес к этой форме когнитивной деятельности животных возник в связи с обучением обезьян языкам-посредникам, при котором выяснилось, что шимпанзе могут составлять «фразы» из нескольких «слов»-жестов и понимать смысл обращенных к ним «высказываний» (см.
гл. 6). Г. Террес (Terrace et al., 1977), один из авторов этих ранних работ, проанализировал структуру таких фраз и высказал гипотезу, что в основе подобного поведения лежит не истинное понимание правильного порядка слов в английском предложении, а более простая и, вероятно, более универсальная для животных способность запоминать длинные ряды («списки») стимулов.

Процесс запоминания цепей стимулов путем их разделения на подгруппы называется «делением на куски» («chunking»). Террес подробно исследовал этот процесс на голубях и показал, что в основе такого запоминания лежит не фиксация некоей последовательности стимулов и ответов, как это предполагалось бы с позиций бихевиоризма и теории условных рефлексов (цепи УР). Эксперименты показали, что здесь происходит формирование иерархически организованных внутренних представлений о структуре такой последовательности, т.е. проявляется способность мысленно проанализировать ряд стимулов и запомнить их, разбивая такой ряд на отрезки, подобно тому, как человек запоминает номера телефонов группами по 3 цифры (Terrace, 1991; Terrace, Chien, 1991a, b).

в Исследования Терреса позволяют понять, каким образом живот-| ные обрабатывают информацию о совокупностях, или цепях вос-в принимаемых стимулов, чтобы выполнить в ответ серию действий.

Предполагают, что внутренняя организация таких представлений осуществляется сходным образом у животных разного уровня организации. У голубей подобное обучение протекает так же, как у высших приматов, однако скорость обучения у них гораздо ниже, а последовательности, которые они в состоянии запомнить, менее сложные (D'Amato, Colombo, 1988).

<< | >>
Источник: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с.. 2002

Еще по теме 3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов:

  1. 3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов
  2. 5.5.5. Выбор стимулов по аналогии
  3. Метод последовательного учета
  4. 3.4.2.3. Изменения нуклеотидных последовательностей ДНК. Генные мутации
  5. 4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»
  6. 3.4.2.2. Механизмы сохранения нуклеогидной последовательности ДНК. Химическая стабильность. Репликация. Репарация
  7. 1. Последовательное видоизменение ряда зубов некоторых млекопитающих в третичную и четверичную эпохи
  8. 5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия
  9. 5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования
  10. 3.3.3. формирование «систем» дифференцировочных условных рефлексов
  11. 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
  12. 5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах на перенос
  13. 5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство» и «соответствие»