<<
>>

6.3. Обучение животных языкам-посредникам

Второй важнейший способ изучения способности животных к символизации — попытка обучать их искусственным языкам, в той или иной степени обладающим свойствами человеческой речи. История этого направления в изучении высших когнитивных функций животных была описана в разделе 2.9.2.
Оно сыграло и продолжает играть ведущую роль в оценке уровня развития когнитивных процессов — способности к образованию довербальных понятий и использованию символов вместо реальных предметов и явлений.

Исследование поведения животных в процессе обучения языкам-посредникам (как проявления наиболее сложных когнитивных и коммуникативных функций) важно для понимания эволюции поведения. Оно показало, что человекообразные обезьяны, а также дельфины и попугаи могут усваивать языки-посредники, базируясь на высших когнитивных процессах — обобщении, абстрагировании и формировании довербальных понятий, способности к которым были у них выявлены в традиционных лабораторных экспериментах. Эти работы позволяют оценить, какие элементы коммуникативных процессов у животных и в какой степени предшествовали появлению речи человека (подробнее см.: Резникова, 1998; 2000; Зорина и др., 1999).

<< | >>
Источник: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с.. 2002

Еще по теме 6.3. Обучение животных языкам-посредникам:

  1. 6.5. Обучение языкам-посредникам других животных
  2. 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
  3. 2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка
  4. 6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?
  5. 6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?
  6. 3.4.7. Инсайт-обучение
  7. 3.4.2. Латентное обучение
  8. Опосредованное обучение
  9. 3.4.3.1. Обучение в радиальном лабиринте
  10. 3.3.2. формирование «установки на обучение»
  11. Опосредованное обучение в семейных группах
  12. Обучение
  13. 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
  14. Групповое обучение в несемейных группах