Требования к подготовке урока биологии


При попытке дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?» многие учителя и ученые пытаются сформулировать некий свод требований. Это


Образовательные задачи темы: а) установить особенности внешнего строения рыб в связи с их средой обитания; б) выяснить особенности строения скелета и систем внутренних органов рыб в связи с их функциями; в) узнать особенности поведения рыб; г) сформулировать общую характеристику класса; д) определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны рыб. Развивающие задачи темы: а) научиться узнавать изученных рыб; б) распознавать органы и системы органов рыб на препаратах, таблицах и рисунках; в) уметь сравнивать особенности строения рыб и ланцетников, делать вывод об их родстве; г) научиться проводить наблюдения за поведением аквариумных рыб; д) соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов; е) уметь работать с учебником. Воспитательные задачи темы: а) показать влияние окружающей среды и функционирования органов рыб на их строение, раскрыть относительный характер имеющихся приспособлений; б) на примерах рефлексов и инстинктов рыб раскрыть материальную основу их поведения; в) доказать естественное происхождение рыб; г) познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; д) показать влияние человека на численность рыб, выяснить значение выполнения Закона об охране и использовании животного мира для сохранения и увеличения рыбных богатств.

Номер н тема урока

Ученики должны знать и уметь

Учебно-воспитательные задачи урока

Тип и вид урока

Повторение и межпредметны связи

1. Среда обитания и внешнее строение речного окуня

Знать: особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания
Уметь: распознавать отделы тела рыб, выявлять их приспособленность к выполнению функций

1а, 26, е, За

«Эталонный» урок с преобладанием практических методов

Покровительственная окраска насекомых Сила трения

2. Скелет и мускулатура рыб

Знать: особенности строения скелета и мускулатуры рыб в связи с их функциями

16, 26, в, е, За ?

Синтетический урок с преобладанием наглядных методов

Хорда и мышцы ланцетника

Внутренние органы ланцетника Диффузия в жидкостях
Давление в жидкостях

Номер и тема урока

Ученики должны знать и уметь

Учебно-воспитатель* ныв задачи урока

Тнп п внд урока

Повторение и межпредметные связи

6. ;Мн госбразне рыб

Знать: особенности внесшего с-ро:ния и поведения рыб разных отрядов, общую характеристику класса
Уметь: объяснять взаимосвязи рыб со средой обитания, узнавать основных изученных рыб

1г, 2а, в, е, За, в

Поэлементный урок с преобладанием словесных методов

Элементарные понятия о систематических категориях Ресурсы морей

7. Хозяйственное значение В охрана рыб

Зиять: значение рыб в природе и жизни человека, основные меры по их охране Уметь: соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов

1Д, 2д, е, Зг.
д

Традиционный урок с преобладанием словесных методов

Проблемы рационального использования ресурсов морей





Литература для дополнительного чтения
Акимушкин И. И. Л1нр животных.—М., 1974,— Кн. 4. —320 с.
Дарафзеу А. М.. Ь онюшка В. С., ЛяшкоА. А Рыбы, земнгвс^ныя падуны. - Mi нс, , 1981. — 159 с.
Кни а для чтения по зоологии /Сamp; т. С. А. Молмс. — М., 1916. — 9М с.
Махл; i М. Д. Под охраной «голубых патрулей». — М-, 198.1. — ’.28 с.
Сабунгев В. Зани: дельная ихтиология. —Л., 1967.— 248 o'!
Хрэс'-Чйтыя па зэалогы /Склад. В. С.
MiliCK, 1974. — 192 с.

Внеурочные и внеклассные работы по теме; Постановка опытов в уголке живой природы:
а)              роль разных плавников при пер .движении;
б)              изменение окраски рыб под цвет гргнта;
в)              влияние атмосферного давления на поведение рыб;
г)              выработка условны:: рефлексов у рыб С накомление с пргвилами рыбной ловли 3 Органнгация работы «голубого патруля»



свидетельствует об отсутствии объективного критерия, положенного в основу перечня требований. Таким критерием могут быть принципы обучения и вытекающие из них правила. «В движении к цели люди обычно руководствуются правилами. Дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса и урока. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку или учебному процессу в целом» [36]. Следовательно, если необходимо установить требования к современному уроку, нужно прежде всего обратиться к принципам обучения.
Новые задачи, которые общество в условиях совершенствования социализма ставит перед школой, обусловливают появление новых принципов обучения или изменение трактовки старых. Так, в 60-е годы Л. В. Занков предложил новые трактовки принципов научности и доступности[37]. Если раньше доступность учебного материала ставилась в зависимость от возрастных особенностей учащихся, то сейчас принято считать, что она изменяется в зависимости от того, как поставлено обучение.
Новая трактовка принципа научности ориентирует на усвоение конкретного преимущественно через обобщенные, теоретические знания. Дальнейшая разработка этого подхода нашла отражение в формулировании принципа системности знаний. Он предполагает, что ученик наряду с предметными знаниями знакомится и со структурными элементами теории и связями между ними (знаниями о знаниях) [38].
С разработкой теории проблемного обучения было введено понятие о различных уровнях активности учащихся от репродуктивного до творческого. Это послужило причиной переосмысления принципа активности и сознательности обучения.
Ю. К. Бабанский, в связи с разработкой теории оптимизации, предложил ряд новых принципов: оптимального сочетания методов, приемов и форм обучения, стимулирования положительного отношения к нему, создания для него оптимальных условийзэ.
Таким образом, для правильного понимания требований к современному уроку нужно знать не только перечень действующих принципов обучения, но и то, какой смысл вкладывается в каждый из них.
Все требования удобно сгруппировать вокруг основных компонентов урока: цели, содержания, методов и средств, организации. Одна часть требований является общедидактической и присуща большинству уроков разных предметов, другая — связана со спецификой биологического содержания и носит методический характер. Ниже приведены обе группы требований в обобщенном виде. Более подробно они раскрываются в соответствующих частях данного пособия.
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Требования к подготовке урока биологии:

  1. ГИГИЕНИЧЕ СКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ НАВОЗОУДАЛЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАВОЗА И ПОМЕТА
  2. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень, 2013
  3. ПРЕДПОСЕВНАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЯН
  4. Подготовка семян к посеву
  5. ПОДГОТОВКА ПЧЕЛ К ЗИМОВКЕ
  6. Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя, 1988
  7. Подготовка кадров высшей квалификации.
  8. Педагогическая работа и подготовка кадров.
  9. Подготовки почвы к игрохимическому анализу
  10. Подготовка почвы
  11. Подготовке! почвы для выращивания рассады