Организация повторения
Повторение может осуществляться на каждом уроке и на специально выделенных для этой цели. Систематическое повторение на каждом уроке охватывает, как правило, небольшой по объему учебный материал и называется текущим.
Существуют два подхода к организации текущего повторения учебного материала. В одних случаях учителя, особенно во втором полугодии, из урока в урок параллельно с изучением нового материала повторяют все параграфы учебника, начиная с первого. При этом
абсолютно не учитывается содержание повторяемого материала и его связь с новым. Такое механическое, формальное повторение не только бесполезно, но и приносит определенный вред. Для выяснения вопросов, не связанных с темой урока, нужно отвести специальное время. Проверка знаний затягивается. Нарушается логика урока. Внимание учащихся распыляется и не подчинено выяснению главного. Изучение нового материала из-за недостатка времени ограничивается первичным ознакомлением. Основная тяжесть по усвоению знаний переносится на домашнюю работу, делая ее трудновыполнимой. Нарушается основное требование— материал должен быть усвоен на уроке. Да и само повторение вопросов, не связанных с темой урока, не оставляет заметного следа в памяти учащихся.
Второй подход к повторению базируется на установлении логических связей между повторяемым и вновь изучаемым материалом. Повторяемый подчиняют новому, он помогает его усвоению. Новый в свою очередь способствует расширению и углублению ранее изученного. При такой организации повторения устанавливается органическая связь нового материала со старым. Так, например, внутреннее строение пресмыкающихся следует повторять в соответствующих местах тем «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие». Такой порядок повторения не вполне совпадает с расположением параграфов в учебнике, но соответствует логике развития биологических понятий.
В программе по биологии даны указания по межпредметным связям. Это сделано для того, чтобы помочь учителю определить, какие знания учащихся по другим предметам он может использовать при изучении данной темы. В программах назван материал, который ученики уже знают. Эти указания обязательны для выполнения, однако их реализация встречает определенные трудности. Во-первых, чтобы оценить правильность ответов учащихся, учитель затрачивает до- полнителыюе время на ознакомление с программами и учебниками по другим предметам. Но эти затраты многократно окупаются тем, что межпредметные связи значительно увеличивают эффективность обучения биологии, интерес к предмету. Во-вторых, необходимо устанавливать контакты с учптелями-предметниками своей школы и определенным образом воздействовать на них. При плохом преподавании смежных предметов очень трудно добиться высокого качества знаний. Как и во всякой педагогической работе, при установлении межпредметных связей нужна инициатива и творческий подход учителя.
Основная задача учителя при осуществлении межпредметных связей заключается в том, чтобы, затратив на повторение немного времени, помочь всестороннему усвоению материала.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что осуществление внутрипредметных и межпредметных связей имеет смысл только тогда, когда они ciio- собствуют работе по формированию биологических понятий.
Отобранный для логического повторения материал включается в соответствующую графу тематического плана.
Еще по теме Организация повторения:
- ПОВТОРЕНИЕ ПУТИ
- Международные фе-линологические организации
- Организация биосферы
- 13.1. ЭВОЛЮЦИЯ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ 13.1.1. Уровень организации
- 2.2. ТИПЫ КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 3.5.5. Биологическое значение хромосомного уровня организации наследственного материала
- 1.7. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ
- 2.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ НА УЧАСТКЕ
- Организация семьи