Организация повторения

  Повторение — необходимая составная часть процесса обучения, ибо большинство учащихся усваивает материал не сразу, а после его неоднократного воспроизведения. Правильная организация его способствует углублению, закреплению и совершенствованию знаний.

Повторение может осуществляться на каждом уроке и на специально выделенных для этой цели. Систематическое повторение на каждом уроке охватывает, как правило, небольшой по объему учебный материал и называется текущим.
Существуют два подхода к организации текущего повторения учебного материала. В одних случаях учителя, особенно во втором полугодии, из урока в урок параллельно с изучением нового материала повторяют все параграфы учебника, начиная с первого. При этом

абсолютно не учитывается содержание повторяемого материала и его связь с новым. Такое механическое, формальное повторение не только бесполезно, но и приносит определенный вред. Для выяснения вопросов, не связанных с темой урока, нужно отвести специальное время. Проверка знаний затягивается. Нарушается логика урока. Внимание учащихся распыляется и не подчинено выяснению главного. Изучение нового материала из-за недостатка времени ограничивается первичным ознакомлением. Основная тяжесть по усвоению знаний переносится на домашнюю работу, делая ее трудновыполнимой. Нарушается основное требование— материал должен быть усвоен на уроке. Да и само повторение вопросов, не связанных с темой урока, не оставляет заметного следа в памяти учащихся.
Второй подход к повторению базируется на установлении логических связей между повторяемым и вновь изучаемым материалом. Повторяемый подчиняют новому, он помогает его усвоению. Новый в свою очередь способствует расширению и углублению ранее изученного. При такой организации повторения устанавливается органическая связь нового материала со старым. Так, например, внутреннее строение пресмыкающихся следует повторять в соответствующих местах тем «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие». Такой порядок повторения не вполне совпадает с расположением параграфов в учебнике, но соответствует логике развития биологических понятий.
Устанавливая связи между изучаемыми понятиями, мы способствуем не только выделению главного и лучшему усвоению материала, но и формированию мировоззрения учащихся. Таким образом, логическое повторение — это высшая его форма. Оно может охватывать материал биологических курсов (внутрипредметные связи) и смежных предметов (межпредметные связи).
В программе по биологии даны указания по межпредметным связям. Это сделано для того, чтобы помочь учителю определить, какие знания учащихся по другим предметам он может использовать при изучении данной темы. В программах назван материал, который ученики уже знают. Эти указания обязательны для выполнения, однако их реализация встречает определенные трудности. Во-первых, чтобы оценить правильность ответов учащихся, учитель затрачивает до- полнителыюе время на ознакомление с программами и учебниками по другим предметам. Но эти затраты многократно окупаются тем, что межпредметные связи значительно увеличивают эффективность обучения биологии, интерес к предмету. Во-вторых, необходимо устанавливать контакты с учптелями-предметниками своей школы и определенным образом воздействовать на них. При плохом преподавании смежных предметов очень трудно добиться высокого качества знаний. Как и во всякой педагогической работе, при установлении межпредметных связей нужна инициатива и творческий подход учителя.
Основная задача учителя при осуществлении межпредметных связей заключается в том, чтобы, затратив на повторение немного времени, помочь всестороннему усвоению материала.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что осуществление внутрипредметных и межпредметных связей имеет смысл только тогда, когда они ciio- собствуют работе по формированию биологических понятий.
Отобранный для логического повторения материал включается в соответствующую графу тематического плана.
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Организация повторения:

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПУТИ
  2. Международные фе-линологические организации
  3. Организация биосферы
  4. 13.1. ЭВОЛЮЦИЯ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ 13.1.1. Уровень организации
  5. 2.2. ТИПЫ КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. 3.5.5. Биологическое значение хромосомного уровня организации наследственного материала
  7. 1.7. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
  8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ
  9. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ
  10. 2.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
  11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ НА УЧАСТКЕ
  12. Организация семьи