1-5 Пифагорейцы, Гераклит и Эмпедокл


В начале -V века в Южной Италии, в философской школе Пифагора, развивались все формы тогдашнего знания, причем пифагорейцы хранили свои достижения в глубокой тайне, так что даже автора знаменитой “теоре
мы Пифагора” мы на самом деле не знаем.

В работах школы пифагорейцев участвовали женщины, в остальной Элладе уже изгнанные из общественной жизни (прежде роль женщин была и в Греции весьма заметна, что видно из мифов). Участие женщин и внимание к ним заметно влияло на философию пифагорейцев. Наоборот, полное невнимание к ним в остальной Элладе во многом определило ущербный характер греческой биологии, что мы увидим.
Пифагор претендовал на всеведение, за что его ненавидел его младший современник Гераклит. Вопреки Пифагору, видевшему мир как неподвижную гармонию, Гераклит во всем видел движение и потому иногда считается [Лункевич] как бы эволюционистом. В основе мира он видел огонь, под которым понимал сразу и жгущее, и творческое начало, но ничего эволюционного у него нет. Организующим принципом был для него логос, т.е. закономерность (и этим он близок ко второму ряду), а движущим - полемос (вражда, война, спор, склока):
«Должно знать, что полемос общепринят, что он справедлив и что всё возникает через вражду и заимообразно (в ущерб кому-то)» [Лебедев, с. 201].
Этим Гераклит проводил параллель естественных знаний с общественными, и мы вернемся к данной теме в начале части 2.
Среди ранних пифагорейцев известен врач Алкмеон, которому принадлежит первый подход к проблеме наследственности. Он первым из греков догадался, что человек мыслит не сердцем, а головным мозгом. По его мнению, сперма образуется в головном мозге как самом главном органе и по сосудам (очень мало тогда изученным) попадает в половой орган. При зачатии «воспроизводится пол того из родителей, от кого истекло больше семени». Мысль для нас нелепа, но она впервые утверждала равное участие женщины в наследовании свойств организма[4], от нее берет начало идея комбинирования наследственных свойств.

Эту идею блестяще развил сицилийский врач и чародей, поэт и натурфилософ Эмпедокл, писавший в середине -V века. Он развивал учение Ал- кмеона: «Во время соития часть сердца, очень маленькая и невосприни- маемая чувствами, исходит от мужчины и часть - от женщины; так и со всеми частями тела». И провозглашал:
Ho и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
Есть лишь смешенье одно с различеньем того, что смешалось.
Что и зовут неразумно рождением темные люди.

Значит, Эмпедокл додумался до той мысли, что материя неуничтожима и что видимые появления и исчезновения тел являются всего лишь изменениями комбинаций одних и тех же частиц (следующее поколение мыслителей назвало их атомами). Ho почему их смешение приводит не к бестолковой мешанине, а к той природе, где есть столь многое, в том числе и люди? Потому, учил Эмпедокл, что подходящее соединяется мировой Любовью (как у Гесиода). В разные эпохи соотношение любви и ненависти различно, и в наше (эмпедоклово) время доля любви убывает, но еще превышает долю ненависти. Именно силой любви складывались в целое те первые организмы, которые были порождены землей.
По Эмпедоклу, «Сначала из как бы беременной земли там и сям родились отдельные члены, затем они срослись и образовали естество цельного человека»,
Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
А вот другое место: «По словам Эмпедокла, люди родились из земли, как лебеда». То есть в земле, словно в матке, могут вырастать части тела. Это уже шаг назад от Апкмеона. Похоже на Анаксимандра, однако у Эмпедокла нет анаксимандровой идеи преобразования одного типа организма в другой. Человек произошел, по Эмпедоклу, путем комбинирования частей, но не от другого животного, а прямо из земли. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 1-5 Пифагорейцы, Гераклит и Эмпедокл:

  1. 1-8. Рождение идеи предначертанной эволюции
  2. ТЕОРИИ О ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ
  3. Этот таинственный свет
  4. 8-7* Блочность эволюции против симбиогенеза
  5. 1-6. От софистов до Аристотеля
  6. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  7. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  8. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  9. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  10. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  11. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  12. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  13. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  14. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  15. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
  16. Но могло быть и иначе.
  17. Волки жили стаями...