<<
>>

Простейшие — строители горных пород.

Опустевшие известковые раковинки морских корненожек, постоянно, день за днем, тысячелетие за тысячелетием опускаясь на дно, образуют там слой вязкого беловатого ила. Так происходит теперь, так происходило и в прошлые геологические эры.

Из подобного пла, отложившегося на дне морей в прошлые геологические периоды, впоследствии образовались мощные слои некоторых известковых горных пород.

Так, например, по берегам Волги целые толщи известняков оказываются состоящими из скоплений раковинок вымерших корненожек фузулин, тех самых, которых ошибочно принимают за окаменелые хлебные зерна. Известняки в Крымских горах, дающие там хороший строительный материал, заключают в себе скопление раковин гигантских корненожек нуммулитов. Обыкновенный мел сплошь состоит из микроскопически мелких раковинок морских корненожек (рис. 42) и в некоторых районах нашей страны залегает мощными пластами. Так, город Белгород получил свое название оттого, что там по обрывистым берегам и оврагам повсюду выступают обнажения сплошных белых толщ мела, отложившихся в конце средней эры.

Для того чтобы приготовить из мела микроскопический препарат и увидеть составляющие его раковинки, его не следует скоблить ножом: частицы мела нужно очень осторожно отмучивать при помощи кисти или при помощи потряхивания небольших кусочков в пробирке с водой. Мел необходимо взять такой, какой

не подвергали обжиганию иди другой переработке, то есть кусок натуральной горной породы.

В народном хозяйстве известняки и мел разрабатываются как полезные ископаемые. В прпроде же эти горнще прроды служат тем источником, из которого ныне живущие организмы получают материал для образования в своем теле твердых скелетных частей: раковин, панцирей, костей. В воде, которая просачивается через цочву, всегда есть в растворе углекислый газ, и, когда такая вода проходит через толщи известняков или мела, она доне- многу переводит углекислый кальций в двууглекислую соль и выносит ее в реки, озера и моря.

Там этот материал усваивается современными животными организмами и идет у них на образование твердых скелетных частей.

Так происходит в природе круговорот извести, и в этом процессе наряду с другими животными, обладающими известковым скелетом, принимают видное участие и различные формы простейших.

Простейшие — возбудители болезней. Многие простейшие ведут паразитический образ жизни и, поселяясь в теле животных и человека, оказываются возбудителями тяжелых и опасных заболеваний.

Таковы все формы, составляющие класс споровиков. Сюда относятся уже знакомые нам малярийные плазмодии — возбудители перемежающихся лихорадок; виды кокцидий — возбудители тяжелых заболеваний многих домашних животных; различные формы, вызывающие «кровавую мочу» у лошадей, пебрину у гусениц шелкопрядов, «пчелиный понос», опухоли на теле рыб.

Много опасных паразитических впдов имеется также среди класса жгутиковых. Таковы различные виды трипаносом, паразитирующие в крови человека и млекопитающих животных, причем переносчиками болезней оказываются различные кровососущие насекомые.

Путешественники, исследовавшпе в прошлом столетии внутренние области Африки, сообщали, что там водится ядовитая муха це-це, от укусов которой гибнут лошади п рогатый скот; укусы другой очень похожей африканской мухи вызывают у людей так называемую «сонную болезнь», ведущую к полному истощению и смерти. Таким образом, распространение кровососущих мух создало почти непреодолимое препятствие для освоения этпх богатых по своей природе областей: в однцх местностях люди гибли от «СОН- ЦОЙ болезни»; в другой нельзя было держать ни лошадей, ни свинец, ни овец, ни крупного рогатого скота, то есть никаких домашних животных, кроме коз и ослов, у которых укусы мух не вызывали заболеваний.

Позднее было выяснено, что мухи це-це сами по себе не ядовиты, но своими укусами переносят трипаносом — возбудителей этих заболеваний.

Другие виды трипаносом вызывают болезни пендинку («восточную язву») и лейшманиоз, или кала-азар, распространенные среди населения Средней Азии; переносчиками заболеваний и здесь оказались кровососущие насекомые, а именно москиты *.

В настоящее время болезни, вызываемые трипаносомами, излечиваются путем впрыскивания в кровь особого препарата (германина), убивающего трипаносом.

Есть возбудители болезней и среди корненожек; сюда относится дизентерийная амеба, живущая в стенках кцшечника и вызывающая одну из форм дизентерии, пли кровавого поноса. Попадают эти паразиты в кишечник человека в виде цист вместе с пищей или сырой водой.

Общий ход развития типа простейших

Как уже говорилось, все современные простейшие — это измененные потомки древних одноклеточных форм. Однако у одной группы простейших эти изменения оказываются более значительными, чем у других, у которых полнее сохранился более древний тип строения.

Самой древней группой среди простейших зоологи считают класс жгутиковых, так как именно среди этих форм стирается резкая грань между животным и растительным миром (вспомним эвглену и хламидомонаду). Можно представить себе, что от древнейших одноклеточных организмов, близких к современным зеленым водорослям, произошли и настоящие одноклеточные водоросли и жгутиковые простейшие.

К классу жгутиковых, относят теперь и опалин, о которых уже была речь выше (см. стр. 37). В отличие от инфузорий клеточные ядра у опалин не дифференцированы на большие и малые, конъюгации у опалин не бывает и размножение идет у них по типу, свойственному жгутиковым. Что же касается ресничек, то их можно считать видоизменением жгутиков.

Класс корненожек, несмотря на видимую простоту строения некоторых форм (например, амеб), представляет собой уже более изменившуюся группу, происходящую также от древних жгутиковых. У многих корненожек молодые клетки бывают первое время снабжены жгутиками, то есть временно возвращаются к тому типу строения, который был постоянным для их предков. Изменение строения у корненожек по сравнению со жгутиковыми состоит в появлении выростов протоплазмы, не прикрытых никакой оболочкой, а это сделало организм более приспособленным для захватывания пищи в виде целых кусочков, то есть так, как питается огромное большинство животных.

И само собой ясно, что такие существа не могли быть самыми первичными организмами: ко времени их появления в природе уже должны были существовать какие-то другие организмы, которые могли служить для них добычей.

Класс споровиков — группа, целиком приспособленная к паразитическому образу жизни. Конечно, такая группа могла развиться от древних простейших только тогда, когда в природе у^е появились те многоклеточные животные организмы, в теле которых могли поселиться предки современных споровиков.

Для класса споровиков характерно множественное деление (шизогония) — такая форма размножения, при которой особь делится не надвое, а сразу распадается на большое количество дочерних клеток. Как мы увидим из дальнейших глав, подобное же интенсивное размножение (хотя в иной форме — в виде огромной яйцевой продукции) свойственно и многоклеточным паразитам (например, паразитическим червям) и является важным приспособлением к условиям паразитического существования.

Класс инфузорий — высшая группа среди простейших — содержит организмы, у которых строение единственной клетки, составляющей их тело, Достигает наибольшей сложности. Считают, что инфузории ведут свое начало от одной из древних групп жгутиковых.

В свете новейших исследований обширная группа «простейших» животных оказывается настолько многообразной в деталях своего одноклеточного строения, настолько неоднородной по степени сложности своей организации, что некоторые зоологи склонны рассматривать ее уже не в качестве одного из типов животного мира, равноценного типу кишечнополостных, типу губок, типу моллюсков и т. д., а как особое «подцарство» в зоологической системе, в котором группы жгутиковых, сар- кодовых, споровиков и инфузорий следует считать уже не классами, а отдельными типами этого «подцарства».

Все низшие многоклеточные — обитатели водной среды. Их внешний облик мало соответствует обычным представлениям о животном организме; и натуралисты прошлых веков именовали их «зоофитами», то есть «животнорастения- ми», хотя еще в XVIII веке отдельные исследователи разгадали и доказали животную природу некоторых из таких организмов.

С появлением клеточной теории строения организмов обнаружилось, что тело низших многоклеточных образовано в основном двумя слоями клеток, и это дало основание для объединения их в один тип под именем «полипов». Однако к концу прошлого столетия, опираясь на более глубокое изучение этих животных, в особенности на различия в ходе их зародышевого развития, зоологи должны были разделить всех двуслойных на два отдельных типа — на тип кишечнополостных (куда и попали настоящие полипы,

о              которых речь будет далее) и тип губок.

Известно около 5000 видов губок; огромное большинство их живет на дне морей, но есть среди них и несколько пресноводных форм. Такова наша пресноводпая губка бадяга, которую до недавнего времени во многих местах добывали и сушили для лечебных целей.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 1.. 1968

Еще по теме Простейшие — строители горных пород.:

  1. IX  ИСКУСНЫЕ СТРОИТЕЛИ
  2. Почвы и почвенный покров в районах горных разработок
  3. Тагильская порода
  4. Простейшие
  5. Простейшие
  6. 19.1. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ PROTOZOA
  7. Общая характеристика простейших
  8. Стандарт породы
  9. ТИП ПРОСТЕЙШИ
  10. ПРОСТО ОБЕЗЬЯНЫ
  11. 19.3. Простейшие, обитающие в тканях