Непарный шелкопряд
Вредитель древесной растительности непарный шелкопряд, или непарник (рис. 205), интересен для нас некоторыми особенностями своей биологии — теми, в которых раскрываются его сильные и его «уязвимые» стороны, и теми, которые объясняют причины неудач при широком применении аэрохимического метода борьбы с этим вредителем.
Внешний вид и поведение бабочек. Название «непарный» шелкопряд подчеркивает ярко выраженный у этих бабочек половой диморфизм: самцы и самки у них как будто совсем «не пара» друг другу, резко различаются и по размерам, и по общим контурам, и по окраске, и по своему поведению. Самцы — это бабочки средних размеров н легкого телосложения, с широкими крыльями буровато-серой окраски, на которых выступает рисунок из
более темных волнистых линий. Самки значительно крупнее, брюшко у них тол- стре и на конце покрыто беловато-серым пухом, крылья продолговатой формы, беловатого цвета со слабо выраженным, как бы размытым темным рисунком. Резко
Рис. 205. Самка непарного шелкопряда у отложенных ею яиц.
разнятся у обоих полов и усики, перистые у самцов и почти нитевидные у самок.
В годы массового размножения непарника на лесных опушках, в садах, в парках и даже на городских бульварах в конце августа невольно обращает на себя внимание своеобразный полет самцов этих бабочек. Они вылетают еще в дневные часы и порхают, бросаясь из стороны в сторону — то вправо, то влево, то вверх, то вниз. На цветы они никогда не присаживаются (ротовые части у них, как и у всех шелкопрядов, не развиты п в имаги- нальной стадии они не питаются), и цель их полета иная — при помощи своего обостренного чутья (перистые усики!) они отыскивают самок. В противоположность самцам самки непарника «тяжелы на подъем», летают медленно и обыкновенно ожидают самцов, сидя на стволах и ветвях деревьев.
Откладка яиц. После спаривания самки перелетают к основанию стволов и там большими кучками откладывают яйца, к которым приклеиваются буроватые чешуйки, одевавшие конец брюшка самки (ср. со златогузкой).
В таком способе откладки яиц выражается у непарников «забота о потомстве»: одетые тонким шерстным покровом кладки яичек, расположенные на 20— 30 см над поверхностью почвы, оставляются на зимовку под защитой снежного покрова. Эти шерстистые подушечки довольно хорошо заметны на коре деревьев, что открывает путь к их уничтожению. Внимательно осматривая основания стволов, находят там кладки яиц непарника и смачивают их керосином или мазутом; эти жидкости через микропиле яиц проникают внутрь и убивают уже сформировавшихся к осени гусеничек, которые подготовились к перезимовке под защитой яйцевой скорлупы.
Такое мероприятие легко организовать в порядке общественно полезной работы школьников, которых для этого нужно вооружить жестянками для керосина и помазками из палочек, обвязанных на копце мягкой тряпицей или комком пакли. К керосину рекомендуется прибавить дегтя или разболтать в нем сажу; это делается для того, чтобы одновременно были отмечены уже обработанные кладки.
Таким химическим способом вредитель может быть уничтожен «на корню» в садах, парках, на бульварах и уличных аллеях; для больших лесных массивов он, конечно, неприменим: там понадобятся
уже иные меры борьбы.
Выход гусениц и их полеты. Весной из уцелевших яйцекладок выходят на волю крошечные гусеницы, покрытые очень длинными волосками. Они взбираются по стволу наверх и расползаются по ветвям; часть их останется на том же дереве и будет объедать его листву, а часть будет подхвачена порывами ветра и унесена на большие расстояния, подобно тому как ветер разносит пушистые семена осины и тополя. Русский энтомолог Якобсон, проезжая по совершенно открытой местности,
наблюдал налетавших на него с ветром мохнатых гусеничек непарника, хотя до ближайшего леса было не менее 25 км.
Этим именно способом и происходит расселение непарного шелкопряда (вспомним малоподвижность его самок!).
Развитие гусениц и их окукливание. На ветвях деревьев гусеницы начинают объедать листву и в годы массовых размножений совершенно оголяют ветви. В таких случаях к осени на деревьях распускаются почки и появляются новые листья. Повреждение листвы в лесах снижает прирост древесины, но не влечет за собой гибели деревьев; более опасен не парник для плодовых садов, так как ослабленные деревья не дают урожая.
Подросшие гусеницы остаются волосатыми, но теперь шерстистый покров приобретает для них уже защитное значение в сочетании с предостерегающей окраской: вдоль спины у них на общем буроватом фоне проходят двумя рядами яркие волосатые бородавки — на первых пяти члениках они синие, а на остальных — красноватые. Однако эти защитные приспособления имеют лишь относительное значение: кукушки и иволги поедают волосатых гусениц, расклевывают их и некоторые мелкие птички, добывая их мягкие внутренности, а кроме того, за счет гусениц непарника развивается более четырех десятков видов наездников.
Окукливаются гусеницы между ветвей в очень жиденьких паутинообразных коконах, в которых куколки видны даже снаружи. Недели через две из куколок выходят бабочки.
«Волны жизни». У непарного шелкопряда очень ярко выражено явление, получившее название «волн жизни», когда за приливной волной, выражающейся в массовом появлении данного вида, следует крутой спад, или «отлив жизненной волны» в виде резкого уменьшения его численности. Появившись в какой-нибудь местности в огромных количествах, непарный шелкопряд удерживается там в течение двух или трех лет, а затем встречается только 'единичными экземплярами или совсем не попадается на глаза даже натуралистам, собирающим коллекции насекомых.
Причины подобных «отливов» довольно сложны и заслуживают тщательного изучения. Одной из них может быть перенаселение, создающееся в годы массовых появлений вредителя: объев догола листву деревьев, гусеницы начинают голодать и после окукливания дают мелких бесплодных бабочек. Но главной и мощной силой, сдерживающей размножение непарника, является деятельность некоторых насекомоядных птиц, хищных жуков и особенно многочисленных наездников, пристраивающих и в гусениц и в яйца шелкопряда свое паразитирующее потомство (вспомним боярышницу и ее истребителя наезд- ника-апантелеса).
Результаты применения аэрохимическо- го метода борьбы с непарником. За последнее время получили широкое распространение новые и очень эффективные синтетические инсектициды — ДДТ и гексахлоран, в которых многие увидели универсальное средство для борьбы с насеко- мыми-вредителями. И когда в 50-х годах в ряде областей нашей Родины появился в массовых количествах непарный шелкопряд, для его уничтожения были снаряжены целые эскадрильи самолетов, производивших опыливание этими инсектицидами обширных лесных площадей. Однако это мероприятие в конечном счете привело к отрицательным результатам, так как при его проведении не были учтены те сложные взаимоотношения, которыми связаны между собой живые организмы в лесных биоценозах: кроме гусениц непарника, подвергались уничтожению и полезные для нас насекомые, в том числе и те, которые в естественных условиях сдерживают размножение насекомых-вредителей (подробнее об этом см. далее, стр. 229).
И если в борьбе с непарником аэрохи- мический метод себя не оправдал, а в масштабах лесного хозяйства физически невозможно обойти все стволы и смазать яйцекладки керосином, то, очевидно, центр тяжести должен быть перенесен на разработку и применение биологического метода борьбы с вредителями (покровительство их естественным врагам, привлечение их на охраняемые площади, ввоз их со стороны или искусственное разведение).
Еще по теме Непарный шелкопряд:
- Шелкопряд-алашогуака
- ШЕЛКОВОДСТВО
- Кольчатый гие.гкопряд
- ПОЛОВАЯ СИСТЕМА РАБОЧЕЙ ПЧЕЛЫ
- КРАСОТЕЛ ПАХУЧИЙCalosoma sycophanta L.
- Типы динамики численности
- Встречаемость мутаций в природных популяциях
- Стадия развития, чувствительная к фотопериоду
- Практическое использование лета насекомых на свет
- 14.2.1.3. Скелет конечностей
- Настоящий гурами
- Бедоции (Bedotia)
- РЫБЫ КОСТНЫЕ (OSTEICHTHYES), ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
- Домашние животные
- Сандёлии (Sandelia)
- Культуры насекомых
- Слепни и оводы — вредители животноводства
- Эволюционные идеи в древност . Средневековье и эпоха Возрождения
- КОРМЛЕНИЕ РЫБЫ