<<
>>

Нематоды — вредители растений

Современная наука насчитывает около 10000 видов, составляющих в системе животного мира особый тип круглых червей, или нематод. Большинство этих червей (в том числе и описанные выше виды) паразитирует в организме человека и самых различных животных.

Однако среди нематод есть и свободноживущие формы, обитающие в воде или во влажной почве; есть также немало нематод, живущих паразитами в организме растений, и некоторые из них приобрели печальную известность как вредители наших сельскохозяйственных культур.

На некоторых из таких нематод можно проследить отдельные этапы церехода от свободного существования в почве к паразитизму.

Случайный паразитизм лептодеры. Так, лептодера — одна из мелких почвенных нематод, случайно попавшая в кишечник голого слизня, — проходит там несколько иной путь развития и становится внутренним паразитом этого моллюска. Съеденная слизнем личинка не переваривается в его кишечнике, а дает здесь червя более крупных размеров по сравнению с теми, которые развиваются в почве. Однако потомство этого червя-паразита опять попадает в почву и в дальнейшем может там развиваться и размножаться, вполне обходясь без слизня или какого-либо иного «хозяина».

Свекловичная нематода. Развитие свекловичной нематоды — очень опасного вредителя свеклы — уже невозможно без соответствующего растения-хозяина, хотя и здесь часть своей жизни цематоды проводят в почве. Взрослая самка свекловичной нематоды — сильно раздутый червячок около 1 мм длиною — сидит под кожицей корня, а когда эта кожица под давлением ее разбухающего тела лопается, оказывается на поверхности бурака; здесь ее находят живущие в почве самцы. Оплодотворенная самка откладывает 200—300 яичек. Выходящие из них личинки расползаются в почве и затем вбуравливаются в новые корешки растений. Молодые самки остаются внутри растения, а подросшие самцы выбираются наружу и начинают жить в почве.

Интересно, что самка свекловичной нематоды откладывает не все свои яйца: часть яиц остается в теле матери, которая вскоре умирает и отваливается от корня; ее кутикула буреет и образует цисту, внутри которой яйца могут сохраняться живыми до 6 лет. Таким образом, благодаря этим цистам у нематоды имеется своего рода «запасный фонд» потомства, которое в состоянии скрытой жизни может пережить неблагоприятные условия, гибельные для активноживущих личинок.

Вред, причиняемый свекловичной нематодой, очень велик. Выражается он в том, что листья свеклы желтеют, покрываются пятнами и гибнут, а корень у ослабленного растения остается мелким и содержит мало сахара. Борьба с этим вредителем очень трудна, так как, во-первых, он может найти себе пристанище не только в свекле, но и во многих других растениях, и, во-вторых, цисты с яйцами позволяют ему переживать и неблагоприятные для его развития годы. Наиболее действенной мерой считается введение в севооборот таких растений, в которых эта нематода не может развиваться, например рожь, пшеница, ячмень, кукуруза, конопля, вика, люцерна, картофель и не

которые другие. На сильно зараженных участках посевы свеклы следует возобновлять только через 6—8 лет, когда погибнут покоящиеся в цистах личинки нематоды.

Пшеничная угрица. Большой вред зерновому хозяйству приносит пшеничная угрица — нематода, самки которой достигают 5 мм (самцы мельче). На зараженных угрицей колосьях вместо зерен образуются темно-бурые или темно-красные вздутия — галлы, содержащие тысячи мельчайших покоящихся червячков. В таком состоянии скрытой жизни личинки угриц могут пробыть более десятка лет, пока содержащие их галлы не попадут вместе с посевным материалом в почву. Под влиянием почвенной влаги личинки оживают, выходят в землю, а затем снова проникают в растения, вызывая недоразвитие стеблей, скручивание листьев, а позднее проникают в колосья, где и происходит их размножение.

Так как заражение полей происходит через посевной материал, то мерой борьбы с пшеничной угрицей является протравливание семян в слабом (0,66%) растворе серной кислоты.

Следовательно, на примере пшеничной угрицы и свекловичной нематоды мы видим паразитические организмы; однако часть своей жизни они проводят в почве, подобно свободноживущим почвенным нематодам или лептодере, которая только случайно оказывается паразитом голого слизня.

Гельминтология и ее задачи

Фауна гельминтов. На примерах аскариды, острицы, власоглава и трихинеллы мы ознакомились с несколькими из паразитических нематод, имеющих непосредственное отношение к человеку. Общее же количество видов нематод, целиком перешедших к паразитическому существованию, составляет более двух с половиной тысяч, причем огромное большинство таких форм, известных пока современной науке, связано с различными группами позвоночных животных.

Если к этому количеству присоединить еще паразитические виды плоских червей — сосальщиков (около 3000 видов) и лентецов (около 1800 видов), то перед нами будет уже не менее 7000 различных видов глистов, или гельминтов: этим общим именем называют всех паразитирующих червей независимо от их принадлежности к той или пной систематической группе. Из них на долю человеческого рода приходится около 150 видов, которые почти поровну распределяются между типами плоских и круглых червей. Еще большее количество гельминтов оказывается паразитами наших домашних животных, либо приводящими их к гибели, либо понижающими их продуктивность.

Борьба с гельминтозами человека. Что касается человеческого рода, то здесь распространение гельминтозов, или глистных заболеваний, зависит, как мы видели на разобранных примерах, и от физико-географических и от культурно-бытовых, экономических и профессиональных факторов. Пока пути заражения человека гельминтами были неизвестны и пока даже зоологи и врачи верили в самопроизвольное зарождение глистов внутри организма, борьба с гельминтозами велась очень несовершенным способом, хотя здесь и были ощупью найдены такие средства, как корневище папоротника (против ленточных глистов) и цитварная полынь, на которой приготовляется сантонин (против аскарид).

Однако никакие глистогонные средства* не могут остановить распространения заболевания гельминтозами, если не применяется необходимых профилактических, то есть предупредительных, мер, которые могут» быть выработаны только на основе изучения биологии паразита и полного цикла его развития.

Таким образом, только с 60-х годов прошлого столетия — с тех пор когда было покончено со старыми сказками о «самозарождении» паразитов — борьба с гельминтозами могла получить действительно научное обоснование. Но и здесь на протяжении многих десятков лет борьба с глистными заболеваниями оставалась малоэффективной, так как лечение гельминтозов не было в достаточной мере связано с мероприятиями профилактического характера: с устройством водоснабжения и

канализации, с организацией медико-сани- тарного надзора за продуктами питания, с устранением загрязнения окружающей среды человеческими испражнениями, с уничтожением грызунов и мух как разносчиков инфекции, с санитарным просвещением широких масс населения и улучшением их бытовых условий. Наконец, и сама биология паразитов, на основе которой только и возможна рациональная борьба с ними, не всегда оказывалась достаточно ясной. Вспомним, что только в 20-х годах нашего века был выяснен путь развития такого общеизвестного паразита, как человеческая аскарида, и что до недавнего времени даже среди специалистов было распространено мнение, будто острицы способны плодиться и развиваться, не покидая кишечника своего «хозяина».

Гельминтология в СССР. Новая эпоха в развитии гельминтологии началась в СССР после Великой Октябрьской революции, когда Советская власть объявила беспощадную войну невежеству и бескультурью и приступила к социалистическому переустройству веками сложившегося бытового уклада и к строительству новой, счастливой и здоровой жизни.

Советская гельминтология не ограничивает свою задачу только изучением самих гельминтов и вызываемых ими заболеваний у человека, животных и растений, но вместе с тем изыскивает наиболее действенные меры борьбы с гельминтозами, чтобы, применяя их в широком плановом порядке, добиться резкого снижения этих заболеваний, а затем и полной ликвидации наиболее вредных паразитов.

В этом направлении под общим руководством создателя советской гельминтологии академика Константина Ивановича Скрябина уже проведена огромная работа. Был организован ряд особых гельминтологических экспедиций в самые различные районы СССР, где путем специально разработанных полных гельминтологических вскрытий советские ученые выявили огромную по количеству и очень разнообразную по своему видовому составу армию паразитических червей (среди которых оказалось несколько сотен ранее неизвестных науке форм) д установили их связь с заболеваниями людей и животных. При этом были определены очаги глистных заболеваний и во многих случаях были выяснены очень сложные зависимости, когда самые различные организмы оказались связанными между собой в качестве «хозяев» и «укрывателей» одного и того же паразита. Наконец, на основе тщательного изучения биологии гельминтов разработаны и проводятся в жизнь такие санитарные мероприятия, которые — если их проводить согласованно и планомерно — должны будут привести к полной ликвидации наиболее опасных глистных заболеваний человека и домашних животных [IX].

«От обороны к нападению». Борьба с гельминтозами не может ограничиваться только лечением больных путем применения «глистогонных средств», которыми располагала еще старинная медицина. Конечно, изгнание цепня приносило данному пациенту облегчение, но оно, во-первых, не предохраняло его от повторного заражения, а, во-вторых, нередко способствовало более широкому распространению этого паразита, когда цепень, изверженный под действием глистогонных средств, становился источником заражения для промежуточных хозяев, а через них и для людей. «Фактически имела место не борьба с паразитами, а содействие их развитию, своеобразная «охрана» гельминтов от вымирания, ибо широко применявшаяся медициной мера «глистогонного» лечения, не увязанная с профилактикой, выразилась в свою противоположность» (акад. К. И. Скрябин).

Однако и профилактические, то есть предупредительные, меры против заражения глистами не должны ограничиваться только необходимыми предосторожностями по отношению к собственному здоровью (не есть сырого или полусы

рого мяса, чтобы не заразиться цепнем, не возиться с собаками и мыть перед едой руки, чтобы не получить эхинококка, и т.

д.): наряду с личной профилактикой йеобходимы и мероприятия более широкого общественного характера.

Настала пора перейти «от обороны к нападению», к научной разработке и практическому проведению комплексных методов активной профилактики, или девастации, как называет ее К. И. Скрябин. Это методы, «направленные на истребление, на физическое уничтожение возбудителей заболевания на всех фазах их жизненного цикла всеми доступными способами механического, химического, физического и биологического воздействия» [X].

Пробный эксперимент такого «наступления» на бычьего цепня был проведен еще в конце 30-х годов (1937—1941 гг.) в одном из районов Кировской области, где скот был сильно заражен финнозом. Работа проводилась экспедицией под руководством врача В. П. Подъяпольской. Сущность проведенного мероприятия заключалась в том, что в пределах целого района (Просницкого) были выявлены носители цепней и подвергнуты обязательной дегельминтизации («расчервлению») с обезвреживанием их испражнений (путем компостирования их с торфом и конским навозом). Одновременно ветеринарный надзор следил, чтобы население данного района было ограждено от потребления финнозного мяса. Успех девастации цепней, проведенной как опыт в масштабе одного района, показал возможность полной ликвидации этих гельминтов и в виде широкого государственного мероприятия.

Одновременно на Северном Кавказе не менее успешно проводились мероприятия по девастации возбудителя легочных и сычужных гельминтозов у овец, также основанные на тщательном изучении биологии соответствующих паразитов и на применении новых лечебных средств и новых методов профилактики. В результате получено не только полное прекращение падежа от заражения гельминтами, но и увеличение живого веса и настрига шерсти у оздоровленных овец.

Путем широкого применения соответствующих методов могут быть ликвидированы и другие гельминты, наносящие урон животноводству: эхинококк и ценур-

В общем девастационные мероприятия по борьбе с гельминтозами людей и сельскохозяйственных животных могут быть сведеды к следующим основным методам: 1) освобождение от паразитов (дегельминтизация) гельминтоносителей, 2) дегельминтизация внешней среды, включающая: а) биотермическое обезвреживание навоза, в котором при соответствующем способе укладки в результате жизнедеятельности бактерий температура поднимается до +50° С и даже +70° С, вызывая гибель яиц и личинок гельминтов, б) компостирование человеческих фекалий (нечистот), предназначаемых для удобрения, с торфом и конским навозом, в) регулярная смена пастбищ, при которой личинки многих гельминтов гибнут из-за длительного отсутствия новых «хозяев», г) ветеринарно-санитарный надзор за мясными продуктами и браковка туш зараженных животных.

Роль школы в борьбе с гельминтозами. В деле борьбы с «расчервлением» людей и скота очень важное место должна занять школа. Прежде всего при изучении паразитических червей по курсу зоологии учащиеся получают знания о их жизненном цикле и о путях заражения, и тогда правила личной профилактики не будут для них лишь словесной декларацией, а получат научное обоснование. А в тех местностях, где среди населения еще живут ложные представления о природе глистных заболеваний и грубо нарушаются требования профилактики, школы через учащихся, живущих в селах, и через юннатские кружки могут способствовать оздоровлению быта и оказать существенную помощь медико-ветеринарным организациям при подготовке и проведении массовых мероприятий по девастации гельминтов.

Наконец, изучение зараженности гельминтами и другими Паразитами рыб, лягушек и моллюсков может служить темой

кружковых занятий учащихся и школьных гельминтологических « экспедиций». Такую работу проводит в течение ряда лет учительница школы № 9 г. Калинина К. А. Лошкарева (см. журнал «Биология в школе», 1959, № 1, стр. 75—76).

Под ее руководством кружок юных гельминтологов обследовал окрестности г. Калинина, собрал обильный коллекционный материал и выяснил степень зараженности гельминтами окрестных пастбищ и водоемов. К. А. Лошкарева установила непосредственные связи кружка с кафедрой зоологии местного педагогического института и с акад. К. И. Скрябиным, который еще в 1957 году привлек членов школьного 1уэужка к активному участию в работе юбилейной научной сессии Всесоюзного гельминтологического общества при АН СССР.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 1.. 1968

Еще по теме Нематоды — вредители растений:

  1. НЕМАТОДОЗЫ Систематика, морфология и биология нематод. Морфофункциональная характеристика внешнего строения нематод
  2. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ
  3. Вредители растений семейства лилейных и свеклы
  4. Нематоды
  5. Почвенная нематода
  6. ВЕЛИКОЕ ПЛЕМЯ НЕМАТОД
  7. КАРТОФЕЛЬНАЯ НЕМАТОДА (Не1егойега Г0510сЫеП518 XVо1.)
  8. СТЕБЛЕВАЯ НЕМАТОДА (Ditylenchus destructor Thorne)
  9. Тип Круглые черви, или Нематоды (Nemathelminthes)
  10. ГАЛЛОВАЯ НЕМАТОДА (Меіоійодупе тагіопі Сог.)
  11. Вредители земляники
  12. Вредители малины