КЛАСС СОСАЛЬЩИКО
Печеночный сосальщик
В местностях с сырыми пастбищами и болотистыми водопоями скот часто болеет от заражения паразитическим червем ие- чвночным сосальщиком.
В просторечии эту болезнь иногда называют «метелицей» или «гниением печени»; научное ее название — фасциолез (от латинского названия этого сосальщика Fasciola hepa- tica).Особенно часто от фасциолеза гибнут овцы. К осени зараженные животные худеют, теряют аппетит, страдают лихорадкой и отеками; смертность иногда охватывает от 50 до 100% всего поголовья овец.
Если вскрыть павшее или зарезанное животное, больное фасциолезом, то можно видеть, что печень у него уменьшена, желчные протоки расширены и в них обнаруживаются виновники заболевания. Они имеют вид буровато-желтых листочков длиной 2—3 см (местами крестьяне называют их «клопами»).
Чтобы рассмотреть извлеченного из печени сосальщика, его нужно обмыть так называемым физиологическим раствором поваренной соли (1 г соли на 125 см3 воды) : приблизительно таково содержание соли в той жидкости, в которой обитают внутренние паразиты.
Внешний вид. На выступающем переднем конце сосальщика видна ротовая присоска. Присоски помогают червю прочнее держаться на стенках желчных ходов, где он паразитирует. Благодаря наличию двух присосок печеночного сосальщика иногда называют «двуусткой» или «двуроткой»; однако оба эти названия неправильны, так как рот у сосальщика только один — на передней присоске. Пищу сосальщика составляет кровь его «хозяина» вместе с веществами, образующимися в его печени.
Снаружи тело сосальщика одето плотной кутикулой — сплошной пленкой из вещества, выделяемого покровными клетками тела. Кутикула защищает живые клетки червя от возможных повреждений.
Внутреннее строение. Через кутикулу и мякоть тела сосальщика смутно просвечивает сильно ветвящийся кишечник (рис.
67, А). Поступающая через рот пища по разветвлениям кишечника распределяется по всему телу, попадает во все его участки и идет на поддержание жизни всех клеток.Еще более сложные разветвления образует выделительная система сосальщика (ее при наружном осмотре червя не видно): вся мякоть тела пронизана тончайшими каналами, по которым жидкие продукты обмена веществ из всех живых тканей собираются в более крупный, средний канал, открывающийся на заднем конце тела (рис. 67, Б).
Очень запутанный вид представляет и система органов размножения. В отдельных частях этой системы образуются мужские и женские половые клетки. После оплодотворения яйца снабжаются питательным материалом и одеваются оболочками. Под оболочкой каждого яйца, пока оно продвигается по извилистым по
ловым путям наружу, происходит и развитие зародыша.
Более простой вид имеет у сосальщика нервная система, заложенная в мякоти тела. Она состоит из окологлоточного узла и двух отходящих от него нервных стволов. От этого центрального органа нервной системы отходят более мелкие ответвления к поверхности тела и к лежащим под нею мышцам.
В общем же вся картина внутреннего строения сосальщика кажется чрезвычайно запутанной и гораздо более сложной, чем строение любого высшего животного: у него невозможно представить на одном рисунке системы всех его внутренних органов, как это дается на изображениях вскрытых животных из высших групп, например рака, лягушки или кролика. Однако эта кажущаяся сложность строения зависит здесь как раз от простоты организации всех плоских червей. При отсутствии у всех низших червей кровеносной системы пищевые вещества могут доставляться тканям тела только через ответвления самого кишечника, а жидкие продукты выделения могут быть выведены наружу только через многочисленные каналы, идущие из всех участков тела. Заднепроходного отверстия у плоских червей нет, и ответвления кишечника оканчиваются слепо; этим плоские черви сходны с кишечнополостными.
Лучшему уяснению действительной простоты организации сосальщика может помочь схема, изображающая поперечный разрез через тело этого червя (рис.
68). Она показывает, что, в отличие от гидры, которая в основном представляет собой двуслойный мешок, тело плоского червя — это целый пласт клеточной мякоти (паренхимы), снаружи одетый тонкой кутикулой. У гидры мы видели одну внутреннюю полость (она же кишечная), а здесь паренхима пронизана ответвлениями трех каналов (из коих один раздвоенный), сообщающихся с внешней (по отношению к червю) средой.Каково же значение этих каналов, образующих просветы в клеточной мякоти? Каждая клетка тела нуждается в питательном материале; и он доходит до нее по ответвлениям раздвоенного кишечника
(рис. 68,4); каждая клетка выделяет жидкие продукты обмена, которые и выводятся через многочисленные разветвления в средний канал (рис. 68,5), а оттуда удаляются из тела. Наконец, внутри организма образуются в огромнейшем количестве половые клетки, дозревающие в каналах половой системы сосальщика (рис. 68,5).
В общем тело сосальщика мы можем в какой-то мере уподобить хлебному батону, в котором корочка будет соответствовать кутикуле, хлебная мякоть — паренхиме червя, а многочисленные пустоты в этой рыхлой мякоти — ответвлениям каналов, образующих систему органов пищеварения, выделения и размножения. И хотя на ломте хлеба эти пустоты образуют довольно запутанный узор, едва ли можно сказать, что батон или буханка хлеба имеет «сложное строение».
Сильная разветвленностъ пищеварительной и выделительной систем у печеночного сосальщика обусловлена и сравнительно крупными размерами этого червя: у мелких видов сосальщика и у
маленьких личинок той же печеночной фасциолы картина внутреннего строения значительно проще (почему именно?).
Что же касается сильного развития у сосальщика системы органов размножения, то оно, как мы это сейчас увидим, связано с паразитическим существованием этого червя.
Плодовитость и паразитизм. Паразитический организм может развиваться только в теле соответствующего «хозяина», а всякий зародыш, которому не посчастливится попасть в такие условия, неминуемо
Вместе с тем паразит, живущий за счет своего «хозяина» внутри его тела, вполне обеспечен там необходимой ему пищей.
Следовательно, такой паразит должен производить огромное количество зародыше^ так как из них только самая ничтожная часть попадет в подходящие для их развития условия, и он может производить такое количество зародышей, потому что необходимый для их формирования питательный материал он в изобилии получает из тела своего хозяина. Этим и объясняется сильное развитие органов размножения у паразитических червей.Развитие сосальщика. Количество яиц, производимых одним сосальщиком, огромно и достигает 40 тысяч. Оплодотворенные и созревшие яйца попадают в желчные протоки «хозяина» и вместе с желчью проходят в кишечник, э оттуда выносятся наружу вместе с испражнениями.
Если затем дождевые потоки, размывая оставленные животными испражнения, принесут яйца сосальщика в пруд или болото, внутри яиц развиваются зародыши, которые затем выбираются из скорлупки в виде микроскопически мелких личинок (рис. 69). Эти личинки (мираци- дии) покрыты ресничками, при шь мощи которых они плавают в воде, пока некоторым из них (очень немногим!) посчастливится встретить особый вид водяной улитки — малого прудовика. Тогда личинка проникает в тело нового «хозяина» и подвергается там превращению: ее
тело теряет уже ненужные ей реснички и принимает мешковидную форму. Внутри этого крошечного организма (спороцисты) образуются яйца, которые без всякого оплодотворения — путем партеногенеза — дают новые зародыши. Вскоре тело паразита, наполненное такими зародышами, разрушается, и на этом первое — дочернее — поколение сосальщика оканчивает свое существование.
Теперь в теле улитки оказывается уже новое — внучатное — поколение сосальщика в виде микроскопически мелких продолговатых червячков — редий, не похожих ни на «мать», ни на «бабушку».
Вскоре внутри тела этих редий — опять- таки партеногенетически, то есть без оплодотворения, — образуются зародыши новых редий. Затем старые редии погибают, и в теле улитки оказывается уже новое (и еще более многочисленное!) поколение редий; это уже «внучки» того паразита, который проник из воды в тело улитки, и «правнучки» сосальщика, обитавшего в печени овцы или коровы.
В теле новых редий также образуются зародыши, но уже не похожие на материнский организм. Затем и эти редии погибают, а их потомство покидает тело улитки и выходит наружу в виде огромного количества крошечных хвостатых личинок — церкарий. На теле этих личинок имеется две присоски, а изнутри просвечивает кишечник, разделяющийся на две ветви; по этим признакам в личинке уже можно узнать строение будущего сосальщика.
При помощи своего хвостика личинки церкарии некоторое время плавают в воде, наподобие головастиков, а затем хвостик у них исчезает и на поверхности их тела образуется плотная оболочка. В таком виде личинки (адолескарии) приклеиваются к травинкам или просто остаются на поверхности водоема. Наконец, некоторым из них удается вместе с травой или питьевой водой попасть в кишечник какого-нибудь млекопитающего животного, и тогда из них вырастают уже крупные обоеполые сосальщики, похожие на свою «прапрабабушку».
Изображенная на рисунке 70 схема подчеркивает, что в жизненном цикле сосальщиков, кроме явлений личиночного метаморфоза (превращения мирацидия в спороцисту, редии — в адолескарий, а затем в половозрелого сосальщика) и смены хозяев (млекопитающее — моллюск — млекопитающее), имеет место и играет очень важную роль смена нескольких поколений, паразитирующих в теле моллюска с прогрессирующим увеличением численности особей, на схеме представленным пучками расходящихся стрелок.
Интересно подсчитать, сколько приблизительно церкарий может выйти из одной улитки, в тело которой попала только одна плавающая личинка, вылупившаяся из яичка сосальщика (в среднем можно принять, что первое поколение дает 8 редий, а каждая редия дает по 15 потомков).Борьба с заражением сосальщиком. Чтобы избежать заражения скота личинками сосальщика, не следует пасти его на заболоченных лугах и загрязнять навозом места водопоя. Те прудки и болотца, в которых обнаружено нахождение промежуточного хозяина — малого прудовика, рекомендуется осушить. Заболевших животных лечат отваром из корневища папоротника или приготовленными из него лекарственными препаратами («ди- столь», «филиноль»), убивающими сосальщиков.
Происхождение еосалыциков. Те признаки, которые отличают сосальщиков от ресничных червей (кутикула, более упрощенное строение нервной системы при от
сутствии особых органов чувств, чередование поколений), связаны с их паразитическим образом жизни, основной же тип строения у них общий. Отсюда можно заключить, что свободноживущие ресничные черви — это более древняя по своему происхождению группа и что от каких-то древнейших ресничных червей произошли и их современные формы, вроде молочной планарии и класса сосальщиков. Припомним, что в то короткое время, когда вышедшая из яйца сосальщика личинка — мирацидий — еще не попала в тело улитки, она плавает при помощи ресничек — еще одно свидетельство в пользу происхождения сосальщиков от ресничных червей.
Конечно, этот исторический процесс не следует представлять себе в форме внезапного превращения какой-то турбелля- рии во внутреннего паразита. Существуют и теперь сосальщики, имеющие больше сходства с ресничными червями и живущие на поверхности тела раков и моллюсков; они питаются здесь различными мелкими организмами и только изредка пользуются соками своего «хозяина», если на его теле случайно окажется ранка. Есть затем очень много сосальщиков, которые не только сидят на поверхности тела своего «хозяина», но уже постоянно питаются его соками; таковы сосальщики, живущие наружными паразитами на жабрах рыб. Есть, наконец, сосальщик, который поселяется в виде наружного паразита на жабрах головастика, а затем, когда жабры зарастают и головастик постепенно превращается в лягушку, этот сосальщик — лягушачья многоустка — оказывается уже внутренним паразитом лягушки. Он поселяется в ее мочевом пузыре, а весной, когда наступает пора размножения, высовывается оттуда через отверстие клоаки и откладывает в воду оплодотворенные яйца. Выходящие из них личинки прикрепляются к жабрам головастиков и затем повторяют путь развития своей матери; таким образом, чередования различающихся между собой поколений здесь еще нет.
Конечно, все эти современные нам наружные паразиты не являются предками печеночного сосальщика или других подобных ему внутренних паразитов, но они помогут нам, хотя бы в общих чертах, представить себе, каким путем на протяжении многих миллионов лет могли выработаться те приспособления к паразитизму, которые так ярко выражены у печеночного сосальщика.
Сопоставление сосальщиков с ресничными червями должно также рассеять то довольно распространенное неправильное представление, по которому черты примитивности в их строении (отсутствие вторичной полости тела и кровеносной системы), резко отличаюпще их от высших червей из типа кольчатых, ошибочно понимаются как результат «упрощения» организации в связи с паразитическим образом жизни. В действительности в этих признаках выражается не «упрощение» организации, а ее изначальная простота, свойственная всем плоским червям, в том числе и свободноживущим турбелляриям. Все плоские черви в процессе своего исторического развития так и «не доросли» до того уровня, на котором у животных других групп появляется вторичная полость тела и органы кровообращения. А для паразитического существования вполне достаточна та ступень организации, которой достигли плоские черви, и недаром именно среди них встречается так много гельминтов.
Еще по теме КЛАСС СОСАЛЬЩИКО:
- КЛАСС СОСАЛЬЩИКИ TREMATODA
- 20.1.1.3. Сосальщики с двумя промежуточными хозяевами
- КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ — OSTEICHTHYES Характеристика класса и система
- Печеночный сосальщик
- 20.1.1.2. Сосальщики с одним промежуточным хозяином, обитающие в кровеносных сосудах
- 20.1.2. Класс Ленточные черви Cestoidea
- КЛАСС ЛЕНТОЧНЫХ ЧЕРВЕ
- КЛАСС ГОЛОВОНОГИ
- ВИДЫ И КЛАССЫ
- КЛАСС КРУГЛОРОТЫЕ — CYCLOSTOMATA
- КЛАСС БРЮХОНОГИ
- КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫХ
- КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
- 19.1.1. Класс Саркодовые Sarcodina
- КЛАСС РЫБ
- КЛАСС РАКООБРАЗНЫ
- КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫ
- 21.2. КЛАСС НАСЕКОМЫЕ INSECTA
- КЛАСС ПТЕРАСПИДОМОРФЫ — PTERASPIDOMORPHI