<<
>>

Черви-труб очники

«Кровавый призрак». Интересное явле- ление случается иногда наблюдать в мелких стоячих водоемах, какие образуются вблизи огородов или в местах, где пасется скот. Подойдя к такому водоему, наблюдатель замечает, что часть его илистого дна имеет необычный кроваво-красный оттенок.

Но стоит наблюдателю переместиться или просто изменить позу так, что тень от него упадет на красное дно, как наваждение исчезает и дно оказывается обычного бурого цвета. Если же он переждет на берегу минуту-другую, не делая резких движений, он снова увидит на дне зловещий цвет крови.

Разгадка явления придет, если этот обманчивый по цвету ил зачерпнуть сачком и вытряхнуть в какую-нибудь посудину: среди взятого ила мы увидим множество копошащихся мелких (15—20 мм) красных червячков, по общему складу своего тонкого тела напоминающих обычных земляных. Это черви-трубочники, относящиеся к тому же классу малощетин- ковых кольчецов, или олигохет, что и дождевые черви (не следует смешивать их с «мотылем» — такими же красными личинками комаров-дергунов).

«Животные жабры». В спокойном со- состоянии трубочники держатся на дне водоема, вонзившись головным концом в ил, которым они питаются, и мерно раскачивают и изгибают в воде свое тело. Такими ритмическими дыхательными движениями они перемешивают и обновляю* вокруг себя воду, которая в подобных загрязненных водоемах бывает бедна кислородом. Приближение опасности вызывает у червей защитный рефлекс: они погружаются в ил и исчезают из поля зрения, а по миновании нависшей над ними угрозы снова продолжают свои волнообразные дыхательные движения. По внешнему виду тесное скопление равномерно колышащихся красных червячков производит впечатление какого-то единого согласованно работающего жаберного аппарата, в котором отдельные особи представляют собой нечто вроде жаберных лепестков — настолько бросающаяся в глаза дыхательная функция затмевает собой остальные жизненные отправления этих животных, обратившихся в подобие одной сплошной жабры.

Богатая гемоглобином красная кровь трубочников способна улавливать и связывать кислород даже при скудном его содержании в воде среди разлагающихся органических остатков (заметим, что таково же значение и красной крови у «мотыля», живущего в сходных условиях).

Многогцетинковые черви9 или полихеты

Другую группу кольчатых червей составляет класс многощетинковых червей, или полихет. Почти все они обитатели морского дна. Некоторые из них ведут здесь сидячий образ жизни, зарываясь в песок или запрятавшись в трубочки, образуемые из затвердевших выделений кожи. Другие ползают по дну или даже способны плавать.

У подвижных форм на головном конце хорошо развиты органы чувств (глаза, щупальца), имеются острые челюсти, а щетинки сидят целыми пучками на особых бугорках или выступах тела, которые способны двигаться, и представляют, таким образом, наиболее простую, зачаточную форму конечностей. Поэтому по общему облику такие ползающие морские черви (рис. 94) напоминают наших многоножек, да и вообще по своей организации стоят ближе к типу членистоногих, чем наши Рис. 94. дождевые черви.

Нереида. Многощетинковые черви составляют излюбленный корм для многих ценных промысловых рыб. Вместе с тем исследования Каспийского моря показали, что в этом закрытом водоеме фауна полихет крайне бедна (всего лишь 5 видов, тогда как в Черном море их насчитывается 123) и что в отсутствии подходящего корма заключается причина, почему попытки переселить в Каспийское море ценные виды черноморских рыб оканчивались неудачей.

Акклиматизацию черноморских рыб и общее повышение кормовых ресурсов в Каспийском море удалось осуществить путем переселения в него часто встречающихся в настоящих морях червей из рода нереид. Эта работа была проведена в 30-х годах под общим руководством проф. JI. А. Зенкевича. За период с 1939 по 1941 год в Каспийское море было выпущено около 65 тысяч нереид, а уже через несколько лет эти черви расплодились там в массовом количестве и стали излюбленным кормом местных каспийских осетров.

Пиявки

По общему типу строения пиявки во многом сходны с другими кольчецами, но у них нет щетинок, и поэтому их выделяют в особый класс. С отсутствием у них щетинок связан и иной способ передвижения, а ряд других признаков, отличающих их от полихет и олигохет, зависит от того, что большинство пиявок ведет полу-

alt="" />

Рис. 95. Пиявки:

1— малая ложнокон* ская пиявка; 2 — ложноконская пиявка; 3 и 4 — улитковая пиявка с молодью.
паразитический образ жизни, присасываясь к телу других животных и питаясь их кровью. Самый заметный признак пиявок — это присоски по обоим концам тела; в центре передней присоски находится рот, а задняя служит только для прикрепления (рис. 95).

Пиявки живут в прудах, болотах, речных заводях и старицах с вязким илистым дном. Известная медицинская пиявка в природных условиях встречается у нас только в более южных областях: на Украине, на Кавказе, в Средней Азии. У нее рот вооружен тремя очень сильно зазубренными пластинками — «челюстями», которыми взрослая пиявка может прокалывать кожу крупных животных и человека и высасывать кровь, поэтому медицинскую пиявку с давних времен применяют при лечении некоторых болезней для отсасывания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфарктах миокарда).

В центральных и северных районах нашей страны медицинская пиявка не водится, но часто встречается похожая на нее и такая же крупная ложноконская пиявка (цветн. табл. I), у которой челюсти не могут прокалывать кожу крупных животных и которая нападает на различных мелких обитателей воды: червей, улиток, личинок насекомых, а также и на рыб. Встречаются у нас и более мелкие виды пиявок, например красноватая или желто-серая нефелида. Этих пиявок можно безбоязненно взять с собой в банку для наблюдений. Банку следует либо накрыть стеклом, либо завязать сверху марлей или бумагой, так как иначе пиявки могут уползти.

Кормом для крупных пиявок могут служить дождевые черви (рис.

96), а для не- фелид — мелкие червяки, личинки и даже кубочки белого хлеба.

Наблюдая й банке с водой живую пиявку, можно видеть ее «шагающие» движения, когда она сначала вытягивается вперед, затем прикрепляется к подводному предмету передней присоской, потом освобождает заднюю присоску и переносит ее к переднему концу тела (рис. 97). Пиявка может также медленно плавать, делая волнообразные движения всем своим телом благодаря хорошо развитой мускула- туре: у пиявок, кроме продольных и кольцевых мышц, есть еще косые мышцы и мышцы, идущие от спинной стороны к брюшной (когда они сокращаются, тело пиявки становится плоским; в таком виде ей удобнее плавать).

Однако, несмотря на сильное развитие мускулатуры и видимые усилия, пиявка передвигается очень медленно. Это особенно заметно при сравнении ее с рыбкой или хотя бы жуком плавунцом, у которых мускулатура связана с твердыми и подвижными скелетными частями — с позвоночником у рыбы и с наружным хитиновым покровом у плавунца.

В аквариуме, а иногда и в природных условиях можно наблюдать, как малая ложноконская пиявка (нефелида, или восьмиглазка), прикрепившись к какому- нибудь подводному предмету, производит волнообразные движения. Значение их в том, что благодаря движениям вода не застаивается у поверхности тела нефели- ды, а приток свежей воды несет с собой необходимый для дыхания кислород (вспомним червей-трубочников).

На умерщвленной пиявке можно более подробно рассмотреть строение ее рта. На дне его находятся три челюсти, слабо вооруженные у наших обыкновенных видов, но более сильные и острые у медицинской пиявки (эта особенность и позволяет ей прокалывать кожу человека и крупных животных).

При помощи лупы на переднем конце тела можно заметить десяток мелких точек — глаза.

Размножаются пиявки япцами. Ложноконская и медицинская пиявки помещают

Рис.

96. Борьба пиявки с червем.

их в слизистом коконе в сырую землю вне водоема. Нефелиды откладывают яйца, одетые буроватым коконом, на поверхность различных подводных предметов (в природе — обыкновенно на листья кувшинок, в неволе — на стенки аквариума); поэтому развитие молоди у этого вида нетрудно наблюдать.

Вскрытие пиявки удается труднее, чем вскрытие дождевого червя, и мы поэтому не будем его здесь описывать (трудность зависит от того, что кожно-мускульный мешок срастается с кишечником). На вскрытом животном (рис. 98) мы могли бы видеть, что по общему типу строения пиявка напоминает дождевого червя (спинной и брюшной сосуды, сегментарные органы — нефридии, брюшная нервная цепочка с ганглиями по отдельным сегментам и с надглоточным узлом на головном конце), но отдельные сегменты тела у пиявки теснее связаны между собой, причем истинная внутренняя сегментация не соответствует более мелким наружным колечкам, в которых выражается приспо-


Рис. 98. Вскрытая пиявка:

1 — нервная цепочка; 2 — слепые мешки кишечника; 3 — органы выделения; 4 — органы размножения.
собленность кожно-мускульного мешка пиявки к разнообразным изгибам ее тела.

В связи с особенностями питания своеобразный вид у пиявок имеет кишечный тракт. Здесь обращают на себя внимание мускулистая глотка — мощный орган, приспособленный для сосания крови, и особенно объемистая средняя кишка (зоб), продолжающаяся до последней трети тела и образующая по бокам ряд парных мешковидных выростов — резервуар для хранения крови, которой насосалась пиявка. У сытой пиявки с переполненным зобом тело бывает сильно раздуто, и она уже по внешнему виду отличается от тощих, голодных пиявок.

Коловратки

О              коловратках кратко уже упоминалось в связи с описанием инфузорий. Это те большей частью микроскопически мелкие организмы, которые когда-то ученые не умели отличать от инфузорий, но которые в действительности оказались животными многоклеточными, обладающими и кишечником, и выделительными органами, и органами размножения, и нервным узлом с отходящими от него нервами — все это, конечно, в самых миниатюрных масштабах и очень простого строения (рис. 99).

Свое название эти животные получили от особого «коловращательного аппарата»,

Рис. 100. Коловратка трохосфера.

который помещается у них на переднем конце тела. В типичных случаях он образован двумя округлыми дисками, окаймленными по краям венчиками из ресничек; эти реснички находятся в постоянном движении, которое напоминает мелькание спиц вращающегося колеса (наблюдатели старых времен при своих еще несовершенных микроскопах сочли это образование за настоящие вертящиеся колеса). По своему значению реснички «коловраща- тельного аппарата» у этих организмов аналогичны ресничкам инфузорий: это и орган передвижения для плавающих форм и приспособление, вызывающее маленький «водоворот», который приносит к ротовому отверстию коловратки мелкие пищевые частицы.

Мы не будем останавливаться на особенностях отдельных форм коловраток и ограничимся несколькими рисунками, дающими общее представление о внешнем виде животных этой группы, в значительном количестве встречающихся в наших пресных водоемах.

Многие коловратки обладают удивительным свойством переносить в состоянии скрытой жизни, или анабиоза, длительное (до нескольких лет) высыхание, теряя при этом свою обычную форму и превращаясь в сухой и как будто безжизненный комочек, но снова возвращаясь к деятельной жизни после смачивания их водой. Это явление было открыто еще в самом начале XVIII века знаменитым Левенгуком.

Рис. 101. Трохофора (А) морского кольчеца по- лигордия и начало превращения ее в членистого червя (?).

В способности переносить в анабиотическом состоянии сухость и распространяться вместе с пылью при содействии ветра у коловраток также проявляется аналогия с образованием цист у инфузорий: благодаря таким приспособительным реакциям организма эти микроскопически мелкие существа могут поддерживать свою видовую жизнь во временно пересыхающих водоемах.

Интересна и история определения систематического положения коловраток. После того как в Австралии была обнаружена шарообразная коловратка трохосфера (рис. 100), очень похожая на трохо- ф о р у (рис. 101) — личиночную форму морских кольчецов, вся эта группа, еще сравнительно недавно причислявшаяся к инфузориям, оказалась в ближайшем родстве с высшими червями. Впрочем, некоторые исследователи считают сходство коловраток с трохофорами кольчецов не выражением их родственной близости, а результатом конвергенции — приспособления различных по происхождению животных к одинаковому образу жизни (аналогично сходству между дельфинами и акулами).

Мшанки

Подобно тому как раньше зоологи не видели существенных различий между коловратками и настоящими инфузориями, они также на основании внешнего сходства объединяли вместе в «класс полипов»

и действительных гидроидных полипов (включая гидру) и мшанок, колонии которых образуют невзрачный, как бы мшистый, буроватого цвета налет на нижней поверхности листьев кувшинок д на различных подводных предметах (рис. 102).

У так называемой клубчатой мшанки (рис. 103) сходство с полипами выражается в том, что у нее из ветвящихся трубочек, составляющих колонию, выступает венчик щупалец, подгоняющих пищу к ротовому отверстию.

У другого распространенного у нас вида — у мшанки-хохлатки колония по внешнему виду напоминает небольшого слизня и обладает способностью очень медленно передвигаться по стеблям и листьям водных растений.

При некотором внешнем сходстве с полипами (результат конвергенции) мшанки имеют гораздо более сложное строение, и современные зоологи относят их к особому типу червеобразных (Vermoidea), или щупальцевых (Tentaculata), к кото-

Рис. 103. Часть колонии клубчатой мшанки (увеличено):

1 — щупальцевое влагалище; 2 — венчик щупалец; 3 — пищевод; 4 — конец задней кишки; 5 — желудок; 6 — тяж со статобластами.

рому принадлежит также класс плечено- гих, не богатый видами в фауне современных морей, но процветавший в палеозое (у нас в каменноугольных известняках в изобилии встречаются раковины продук- тусов и спириферов — см. рис. 132).

Ограничиваясь этим кратким упоминанием о мшанках, которое, может быть, позволит узнать эти организмы при разборе материала пресноводных экскурсий, отсылаем читателя за более подробными сведениями к книге Б. Е. Райкова и М. Н. Римского-Корсакова «Зоологические экскурсии» (JI., Учпедгиз, 1956),

К типу моллюсков, или мягкотелых, относятся такие животные, как наши пресноводные и наземные улитки со спирально закрученной раковиной, голые слизни, наши речные и озерные ракушки с двустворчатой раскрывающейся раковиной. Огромное количество разнообразных форм моллюсков, также обладающих либо двустворчатыми, либо спирально закрученными раковинами, обитает в морях и океанах. Наконец, сюда принадлежат и такие животные, как каракатицы, кальмары и осьминоги — морские хищники, по внешнему виду очень мало похожие на других моллюсков, но в основном имеющие тот же общий тип строения.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 1.. 1968

Еще по теме Черви-труб очники:

  1. Алексеев В.О., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И.. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви, 2005
  2. Бескишечные ресничные черви
  3. 20.1. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ PLATHELMINTHES
  4. Тип Плоские черви (Plathelminthes, или Platodes)
  5. Черви
  6. Дождевые черви — ценнейшие сотрудники в пермакультуре
  7. 20.2. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ NEMATHELMINTHES
  8. 20.1.2. Класс Ленточные черви Cestoidea
  9. Тип Круглые черви, или Нематоды (Nemathelminthes)
  10. 20.2.1.2. Круглые черви — биогельминты
  11. Неудобица «Кусачие черви» — мой первый участок
  12. Грядка на каменистом откосе «Кусачие черви»: детство
  13. 20.2.1.3. Круглые черви, осуществляющие в организме человека только миграцию
  14. КЛАСС КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, NEMATODA СЕМЕЙСТВО TRICHOCEPHALIDAE IlAIRD, 1853
  15. 20.1.2.1. Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой
  16. 20.1.2.3. Ленточные черви, проходящие в организме человека весь жизненный цикл
  17. Цестодозы